Наступивший 2024 год объявлен Годом семьи. Вспомним о том, какой была семья в старину, как завязывались и строились семейные отношения у наших далеких предков. Для этого предлагаем заглянуть на страницы старинных книг в электронной Президентской и нашей библиотеке
По нравственным представлениям любой эпохи человек, достигший определенного возраста, должен был обязательно состоять в браке. В дохристианском обществе знакомство будущих супругов происходило на игрищах, посвященных празднованиям языческих Богов.
«Русская женщина Великокняжеского времени» (М.Н. Дитрих, 1904).
Брачные традиции разных славянских племен отличались. «У диких древлян, родимичей и вятичей было в ходу «умыкание» жен и брак продолжался, сообразно желанию, иногда очень недолго; имели даже по несколько жен. У более культурных и мирных полян браки совершались по заранее выясненному соглашению и невесту приводили в дом жениху ее родные».
Славянское слово «невеста» означало «неведомое», «неизвестная». Поскольку имя снохи, как чужеродной, не разрешалось произносить в доме, чтобы не оскорбить духов домашнего очага, то к снохе как раз подходило имя «неведомой». (Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (ХI-XIX вв.)
Брачный возраст среди отпрысков знатного сословия на Руси в ХI-ХII вв. наступал в двенадцать-пятнадцать лет. Юный «отрок» окончательно превращался в «мужа» со вступлением в брак и рождением детей, когда сам становился главой семьи. При наличии подходящих невест и женихов молодых в брак вступать понуждали. Как отмечается в книге «Аристократия Древней Руси IX-XIIвв.» «засиживаться» в народной культуре считалось не только странным, но и позорным. Состоятельные люди (князья) могли позволить себе многоженство или содержать гаремы.
Христианство во многом изменило брачные традиции язычества, внесло в институт семьи идеал духовности и божественности. Рождение и воспитание детей определялось одной из важнейших целей брака. Церковные браки не предполагали выбора партнера в соответствии с личной симпатией. О создании брачного союза обычно договаривались родители жениха или невесты. По церковному праву брачный возраст для мужчин устанавливался с 14 лет, а для женщин – с 12. Церковь настойчиво рекомендовала женить и выдавать замуж детей без промедления, как только те «в возраст войдут».
Популярным сводом правил семейной жизни XVI в. стал Домострой Сильвестра, духовного наставника Ивана Грозного. В сборнике представлена идеальная по нормам того времени модель семейных отношений. Во главе семьи стоял муж, который обеспечивал семью и следил за соблюдением законов нравственности и морали. Жене отводилась пассивная роль домашней хозяйки, а дети должны были помогать родителям и беспрекословно их слушаться.
Незавидна была участь замужней знатной женщины того времени. «Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже, если шла в церковь…» (Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетии. 1860 ). Для воспитания жены в духе смирения у мужа всегда была припасена плеть. Домострой человеколюбиво советовал не бить жену по лицу, но бить жену плетью считалось «и разумно, и больно, и страшно, и здорово».
Отсутствие семейных уз никогда не приветствовалось в обществе, это относилось и к средневековой Руси. Холостые мужчины оставались жить в отцовском доме в подчиненном положении и не имели твердого положения в обществе.
Семейность и общинность были искони отличительной чертою характера простого русского народа. Едва возмужав, крестьянин стремился в семейный союз, а вслед за тем и общинный. Жизнь в общине ограждала его от разных экономических случайностей, а семейная жизнь давала ему работников, кормильцев под старость. «Семейство или двор, как его в старину называли, средней руки, насчитывало 10-15 человек, и в нередких случаях достигало до 20-25 душ». (Вейнберг Л.Б. О крестьянской семье. Спб., 1891).
Большой считалась неразделенная семья, где вместе с ее главой (отцом, матерью) проживало не менее двух женатых сыновей.
Наиболее ярко значимость мужа и жены характеризуют народные пословицы. В словаре В. Даля их большое количество: «Муж не башмак, с ноги не сбросишь», «Без мужа, что без головы, без жены, что без ума», «Хозяйка в дому, что оладья в меду», «На что корова, была бы жена здорова», «Жена мужа почитай, как крест на славе; муж жену береги, как трубу на бане!»
Реформы Петра I нарушили традиционную замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей, были составлены новые регламенты многих сторон быта. Император выступал на добровольность в браке. Женщины, ставшие более свободными, могли знакомится с молодыми людьми на прогулках, приемах, ассамблеях (даже воспитанницам монастырей давали часы для знакомства с будущими женихами). Внутренняя жизнь большинства семей менялась медленно.
Брачный возраст ХVIII-ХIХ в.в. постепенно менялся. По указанию Синода (1774 г.) девушка могла вступить в брак с 13 лет, молодой человек с 15. В 1830 г. император Николай I установил возраст при вступлении в брак: 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте. Вплоть до 1917 г. церковное ведомство было главным арбитром в решении семейных споров.
К концу XIX в. преобладающим типом семей становятся малые семьи, состоящие преимущество из мужа, жены и их детей. Глава крестьянской семьи нес статус большака, в его функции входило распределение работ, ведение торговых и денежных дел, несение ответственности перед властями. Жена отвечала за хозяйственную сторону жизни семьи, распределяла работы среди женщин, держала ключи от амбаров и кладовых. «Без ее ведома никто не мог отрезать кусок хлеба или почать кринку молока» (Лещенко В.Ю. Семья и русское православие ХI-XIX вв.).
Дети в патриархальных семьях и помещиков, и крестьян рождались во множестве – «сколько Бог даст». Современному человеку представить непросто, что такое иметь, к примеру, пятеро братьев и шесть сестер. Наши великие соотечественники Д.И. Меделеев и М.Т. Калашников были семнадцатым по счету ребенком в семье.
Семья, ближайший и дальний круг родственников и друзей в русском обществе дореволюционной эпохи всегда находились в тесном и постоянном общении. Вместе обсуждали накопившиеся проблемы, совместно решали семейные дела, отмечали праздники. В семье нередко проживали одинокие тетушки, дядюшки, бабушки, дедушки, которые участвовали в воспитании молодых.
Особую роль в патриархальной семье играли няни. Няни вносили эмоциональный и религиозный элемент в жизнь своих питомцев, приближали их к народной культуре. Как справедливо отмечается в книге «Русская женщина: воспитание, образование, судьба XVIII- начало ХХ века» (авторы Пономарева В., Хорошилова Л., 2018), «место классических нянь заняли ныне бабушки. В самых разных культурах именно бабушки связывают новые поколения с прошлым».
Такова наша небольшая зарисовка о русских семьях разных эпох. Чтобы составить более полное представление о делах семейных, приглашаем посетить нашу библиотеку https://www.kraslib.ru или заглянуть в электронное собрание Президентской библиотеки https://www.prlib.ru/