Найти в Дзене

5 ФАКТОВ О 5 ФИЛЬМАХ ФРЭНСИСА ФОРДА КОППОЛЫ | БАНДИТЫ, ВЬЕТНАМ И СССР

Сегодня 84 года исполняется настоящей легенде мирового кино, великому режиссёру, зачинателю кинодинастии и виноделу, Фрэнсису Форду Копполе. В карьере этого мэтра, говоря языком прессы, было много головокружительных взлётов и обидных падений. В какой-то момент падений этих было так много, что, казалось, режиссёр уже никогда не вернётся из небытия. Но не всё так просто...

Фрэнсис Форд Коппола (7 апреля 1939, Детройт) — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Наиболее известен благодаря своей кинотрилогии "Крёстный отец" и фильму о вьетнамской войне "Апокалипсис сегодня". Брат Талии Шайр, дядя Кристофера Копполы, Николаса Кейджа и Джейсона Шварцмана, отец Софии Копполы и Романа Франсуа Копполы. Фрэнсис является шестикратным лауреатом премии "Оскар", двукратным обладателем «Золотой пальмовой ветви», за фильмы "Разговор" и "Апокалипсис сегодня", и лауреатом множества других кинематографических наград и номинаций
Фрэнсис Форд Коппола (7 апреля 1939, Детройт) — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Наиболее известен благодаря своей кинотрилогии "Крёстный отец" и фильму о вьетнамской войне "Апокалипсис сегодня". Брат Талии Шайр, дядя Кристофера Копполы, Николаса Кейджа и Джейсона Шварцмана, отец Софии Копполы и Романа Франсуа Копполы. Фрэнсис является шестикратным лауреатом премии "Оскар", двукратным обладателем «Золотой пальмовой ветви», за фильмы "Разговор" и "Апокалипсис сегодня", и лауреатом множества других кинематографических наград и номинаций

Сегодня я расскажу вам пять интересных историй о пяти фильмах Фрэнсиса Форда, а затем очень рекомендую вам заглянуть в подобный этому материал о десяти картинах сэра деда Ридли Скотта и эссе об Андрее Тарковском!
(Да, я помню, что изначально анонсировалось десять историй о фильмах Копполы, но материал и так получился очень большой, и мне пришлось разбить его на две части)

1. Не поверите, но первой работой Фрэнсиса Форда в качестве режиссёра стал... советский фильм! Даже целых два!
На рубеже 1950-60-х годов американские кинематографисты с небольших студий через третьи страны покупали копии советских и европейских картин, перемонтировали их, меняли сюжет, иногда добавляя новые сцены, снятые уже в США. Затем это чудо капиталистической мысли отправлялось на дешёвые сеансы в американские кинотеатры, где зарабатывало энное количество зелёных денег для своих продюсеров.
Многие режиссёры, в будущем, сделавшие себе большую карьеру, начинали в те годы с подобных поделок, в их числе и Коппола.
В 1962-м, будучи студентом Калифорнийского университета, поучаствовал в работе тогдашнего короля фильмов категории "В"
Роджера Кормана. Вместе они перемонтировали советский фантастический фильм "Небо зовёт" (1959 г., реж. А. Козырь, М. Карюков). Так у них получилось кино "Битва за пределами Солнца".

Роджер Уильям Корман (5 апреля 1926, Детройт) — американский кинорежиссёр и продюсер, снявший большое количество фильмов категории В (преимущественно фильмы ужасов низкого класса и боевики). Его называли "королём фильмов класса Б" и "королём драйв-инов" (кинотеатров под открытым небом). Корман прославился как режиссёр, способный снимать фильмы с феноменальной скоростью и с минимальным бюджетом. Пик творческой активности Кормана пришёлся на 1950-е и 1960-е годы. В это время он снял, помимо прочего, серию готических фильмов по мотивам книг Эдгара По с участием актёра Винсента Прайса — они вошли в число его наиболее признанных критиками картин. После 1971 года он почти прекратил снимать фильмы лично, как режиссёр, но продолжал продюсировать работы других режиссёров. В 2009 году Корман был удостоен почётного "Оскара" за вклад в кинематограф. Многие знаменитые режиссёры Голливуда начинали карьеру под руководством Кормана. В их числе были Фрэнсис Форд Коппола, Джеймс Кэмерон, Мартин Скорсезе и Джонатан Демми
Роджер Уильям Корман (5 апреля 1926, Детройт) — американский кинорежиссёр и продюсер, снявший большое количество фильмов категории В (преимущественно фильмы ужасов низкого класса и боевики). Его называли "королём фильмов класса Б" и "королём драйв-инов" (кинотеатров под открытым небом). Корман прославился как режиссёр, способный снимать фильмы с феноменальной скоростью и с минимальным бюджетом. Пик творческой активности Кормана пришёлся на 1950-е и 1960-е годы. В это время он снял, помимо прочего, серию готических фильмов по мотивам книг Эдгара По с участием актёра Винсента Прайса — они вошли в число его наиболее признанных критиками картин. После 1971 года он почти прекратил снимать фильмы лично, как режиссёр, но продолжал продюсировать работы других режиссёров. В 2009 году Корман был удостоен почётного "Оскара" за вклад в кинематограф. Многие знаменитые режиссёры Голливуда начинали карьеру под руководством Кормана. В их числе были Фрэнсис Форд Коппола, Джеймс Кэмерон, Мартин Скорсезе и Джонатан Демми

В том же 1962-м Коппола вместе с Корманом перемонтировали и советскую киносказку "Садко", превратив её в фэнтези "Волшебное путешествие Синдбада". Однако вскоре молодой Коппола начал снимать и собственное кино. В 1963-м вышел его полнометражный дебют "Безумие-13", и Фрэнсис Форд начал свой большой путь в киноидустрии.

Постер фильма "Безумие-13"
Постер фильма "Безумие-13"

2. Фрэнсис Форд Коппола, хоть и ассоциируется у зрителя с суровыми, красиво снятыми драмами, никогда не заострялся на одном жанре. Снимал он и комедии, и фантастику, и ужасы. Так что нет ничего удивительного в том, что в 1968-м из-под его камеры вышел мюзикл! "Радуга Финиана" была экранизацией классического музыкального спектакля. Главную роль в фильме сыграла большая звезда 1930-х, актёр, танцор и певец Фред Астер.

Фред Асте́р (настоящее имя Фредерик Аустерлиц, 10 мая 1899 — 22 июня 1987) — американский актёр, танцор, хореограф и певец, звезда Голливуда, один из величайших мастеров музыкального жанра в кино. Его театральная и кинематографическая карьера охватывает период в 76 лет, в течение которого Астер снялся в 31 музыкальном фильме. 
Имя Фреда Астера часто упоминается вместе с именем Джинджер Роджерс, с которой он снялся в период с 1933 по 1949 год в 10 фильмах, перевернувших жанр музыкальной комедии. Джин Келли, ещё один новатор в области танцев, говорил, что "история танца в записи начинается с Астера"
Фред Асте́р (настоящее имя Фредерик Аустерлиц, 10 мая 1899 — 22 июня 1987) — американский актёр, танцор, хореограф и певец, звезда Голливуда, один из величайших мастеров музыкального жанра в кино. Его театральная и кинематографическая карьера охватывает период в 76 лет, в течение которого Астер снялся в 31 музыкальном фильме. Имя Фреда Астера часто упоминается вместе с именем Джинджер Роджерс, с которой он снялся в период с 1933 по 1949 год в 10 фильмах, перевернувших жанр музыкальной комедии. Джин Келли, ещё один новатор в области танцев, говорил, что "история танца в записи начинается с Астера"

Фрэнсис не хотел снимать "театр". В изобразительном плане он значительно заземлил действие сказочного мюзикла о семье ирландских эмигрантов, глава которой украл горшочек с золотом у лепрекона. Ну и что, что мюзикл - можно снять и реалистично! Интересно, что на съёмках Фрэнсису Форду ассистировал будущий космический сказочник и создатель "Звёздных войн", молодой Джордж Лукас.
Студия не была в восторге от результатов работы Копполы, но кино уже было снято.
Фильм нельзя было назвать грандиозно успешным международным хитом, однако при бюджете в 3,5 миллиона долларов (весьма недурной по тем временам) кино собрало 11. А песни, пришедшие в кино из спектакля, популярны до сих пор!

3. Кончено, самым популярным и любимым фильмом Копполы остаётся "Крёстный отец", великая криминальная драма по бестселлеру Марио Пьюзо. Эта картина перевернула представление о гангстерском кино, показав, что истории о негодяях могут стоять на котурнах древнегреческой трагедии. Снятый за шесть миллионов долларов, в общемировом прокате фильм собрал порядка трёхсот, унёс мешок наград и ныне почитается в числе величайших фильмов всех времён. Да что тут говорить...

В фильме одни из лучших своих ролей сыграли такие мастодонты актёрского ремесла, как Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан и многие другие. Однако актёрский состав фильма состоял не только из профессиональных артистов, но и из криминальных элементов.
Так,
Ленни Монтана, исполнитель роли головореза Луки Брази, был реальным соучастником (приближённым) "семьи" Коломбо, был известен как поджигатель, что привело его в тюрьму на острове Райкерс. В сцене, когда Брази душат, Коппола был недоволен отыгрышем новоиспечённого артиста, однако Монтане удалось убедить постановщика, что не раз видел, как душат в реальной жизни, и его перфоманс очень близок к жизни. Что ж, охотно верится...

Ленни Монтана в роли Луки Брази
Ленни Монтана в роли Луки Брази

Также криминальное прошлое было у Алекса Рокко, сыгравшего лас-вегасского авторитета Мо Грина, и Джанни Руссо, исполнивший роль зятя дона Корлеоне, Карло Рицци. Оба были связаны с мощными итало-американскими криминальными структурами. В тесном общении с криминалитетом был замечен и Джонни Мартино - он сыграл телохранителя и водителя семьи Корлеоне, Полли Гатто.

Отдельно нужно сказать и о певце Эле Мартино, воплотившем на экране образ Джонни Фонтейна. Мартино был довольно популярен на рубеже 40-50-х годов, однако с началом рок-революции в музыке резко покатился вниз. Наделав долгов у мафиози разной степени безжалостности, Мартино был вынужден сбежать из США в Британию. Вернулся он только в середине 60-х, когда за его безопасность поручились двое воротил подпольного бизнеса из Филадельфии, Рассела Буфалино и Анджелло Бруно (именно их сыграли Джо Пеши и Харви Кейтель в фильме Мартина Скорсезе "Ирландец"). Видимо, сработал старый добрый выкуп долгов... а может, Бруно и Буфалино просто любили хорошую музыку!

Уже довольно давно я хочу создать серию статей об этом фильме, рассказать о создании картины: поверьте, там много интересных историй. Некогда я уже рассказывал о музыке "Крёстного отца" - аж в двух статьях! Прочтёте их ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ!

4. Между двумя "Крёстными отцами" Коппола снял небольшое политическое кино. Собственно, благодаря "Крёстному отцу" это кино и появилось... благодаря "Крёстному отцу" и синему "Мерседесу"!
Сценарий "Разговора" лежал на полке с 1966-го года. Тогда же им и заинтересовался Коппола, однако денег на реализацию молодому режиссёру никто выделять не спешил. Только когда "Крёстный отец" стал хитом проката, студия
Paramount дала Фрэнсису Форду 1,6 млн долларов на "Разговор". Главную роль, одержимого конспирацией мастера по прослушиванию, взяла на себя звезда "Французского связного" Джин Хэкмен.

Фильм вышел за несколько месяцев до знаменитого скандала вокруг прослушивания отеля "Уотергейт", результатом которого стал импичмент президенту США Ричарду Никсону. Попали, что называется, в струю!
Но огромным хитом, подобно "Крёстному отцу", стать не удалось. В прокате фильм смог наскрести всего 4,42 миллиона. И сейчас об этом фильме знают немногие. Тому, что о фильме вспомнили в последние годы, поспособствовал хит
Гая Ричи "Джентльмены", в котором о "Разговоре" упоминает герой Хью Гранта.

Хью Грант (стоит) и Чарли Ханнэм в фильме "Джентльмены" (2020 г., реж. Гай Ричи)
Хью Грант (стоит) и Чарли Ханнэм в фильме "Джентльмены" (2020 г., реж. Гай Ричи)

Внимательный читатель спросит: так причём же здесь синий "Мерседес"? А я ему отвечу: на синем "Мерседесе" в фильме "Разговор" ездит героиня Синди Уильямс. В реальности же автомобиль этот принадлежал Фрэнсису Форду Копполе. Машину режиссёр выиграл в споре с боссами Paramount: Коппола поставил на то, что "Крёстный отец"достигнет определённой отметки в кассовых сборах. После того, как фильм стал хитом, Коппола и Джордж Лукас отправились выбирать машину, заявив продавцу, что счёт он может прислать в офис Paramount. Так студия оплатила и машину, и съёмки фильма...

5. Пожалуй, самой сложной съёмкой в жизни Копполы стали съёмки военной драмы "Апокалипсис сегодня" с Мартином Шином и Марлоном Брандо в главных ролях. Основано кино на неоромантическом романе Джозефа Конрада "Сердце тьмы", действие которого было перенесено из Африки начала 20-го века во Вьетнам времён тамошней войны. Съёмки ленты сопровождались множеством сложностей - от запоев и последовавшего за ними инфаркта у Мартина Шина до реальных военных действий неподалёку от съёмочной площадки на Филиппинах. Группа многократно превысила бюджет, чуть не слетела с катушек в джунглях, но ей удалось снять один из лучших антивоенных фильмов всех времён, который - о, чудо! - даже умудрился не утонуть в прокате!

Отдельной занозой в известном месте для Копполы стал исполнитель одной из главных ролей, Марлон Брандо. Брандо вообще был известен своим дурным характером и упорным нехотением выучивать тексты. Перед съёмками Коппола попросил Брандо прочесть оригинальный роман Конрада, внимательно ознакомиться со сценарием и похудеть, дабы достовернее изобразить забаррикадировавшегося в джунглях командира-лидера секты. Однако Брандо решил, что читать книжки - для лузеров, читать сценарии - для слабаков, а худеть вообще вредно. Видимо, именно поэтому он приехал на съёмочную площадку изрядно потолстевшим и без единой реплики в голове. Большая часть речей полковника Куртца, которого и играл Брандо, по сути, импровизация. А в полутьме его снимали для того, чтобы лишние килограммы не так бросались в глаза.
Возможно, именно благодаря этому полковник Уолтер Куртц стал одним из самых запоминающихся антигероев в мировом кино. Иронично...

Отдельно хочется сказать и о названии фильма. В нашей традиции его принято переводить как "Апокалипсис сегодня". Звучит это красиво и художественно, однако некоторые переводчики, в числе коих - знаменитый Дмитрий "Goblin" Пучков - настаивают на том, что правильнее передавать это название на русский язык, как лозунг: "Даёшь Апокалипсис!", что тоже близко к смыслу фильму и его стилистике. Своим мнением об этом вы можете поделиться в комментариях!

-9

Конечно, это далеко не конец моего рассказа о фильмах маэстро Копполы. Ведь как умолчать о том, как Коппола снял культовейшую молодёжную драму и самый провальный фильм 80-х, как Гэри Олдман превратился в древнего вампира, а Робин Уильямс - в десятилетнего мальчика!
Второй части - быть! Но только, если вы поддержите эту часть лайком и комментарием!

Обязательно пишите, какой фильм Фрэнсиса Форда Копполы вам нравится больше всего, а какой - меньше! Пообщаемся!

Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!

Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин