Найти тему

МУЗЫКАЛЬНАЯ МАФИЯ | ИСТОРИЯ САУНДТРЕКА "КРЁСТНОГО ОТЦА"

В одной из предыдущих статей я рассказывал вам об известных (и не очень) песнях, прозвучавших в легендарной картине Фрэнсиса Форда Копполы "Крёстный отец" (всё ещё можете оценить тот материал ЗДЕСЬ). А сегодня, в честь дня рождения композитора Нино Рота, я расскажу вам о том, как создавался саундтрек, написанный для самого фильма и какая судьба его постигла после выхода картины.
Никуда не уходите, и уже очень скоро вы узнаете, почему Нино Рота лишили
"Оскара" за музыку к "Крёстному отцу" и какая "семья" курировала производство саундтрека.

Октябрь 1971-го года, Рим. Молодой американский режиссёр итальянского происхождения Фрэнсис Форд Коппола только что отснял свой новый фильм, среднебюджетную криминальную драму по расхожему бестселлеру. Теперь он летел в Вечный Город, чтобы там показать материалы картины единственному композитору, которому бы он мог доверить создание музыке к ней. Музыка Нино Рота должна была привнести в "Крёстного отца" больше итальянского колорита. Посмотрев отснятый материал, композитор принялся за работу...

Рим осенью
Рим осенью

При написании музыки к "Крёстному отцу" Рота решил, что всё новое - это хорошо забытое старое. Рота был хорошо образованным композитором и знал самых разных творцов в этой области. Знал он и "Симфонию №1" финского композитора Яна Сибелиуса. Вступительная мелодия к этой симфонии стала для Рота отправной точкой в создании саундтрека...

Ян Сибелиус (при рождении Юхан Юлиус Христиан Сибелиус; 8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Великое княжество Финляндское, Российская империя — 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) — финский композитор. Творчество Сибелиуса развивалось преимущественно в традициях западноевропейского романтизма, стилистика некоторых его сочинений отразила веяния импрессионизма. Основные творческие достижения сосредоточены в области оркестровой музыки (7 симфоний, симфонические поэмы, сюиты). Широко известны также скрипичный концерт, оркестровый "Грустный вальс" (из музыки к драме А. Ярнефельта "Смерть"), хоровой "Гимн Финляндии". Многие сочинения Сибелиуса прямо или обобщённо связаны с финской национальной тематикой. Видный представитель "золотого века" финского искусства периода 1880—1910 годов
Ян Сибелиус (при рождении Юхан Юлиус Христиан Сибелиус; 8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Великое княжество Финляндское, Российская империя — 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) — финский композитор. Творчество Сибелиуса развивалось преимущественно в традициях западноевропейского романтизма, стилистика некоторых его сочинений отразила веяния импрессионизма. Основные творческие достижения сосредоточены в области оркестровой музыки (7 симфоний, симфонические поэмы, сюиты). Широко известны также скрипичный концерт, оркестровый "Грустный вальс" (из музыки к драме А. Ярнефельта "Смерть"), хоровой "Гимн Финляндии". Многие сочинения Сибелиуса прямо или обобщённо связаны с финской национальной тематикой. Видный представитель "золотого века" финского искусства периода 1880—1910 годов

Американский зритель - что тогда, что сейчас - не очень хорошо ориентируется в итальянском кино, для которого композитор к тому моменту писал уже тридцать (!) лет. Поэтому, не мудрствуя лукаво, Рота достал из своих закромов старые партитуры. Так, самая известная тема из фильма "Love Theme" (рус. - "Любовная тема") была написана им ещё в 1958-м, для комедийного фильма "Фортунелла" с Джульеттой Мазина в главной роли.
Знакомую композицию можно услышать в этом видео на 0:56. Правда, исполнена она в комедийном ключе:

В основной корпус музыкальных тем для фильма вошло десять мелодий, многие из которых, по сути, являются вариациями двух основных тем, о которых я уже рассказал выше. Выбивается из этого плейлиста только тема "The Baptism", звучащая во время одной из самых запоминающихся сцен фильма, когда крещение племянника дона Майкла Корлеоне (Аль Пачино) встречается с ужасающей расправой над врагами нового крёстного отца...

Несмотря на то, что эта статья посвящается сегодняшнему имениннику, Нино Рота, было бы преступлением обойти вниманием ещё одного автора, подарившего свои произведения для фильма. Имя этого человека - Кармайн Коппола. Он был композитором, дирижёром, а также - что не менее важно - отцом режиссёра картины. Именно Кармайн Коппола создал музыку для сцены свадьбы Конни Корлеоне. В сиквеле, "Крёстный отец. Часть II" Кармайн уже на полных основаниях станет соавтором Рота и разделит с ним "Оскар" за "Лучший саундтрек".

Кармайн Коппола
Кармайн Коппола

Учитывая то, что саму Конни Корлеоне в фильме сыграла сестра Фрэнсиса Форда, Талия Шайр, а младенца-племянника Майкла - дочь Фрэнсиса Форда, София, можно сказать, что главной семьёй фильма, помимо "семьи" Корлеона, стала семья Коппола.

Главный продюсер фильма, Роберт Эванс, не хотел включать эту музыку в фильм. Она показалась ему чересчур тяжеловесной и неподходящей к тону картины. Фрэнсис Форд Коппола чуть ли не на коленях отмолил творения Нино Рота... и не прогадал!

Роберт Эванс
Роберт Эванс

Саундтрек к "Крёстному отцу" вышел одновременно с фильмом, в 1972-м году, и получил восторженные отзывы критиков. За свою работу Нино Рота получил премии "Грэмми", "Золотой Глобус" и BAFTA. А вот из "оскаровской" гонки композитор выпал. Изначально он, конечно, был номинирован за "Лучший саундтрек". Но вскоре академики узнали, что музыка эта уже звучала в другом фильме - помните историю с "Фортанеллой"? Так первый "Крёстный отец" остался без золотого болвана за музыку. Зато победил в номинациях "Лучший актёр", "Лучший сценари" и, в конце концов, за "Лучший фильм" года.

Безусловно, наибольшей популярности добилась "Love Theme" также известная, как "Speak Softly Love" (c англ. - "Говори тихо, любовь моя"). Инструментальная композиция была незамедлительно превращена в песню (слова написал поэт Ларри Кьюзик). В 1972-м песня в исполнении Энди Уильямса, у которого, кстати, сегодня тоже день рождения. добралась до 43-й позиции главного американского чарта "Billboard Hot 100". Позднее эту песню исполняли также Эл Мартино, София Ротару, Бобби Винтон, Муслим Магомаев, Олег Погудин, Роберто Аланья и другие певцы.

А в 1978-м эта тема в исполнении оркестра Поля Мориа проникла в советский фантастический мультфильм "Контакт". Мультфильм по сей день пользуется популярностью, а у некоторых зрителей тема Нино Рота ассоциируется только с этой немного сумасшедшей историей о художнике и инопланетянине.

"Крёстный отец" - по-настоящему великое кино. Оно уже 50 лет покоряет сердца всё новых и новых зрителей, плотно вписавшись в историю мировой культуры. Но было бы оно столь популярным и привлекательным без великолепной музыки Нино Рота? Это вопрос, ответ на который, по большому счёту, не так уж и важен. Саундтрек этот давно живёт своей жизнью и радует любителей хорошей музыки.
А как вам работа Нино Рота и фильм Фрэнсиса Форда Коппола? Обязательно напишите об этом комментариях, а также скажите: о каком ещё саундтреке мне ещё написать?

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

#кино #кинематограф #киноискусство #интересныефакты #ретро #классика #музыка #искусство #саундтрек #крёстныйотец