Киноманы знают, что великий режиссер Стэнли Кубрик мечтал снять фильм о Наполеоне Бонапарте, французском политическом и военном лидере.
Но вот загвоздка: Кубрик и Ридли Скотт были знакомы, и теперь Скотт создал свою версию "Наполеона". И здесь вопрос: если Кубрик вдруг имел какие-то сверхсекретные советы по этому поводу, он их, кажется, не раскрыл Скотту.
Скотт, конечно, великий кинорежиссер (вспомним "Чужого", "Бегущего по лезвию" и "Тельму и Луизу"). Но его новый эпос, который сейчас крутится в Сан-Франциско, оказался прост и бездушен, как конспекты. Это как утомленный профессор, преподающий по скучному учебнику.
Проблема номер один: слишком много второстепенных персонажей, которые появляются и исчезают, словно на игровом автомате. Они мелькают на экране, как фокусы, только чтобы в следующий момент исчезнуть и вдруг вернуться, а ты уже запутался в их имени и местоположении.
Даже для тех, кто является Наполеоноведом, это сложно. Ведь тут события перескакивают через годы, как на горках. Это как игра в память, где ты всегда проигрываешь.
Фильм начинается в 1793 году – к счастью, пропуская детство Наполеона. Мария-Антуанетта идет на гильотину, под ливнем еды, которую толпа кидает в ее кудрявые волосы. Это странно, но самая яркая сцена в фильме. Остальное – как зачет по списку.
Наполеон (сыгранный Хоакином Фениксом) взлетает по карьерной лестнице французской армии, воюет, становится императором, теряет и находит союзников, и, наконец, проигрывает при Ватерлоо. Завершается все изгнанием на остров Святой Елены, где Наполеон умирает в 1821 году.
Многих зрителей, конечно, привлекут боевые сцены: грязь, кровь, лошади, флаги, бинокли, мечи, винтовки, копья, пушки – взрывы пушечных ядер, как миниатюрные атомные бомбы. Но кажется, что все эти сцены сливаются в одну кашицу, как если бы ты пытался запомнить кучу карт в карточной игре.