Жюль Перро - один из крупнейших представителей балета периода романтизма. Каждый уважающий себя балетомАн знает Петипа и Дидло, а если сильно увлекается историей, то и о Сен-Леоне слышал. Но имя Жюля Перро почему-то выскальзывает из памяти. Сегодня мне хочется рассказать вам о человеке, который поставил на петербургской сцене балеты по произведениям Гюго и не только.
Жюль Перро (1810-1892)
В ту пору, когда в Париже ставился балет за балетом, из которых пропадало содержание, а развлекательность росла, жил был мечтательный Жюль Перро, который хотел совершенно иного.
Перро - романтик, симпатизирующий Гюго, Бальзаку и Жоржу Санду. Он работал над танцевальной пантомимой, над игровым танцем, как основой спектакля.
Перро отказывается в своих балетах от мира небожителей, теней, духов и призраков. Большинство балетов Перро имеют реалистическую фабулу: "Катарина", "Эсмеральда", "Газельда", "Маркобомба", "Тщетная предосторожность", "Корсар" и "Своенравная жена", переработанная Перро. Отдельного анализа заслуживает балет "Фауст".
Создавая балет на реалистическом материале, Перро стремился к бытовым характерам действующих лиц.
Лучший из сценариев Перро, и одна из лучших его постановок - "Эсмеральда", сочиненная по роману В.Гюго. Балет был поставлен в России, и никогда не исполнятся в Париже.
Очень интересный сценарий "Катарина - дочь повстанца" разработан по рассказам о художнике Сальваторе Роза. Перро противопоставляет два мира: повстанцев средиземноморского побережья и итальянских аристократов. Сюжетом служит судьба Катарины - дочери повстанца, полюбившей художника. Она верит ему и гибнет вследствие своего доверия к бездушному эгоисту и его светскому окружению.
Перро брал свои идеи для балета "Наяда и рыбак" или "Ундина" из народных сказок, перекликающая со сказкой Андерсона "Русалка" и балетом Ф.Тальони "Сильфида".
Но самое интересное в творчестве Перро - стремление найти в языке движений средства для раскрытия характеров и ситуации. Он внес в танцы совершенно новый элемент - смысл и действие.
Ему первому принадлежит честь изобретения pas d'actions и мысль ввести в танцы цель, содержание и мимику. Он первый осмыслил pas de trois, de quatre, de cinq - одну из самых необходимых частей балета. В этих па есть цель, и вы понимаете, что хотят сказать танцовщики.
Перро отличался от других балетмейстеров своими массовыми танцами. Он не допускал единообразного движения всех участников танцевальных ансамблей. Он разделяет кардебалет на группы, состоящие из персонажей с определенной сюжетной нагрузкой: солдаты, крестьяне, нищие, цыгане и тд. Для каждой группы он придумывает самостояльные ходы и движения.
Пришло время сравнить балетмейстеров, которые клали в основу балета драматическую пьесу. Сегодня в правом углу ринга Дидло, а в левом - Перро.
- Дидло примитивней, рационалистичней и натуралистичней в своих реформаторских попытках. Перро поэтичней и гораздо богаче танцевально.
- У Дидло преобладает ритмизованная и вольная пантомима; у Перро - на первом плане танец, пантомимно усиленный и осмысленный.
- У Дидло балет на три четверти состоял из пантомимы и сольных сцен. Перро же заполняет три четверти спектакля массовыми и сольными танцами, оставляя пантомиме лишь одну четверть.
- Дидло ненавидит перегрузку движений виртуозными элементами и пренебрегает ими. Перро сочетает в танцевальном фрагменте виртуозность движения с его игровой выразительностью.
Но даже не смотря на такое количество отличий, было у них и кое-что общее. Оба использовали пантомиму и осмысленную актерскую мимическую игру.
В 1848 году в поисках постоянной работы Перро приезжает в Петербург, где будет служить до 1859 года в качестве художественного руководителя, балетмейстера и актера.
Со времени Карла Дидло петербургский балет сильно изменился. Он представляет собой один из самых больших артистических коллективов в мире, обслуживающий несколько театров и воспитывающий в своей школе кордебалет и солистов. Но изредка все же приглашают актеров из-за границы, хотя и петербургские балерины экспортируются на Запад. Есть лишь одна беда - нет своего репертуара. Попытки создать свои балеты были неудачны. По-прежнему в репертуар копируют французские новинки.
Жюль Перро прибыл в Россию, мобилизовав все свои ресурсы. Он привез "Эсмеральду", "Катарину", "Наяду и рыбака" и "Тщетную предосторожность" в исполнении мировых звезд, как Эльслер, Гризи и Черрито. Ради балетов Перро и знаменитых балерин театр несколько сезонов был набит битком. Но, начиная с 1853 года, историки императорских театров пишут:
Несмотря на нового балетмейстера, не уступавшего в даровании Дидло, несмотря на новые балеты, великолепно поставленные, на удивительный кордебалет, мода на балет, по-видимому, прошла решительно...
К тому же, спектакль любого жанра по роману Гюго рассматривался полицией России как вредный для императорской сцены. Даже названия балетов вызывали протесты цензуры. Название балета "Крестница феи" может показаться странным ибо волшебницы не могут крестить. В результате балет переименовали в "Питомицу фей". Следом под "каток" попал балет "Война женщин". А дальше последовал слух: "Перро - враг истинно русского, Перро травит русских".
Словом, Перро, несмотря на обаяние и политическую безвредность, пришелся не по вкусу публике и начальству.
В 1859 году, самолюбивых и ненавидящий придворные поклоны Перро, поставил на свое директора императорских театров Сабурова, и уехал во Францию.
В Париже он стал балетным педагогом. На многих картинах Эдгара Дега можно увидеть Перро, получившего у балетной молодежи прозвание – Наставник. Больше он не поставил ни одного спектакля.
Он купил виллу в Бретани, жил там, воспитывал двоих детей. И скончался 29 августа 1892 года, получив солнечный удар на рыбалке.
Жюль Перро достоин нашей памяти, как один из немногих в XIX веке борцов за действенную и выразительную хореографию.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь и оставайтесь. Дальше только интереснее!