Найти в Дзене

10 МОИХ ЛЮБИМЫХ КНИГ, КОТОРЫЕ Я ГОТОВ ПОСОВЕТОВАТЬ ВСЕМ

Оглавление

Несмотря на регулярные упражнения в литературном творчестве, чего мои подписчики не могли не заметить, я не могу назвать себя завзятым книгочеем. Кино смотреть гораздо приятнее, а главное, быстрее. Несмотря на это, у меня есть не один десяток книг, которые мне страшно нравятся и о которых я готов говорить постоянно.
Сегодня я решил отобрать для вас десяток своих самых любимых книг, вкратце рассказать о них. Быть может, мы подискутируем о них в комментариях, а быть может, эта публикация подтолкнёт вас к прочтению одной из них.

А. Дюма-сын. "Дама с камелиями" (1848 г.)

Романтические истории о любви мне нравились всегда (возможно, сказался просмотр множества бразильских теленовелл в детстве, но это не точно). А уж истории о трагической любви - в особенности. Трагичность любовного чувства - в этой роскошной карете искусство ездит уже давным-давно и будет ездить ещё очень долго.
Одна из величайших историй трагической любви, рассказанных в литературной форме - история любви молодого дворянина Армана Дюваля и куртизанки Маргариты Готье, изложенная в романе
"Дама с камелиями" авторства Александра Дюма-сына, отпрыска другого великого француза, подарившего жизнь трём мушкетёрам, графу Монте-Кристо и многим другим героям.
Это бесконечно прекрасная книга, написанная тем ярким и точным языком, на который были способны только классики середины XIX века.

"Как часто рука, привыкшая к цветам, тщетно просит милостыни и черствого хлеба!"
А. Дюма-сын. "Дама с камелиями"

А уж сколько интерпретаций пережила история Армана и Маргариты - и в театре, и в кино, и в живописи, и в музыке. Без "Дамы с камелиями" не слушать бы нам и великую оперу Верди, "Травиата"!

О. Уайльд. "Портрет Дориана Грея" (1891 г.)

-2

Мистический роман "Портрет Дориана Грея" - великая аллегория, открывшая Оскара Уайльда миру не только как острого на язык драматурга, озорного новеллиста и автора красивых и трагичных сказок для взрослых, но и как большого прозаика с собственной философией. Не дайте себя обмануть: лишь внешне "Портрет..." - это манифест эстетизма, восхваляющий гедонизм и прочие "измы", означающие красоту и получение удовольствия от жизни. По сути же, история уродливого портрета и его прекрасного внешне, но ужасного в душе хозяина - это история о потери ориентиров, о сне разума, который, как известно, всегда рождает чудовищ.
Столь серьёзное и, не побоюсь этого слова, философское содержание облечено в одежды филигранного слова. Уайльдовские персонажи сотканы из множества деталей, в результате чего взору читателя предстаёт тонкая работа, подобная обюссонскому ковру. А поразительное чувство юмора, которым пронизано всё творчество Уайльда, помогает легче воспринимать всю эту красоту.
Ну право же, нельзя же быть такими серьёзными!

Убийство — всегда промах. Никогда не следует делать того, о чём нельзя поболтать с людьми после обеда.
О. Уайльд. "Портрет Дориана Грея"

М. Булгаков. "Собачье Сердце" (1925 г.)

-3

По моему скромному мнению, истинный талант художника проявляется не в крупной форме, но в малой. Насытить повествование множеством смыслов, продуманных образов, навести читателя на размышления в рассказе или короткой повести всегда много сложнее, нежели в трёхтомнике.
И потому из всех "больших" произведений прославленного отечественного литератора
Михаила Афанасьевича Булгакова моему сердцу всегда была ближе и роднее фантастическая повесть "Собачье сердце". Повесть эта столь же занимательна и увлекательна, сколь и драматична. "Что значит быть человеком? Как остаться человеком, когда всё вокруг так и вопит о бесчеловечности?" - на эти и многие другие вопросы Булгаков предлагает поразмышлять в своём произведении. Причём делает это столь мастерски, что у читателя ещё долгое время не пропадает странное чувство: что, прочтя фантастическую повесть о гениальном учёном и его творении, он прочёл нечто большее...

На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.
М. Булгаков. "Собачье сердце"

Дж. Р. Р. Толкин. "Хоббит, или Туда и Обратно" (1937 г.)

-4

Пришло время поговорить о чём-нибудь более лёгком - например, о повести "Хоббит, или Туда и Обратно" авторства профессора Джона Р. Р. Толкина. Именно с появлением этой повести помимо нашей объективной реальности появилась ещё одна - реальность Средиземья, в которую за приключениями, удовольствиями и дабы просто скрыться от разочаровывающего подлунного мира ныряли и продолжают нырять миллионы, если не миллиарды читателей по всему миру (в их числе - и ваш покорный слуга).
"Хоббит" - удивительно уютное произведение, от которого веет чем-то родным, знакомым и домашним. По сути ведь, это - сказочная повесть для детей. Но в то же время "Хоббит" позволяет читателям пережить одно из самых ярких приключений в их жизни: приключение "туда и обратно".
Именно из этой маленькой повести вырос великий толкиновский эпос, роман
"Властелин Колец", более масштабное и философское повествование. Однако мне почти 2000-страничное излияние о войне Кольца всегда нравилось значительно меньше маленькой повести о хоббите Бильбо Бэггинсе. Вы ведь помните, что я говорил о коротких произведениях выше, не так ли?

"«Когда ищешь, то обязательно находишь» — так сказал младшим гномам Торин. Спору нет, если ищешь, то всегда что-нибудь найдешь, но совсем не обязательно то, что искал."
Дж. Р. Р. Толкин. "Хоббит, или Туда и Обратно"

А. и Б. Стругацкие. "Трудно быть богом" (1964 г.)

-5

Пожалуй, я никогда не был поклонником научной фантастики в чистом виде. И потому одним из моих любимых произведений, имеющим косвенное отношение к этому жанру, стал роман братьев Стругацких "Трудно быть богом". Эта хроника борьбы за выживание королевства Арканарского, а точнее - лучшей его части в виде книгочеев и грамотеев - одна из самых жутких книг, что я читал в своей жизни. Падение, вырождение, потеря человеческого облика - всё это пугающе точно описано в книге. Здесь же размышления о непротивлении злу насилием, природе этого самого зла, о невмешательстве в творящуюся в мире несправедливость... будь то наш мир или же Мир Полудня, далёкого и чудесного времени из романов Аркадия и Бориса Стругацких.
Увы, ни одна из существующих ныне экранизаций этой книги даже на толику не приблизилась к оригиналу, и дело не только в отступлениях от сюжета. Дело в настроении: в фильме 1989-го года от
Петера Фляйшмана всё было сведено к бестолковому боевику, а в, прости Господи, "фильме" 2013-го года от Алексея Германа - к бестолковой возне в грязи без единого светлого пятна. А жаль: "Трудно быть богом" - одна из наиболее кинематографичных книг, что я читал. Бери и снимай!
Быть может, доживём до стоящей киноадаптации. Посмотрим...

"Из классов неслось жужжание голосов, хоровые выкрики. «Кто есть король? Светлое величество. Кто есть министры? Верные, не знающие сомнений…», «…И бог, наш создатель, сказал: «Прокляну». И проклял…», «…А ежели рожок дважды протрубит, рассыпаться по двое как бы цепью, опустив притом пики…», «…Когда же пытуемый впадает в беспамятство, испытание, не увлекаясь, прекратить…»
Школа, подумал Румата. Гнездо мудрости. Опора культуры…"
А. и Б. Стругацкие. "Трудно быть богом"

Ф. Герберт. "Дюна" (1965 г.)

-6

А вот вам, пожалуй, и самое моё любимое фантастическое произведение - великая космоопера "Дюна" от Фрэнка Герберта. Не совру, если скажу, что мир, созданный в книгах о далёком будущем человечества, дикой планете Дюна и её ценной Специи, я люблю ничуть не меньше, чем мир толкиновского Средиземья. "Дюна" - величественное повествование, которое, несмотря на многословность, обилие философских, политических и даже экологических монологов, а также толщину почти в 700 страниц, неизменно держит в напряжении, околдовывает, манит.
Цикл о "Дюне" - огромен. Только отец-основатель серии, Фрэнк Герберт, написал в этой вселенной шесть романов, а учитывая работы других писателей, то трудов о Дюне уже порядка 23-х. Однако, на мой взгляд, первый роман и его прямое продолжение,
"Мессия Дюны", ещё не переплюнул никто...

"Я не боюсь, я не должен бояться. Ибо страх убивает разум. Страх есть малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение. Я встречу свой страх и приму его. Я позволю ему пройти надо мной и сквозь меня. И когда он пройдет через меня, я обращу свой внутренний взор на его путь; и там, где был страх, не останется ничего. Останусь лишь я, я сам."
Ф. Герберт. "Дюна"

М. Пьюзо. "Крёстный отец" (1969 г.)

-7

Теперь давайте поговорим о чём-нибудь приземлённом - например, о преступности. Криминальный жанр - что в кино, что в литературе - мне всегда был близок, в отличие от пресловутой научной фантастики. И непревзойдённым образцом в этой категории был и остаётся роман "Крёстный отец" за авторством Марио Пьюзо. Конечно, сюжет и герои этого произведения наиболее известны в массовой культуре благодаря великому фильму Фрэнсиса Форда Копполы (о нём подробнее можете почитать ЗДЕСЬ), но роман Пьюзо прекрасен по-своему.
"Крёстный отец" - это суровое чтиво, и дело не только в криминальных разборках. Даже "мирные" герои романа подчас поставлены в столь неприятные обстоятельства, что мафиозные войны становятся милым отвлечением от и бед. Взять хотя бы подсюжет с кинопродюсером-педофилом или подсюжет о Нино Валенти, талантливом музыканте, проваливающемся в алкогольную пропасть. Сами герои - максимально многогранны и интересны. Все вместе они создают одну из самых мрачных, но, в то же время, самых мудрых семейных саг в истории мировой литературы. Ведь в первую очередь "Крёстный отец" - это история одной семьи, со всеми её горестями и радостями, со всеми её проблемами... а ещё - это история одного из её членов, который вполне мог бы стать хорошим человеком, приличным членом социума. Но увы: будто бы в греческой трагедии, фатум распорядился иначе...

"И боль, и страх проходят, неизменна только смерть."
М. Пьюзо. "Крёстный отец"

И. Шоу. "Богач, бедняк" (1969 г.)

-8

Ещё одна семейная хроника, на этот раз более мирного характера, представлена в романе Ирвина Шоу "Богач, бедняк". Вообще романов Шоу я читал изрядное количество, и могу с уверенностью сказать, что львиная их доля пришлась мне по душе. "Ночной портье", "Вечер в Византии", "Люси Краун", "Молодые львы" - эти книги я могу порекомендовать вам к прочтению. Некоторая сухость и "сценарность" его книг (сам Шоу, к слову, долгое время трудился в Голливуде сценаристом) с лихвой окупаются остроумием и тонким психологизмом. Писатель этот как мало кто другой понимает подноготную человеческих отношений и может весьма доступно поведать о ней.
Все эти слова можно отнести и к роману "Богач, бедняк" - книге, в которой содержатся интереснейшие размышления о любви, родине, деньгах, войне, детстве, сексе и смерти. В общем, обо всём том, из чего и состоит короткая жизнь абсолютного большинства землян.

"Любовь - это пятый всадник Апокалипсиса"
И. Шоу. "Богач, бедняк"

Т. Харрис. "Красный дракон" (1981 г.)

-9

Впервые с сюжетом романа "Красный дракон" и его центральным персонажем, зловещим и гениальным доктором Ганнибалом Лектером, ваш покорный слуга познакомился благодаря отличной экранизации 2002 года, сделанной Бреттом Ратнером (подробнее об этом я писал ЗДЕСЬ). Только спустя много лет я прочёл оригинальный роман, и был очарован им. Ведь это - образцовый триллер с образцовыми, глубоко продуманными антагонистом и протагонистом, детективом и убийцей, за каждым из которых интересно наблюдать в равной мере. Кроме того, "Красный дракон" - это отличный пример того, с какой тщательностью писатель может подходить к созданию правдоподобного художественного мира. Нельзя усомниться в том, что и доктор Лектер, и агент ФБР Уилл Грэм, и убийц по прозвищу "Зубная Фея" - абсолютно реальны и ходят с нами под одним солнцем.
Это книга - о наших самых сокровенных страхах и внутренних демонах, которые ведут человека, слабого или сильного, богатого или бедного, хорошего или плохого, к определённому жизненному итогу. К какому - зависит от самого демона. И от его носителя, кажется, тоже.

"Не мы изобрели нашу природу и не мы наделяем себя характером: он дается нам вместе с легкими, поджелудочной железой и всем прочим."
Т. Харрис, "Красный Дракон"

А. Перес-Реверте. "Капитан Алатристе" (1996 г.)

-10

В отличие от других книг из сегодняшнего материала, с циклом Артуро Переса-Реверте о лихом наёмнике, капитане Алатристе, я знаком сравнительно недавно, порядка года, однако уже успел полюбить его.
Главный герой романов - солдат ("капитан" - только прозвище), человек немногословный и суровый, скорый на расправу, но в то же время любящий, по-своему честный человек, ценитель стихов и прекрасных женщин. На его приключения мы взираем с точки зрения главного повествователя, юного Иньиго Бальбоа, ставшего для Алатристе младшим товарищем, оруженосцем, учеником и всем таким прочим.
Цикл об Алатристе - своего рода
"Три мушкетёра" нового времени: как и у Дюма-отца, здесь в приключенческом тоне описывается первая треть XVII века, герои участвуют политических интригах и действуют наравне с вполне реальными историческими персонами, такими как граф-герцог Оливарес и дон Франсиско де Кеведо. Но в отличие от прославленных творений французского классика, книги об Алатристе - более грубые, менее многословные. Под стать главному герою.
Лично я рекомендовал бы вам ознакомиться со всеми книгами данного цикла, однако лучшей всё ещё остаётся первый роман (кто бы в этом сомневался). А если не хватит - посмотрите отличную экранизацию с
Вигго Мортенсеном в главной роли!

"Все люди, конечно, братья, но, большей частью, двоюродные"
А. Перес-Реверте. "Капитан Алатристе"

Конечно, это только верхушка айсберга - книги, пришедшие мне на ум за долю секунды. В следующих публикациях я непременно продолжу рассказ о своих любимых литературных произведениях.
А вы в комментариях обязательно пишите о своих любимых книгах, составляйте списки, подобные этому - поделимся любимым друг с другом!

Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!

Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин