Найти тему

Семейный круг: страницы из прошлого

Наступивший 2024 год объявлен Годом семьи. Вспомним о том, какой была семья в старину, как завязывались и строились семейные отношения у наших далеких предков. Для этого предлагаем заглянуть на страницы старинных книг в электронной Президентской и нашей библиотеке

По нравственным представлениям любой эпохи человек, достигший определенного возраста, должен был обязательно состоять в браке. В дохристианском обществе знакомство будущих супругов происходило на игрищах, посвященных празднованиям языческих Богов.

«Русская женщина Великокняжеского времени» (М.Н. Дитрих, 1904).
«Русская женщина Великокняжеского времени» (М.Н. Дитрих, 1904).

«Русская женщина Великокняжеского времени» (М.Н. Дитрих, 1904).

-3

Брачные традиции разных славянских племен отличались. «У диких древлян, родимичей и вятичей было в ходу «умыкание» жен и брак продолжался, сообразно желанию, иногда очень недолго; имели даже по несколько жен. У более культурных и мирных полян браки совершались по заранее выясненному соглашению и невесту приводили в дом жениху ее родные».

Славянское слово «невеста» означало «неведомое», «неизвестная». Поскольку имя снохи, как чужеродной, не разрешалось произносить в доме, чтобы не оскорбить духов домашнего очага, то к снохе как раз подходило имя «неведомой». (Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (ХI-XIX вв.)

Брачный возраст среди отпрысков знатного сословия на Руси в ХI-ХII вв. наступал в двенадцать-пятнадцать лет. Юный «отрок» окончательно превращался в «мужа» со вступлением в брак и рождением детей, когда сам становился главой семьи. При наличии подходящих невест и женихов молодых в брак вступать понуждали. Как отмечается в книге «Аристократия Древней Руси IX-XIIвв.» «засиживаться» в народной культуре считалось не только странным, но и позорным. Состоятельные люди (князья) могли позволить себе многоженство или содержать гаремы.

-4

Христианство во многом изменило брачные традиции язычества, внесло в институт семьи идеал духовности и божественности. Рождение и воспитание детей определялось одной из важнейших целей брака. Церковные браки не предполагали выбора партнера в соответствии с личной симпатией. О создании брачного союза обычно договаривались родители жениха или невесты. По церковному праву брачный возраст для мужчин устанавливался с 14 лет, а для женщин – с 12. Церковь настойчиво рекомендовала женить и выдавать замуж детей без промедления, как только те «в возраст войдут».

Популярным сводом правил семейной жизни XVI в. стал Домострой Сильвестра, духовного наставника Ивана Грозного. В сборнике представлена идеальная по нормам того времени модель семейных отношений. Во главе семьи стоял муж, который обеспечивал семью и следил за соблюдением законов нравственности и морали. Жене отводилась пассивная роль домашней хозяйки, а дети должны были помогать родителям и беспрекословно их слушаться.

Незавидна была участь замужней знатной женщины того времени. «Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже, если шла в церковь…» (Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетии. 1860 ). Для воспитания жены в духе смирения у мужа всегда была припасена плеть. Домострой человеколюбиво советовал не бить жену по лицу, но бить жену плетью считалось «и разумно, и больно, и страшно, и здорово».

Отсутствие семейных уз никогда не приветствовалось в обществе, это относилось и к средневековой Руси. Холостые мужчины оставались жить в отцовском доме в подчиненном положении и не имели твердого положения в обществе.

-5

Семейность и общинность были искони отличительной чертою характера простого русского народа. Едва возмужав, крестьянин стремился в семейный союз, а вслед за тем и общинный. Жизнь в общине ограждала его от разных экономических случайностей, а семейная жизнь давала ему работников, кормильцев под старость. «Семейство или двор, как его в старину называли, средней руки, насчитывало 10-15 человек, и в нередких случаях достигало до 20-25 душ». (Вейнберг Л.Б. О крестьянской семье. Спб., 1891).

Большой считалась неразделенная семья, где вместе с ее главой (отцом, матерью) проживало не менее двух женатых сыновей.

Наиболее ярко значимость мужа и жены характеризуют народные пословицы. В словаре В. Даля их большое количество: «Муж не башмак, с ноги не сбросишь», «Без мужа, что без головы, без жены, что без ума», «Хозяйка в дому, что оладья в меду», «На что корова, была бы жена здорова», «Жена мужа почитай, как крест на славе; муж жену береги, как трубу на бане!»

-6

Реформы Петра I нарушили традиционную замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей, были составлены новые регламенты многих сторон быта. Император выступал на добровольность в браке. Женщины, ставшие более свободными, могли знакомится с молодыми людьми на прогулках, приемах, ассамблеях (даже воспитанницам монастырей давали часы для знакомства с будущими женихами). Внутренняя жизнь большинства семей менялась медленно.

Брачный возраст ХVIII-ХIХ в.в. постепенно менялся. По указанию Синода (1774 г.) девушка могла вступить в брак с 13 лет, молодой человек с 15. В 1830 г. император Николай I установил возраст при вступлении в брак: 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте. Вплоть до 1917 г. церковное ведомство было главным арбитром в решении семейных споров.

К концу XIX в. преобладающим типом семей становятся малые семьи, состоящие преимущество из мужа, жены и их детей. Глава крестьянской семьи нес статус большака, в его функции входило распределение работ, ведение торговых и денежных дел, несение ответственности перед властями. Жена отвечала за хозяйственную сторону жизни семьи, распределяла работы среди женщин, держала ключи от амбаров и кладовых. «Без ее ведома никто не мог отрезать кусок хлеба или почать кринку молока» (Лещенко В.Ю. Семья и русское православие ХI-XIX вв.).

Дети в патриархальных семьях и помещиков, и крестьян рождались во множестве – «сколько Бог даст». Современному человеку представить непросто, что такое иметь, к примеру, пятеро братьев и шесть сестер. Наши великие соотечественники Д.И. Меделеев и М.Т. Калашников были семнадцатым по счету ребенком в семье.

-7

Семья, ближайший и дальний круг родственников и друзей в русском обществе дореволюционной эпохи всегда находились в тесном и постоянном общении. Вместе обсуждали накопившиеся проблемы, совместно решали семейные дела, отмечали праздники. В семье нередко проживали одинокие тетушки, дядюшки, бабушки, дедушки, которые участвовали в воспитании молодых.

Особую роль в патриархальной семье играли няни. Няни вносили эмоциональный и религиозный элемент в жизнь своих питомцев, приближали их к народной культуре. Как справедливо отмечается в книге «Русская женщина: воспитание, образование, судьба XVIII- начало ХХ века» (авторы Пономарева В., Хорошилова Л., 2018), «место классических нянь заняли ныне бабушки. В самых разных культурах именно бабушки связывают новые поколения с прошлым».

Такова наша небольшая зарисовка о русских семьях разных эпох. Чтобы составить более полное представление о делах семейных, приглашаем посетить нашу библиотеку https://www.kraslib.ru или заглянуть в электронное собрание Президентской библиотеки https://www.prlib.ru/