Всего за время войны американцами и англичанами в Советский Союз было поставлено 3633 бомбардировщика четырех типов. Английские самолеты вообще в ВВС РККА и флота не прижились, а из американских относительной популярностью пользовался только A-20 «Бостон», да и тот по некоторым важным параметрам уступал нашему бомбардировщику Пе-2, а Б-25 «Митчелл» - практически устаревшему уже на начало войны Ил-4.
Как только Гитлер напал на СССР, советские генералы обнаружили, что почти все их бомбардировщики мгновенно устарели. Нет, было пару машин нового типа, способных справляться с любыми задачами в условиях современной войны. Это были Пе-2 и Пе-8 (ТБ-7), да и Ил-4 (ДБ-3) тоже еще не исчерпал своих возможностей, но этих самолетов было относительно мало, и их парк в ожесточенных боях таял очень быстро.
А огромное количество бомбардировщиков СБ – это вообще ни о чем, в большинстве своем их армады просто не успевали долетать до цели, как сбивались немецкими истребителями и зенитным огнем.
Короче, Сталину позарез потребовалось увеличить количество бомбардировщиков, но промышленность в условиях разгрома 1941 года с этой задачей не могла справиться в принципе – выпускали ровно столько, на сколько имелось оставшихся мощностей. Поэтому у новоявленных западных союзников было затребовано всё, что они могли прислать, и те начали присылать, хотя поначалу не быстро и немного.
Таким образом бомбардировочному командованию ВВС РККА весь 1941 год пришлось воевать на том, что было в наличии, нести огромные потери и хоть как-то полагаться на штурмовую авиацию, которая по мере сил и возможностей выводила из строя некоторые немецкие аэродромы, на которых была сосредоточена истребительная авиация гитлеровцев, очень сильно мешавшая работе советских бомбардировщиков.
Но, в общем, справились в первый год войны и своими силами, да и в 42-м от союзников не поступило сколько-нибудь ощутительного количества бомбардировщиков, учитывая, что советская промышленность выпустила в разы больше этих самолетов, чем прислали нам англичане и американцы. Так, в 1942-м только Пе-2 было выпущено 2392 машины против присланных 667 «Бостонов» A-20 и 108 Б-25 «Митчелл».
А Ил-4 в том же 42-м было выпущено больше, чем в ВВС поступило импортного продукта – 858 против 775 «Бостонов» и «Митчеллов.
В 1943-м соотношение производства и импорта было примерно такое же, а в 1944-м вопрос так уж остро не стоял, и о получении импортной техники никто из наших генералов особо не думал. Дело в том, что за годы войны львиную долю усилий фронтовой авиации приняли на себя штурмовики Ил-2, которых выпускалось в среднем по 10 тысяч в год (8229, 11193 и 1110 в 1941, 1942 и 1943 годах соответственно). А это уже было довольно мощно, хотя сам Сталин даже на победном этапе от ленд-лиза отказываться не собирался.
Нет, я ничего не имею против западной помощи ВВС РККА во время войны, но и слишком превозносить ее не стоит. Многие специалисты сегодня утверждают, что американские бомбардировщики были настолько хороши, что если бы ими была укомплектована вся наша боевая авиация, то война закончилась бы на год, а то и на два раньше. Мол, оснащенность «Бостонов» и «Митчеллов» всякими техническими причиндалами была на таком высоком уровне, какой нашим самолетам и не снился.
И тогда тут возникает вопрос – если импортные самолеты были так хороши, почему же тогда западные союзники раньше на год, а то и два не закончили свою войну – в Западной Европе и на Тихом океане?
Ладно, все эти говоруны, которые рассказывают о том, что 3633 (по другим данным – 3680) американских и британских бомбардировщика внесли вклад в боевые действия на Восточном фронте более высокий, чем десятки тысяч бомбардировщиков и штурмовиков, произведенных на советских заводах, просто говоруны, которые за свое говорунство получают деньги – только вот вопрос, от кого именно.
Но они не словом не упоминают о том, что наши летчики не только хвалили зарубежную технику, но и ругали. И часто даже отказывались на ней летать, требуя советские самолеты. Об этом есть упоминание в очерке, который я выкладываю ниже для своих читателей, которые хотят обладать всей полнотой информации от самых разных источников, а не только от современных «говорунских».
Журнал «Крылья Родины», 1987 г. №4
ЗАОКЕАНСКИЕ БОМБОВОЗЫ
К. Косминков, инженер-исследователь, Е. Павлов, журналист
Положение с самолетами-бомбардировщиками, состоявшими на вооружении BBC РККА и выпускавшимися авиационной промышленностью в начале Великой Отечественной войны, было сложным. В частях находилось значительное количество устаревших самолетов СБ и ТБ-3. Только к маю 1941 года сформировали первый полк на новых пикировщиках Пе-2. Серийный выпуск тяжелых ТБ-7 шел неритмично и вскоре совсем прекратился. Превосходный бомбардировщик - будущий Ту-2, только проходил испытания. Штучно выпускался Ер-2. А к ильюшинскому ДБ-ЗФ, основному в дальней авиации, неотвратимо подкрадывалось время: его опытный образец летал еще в 1936 году.
В то же время у союзников, прежде всего у США, имелись большие возможности по выпуску бомбардировщиков. Поэтому с самого начала войны наше правительство вело переговоры о поставке в СССР по ленд-лизу американских «летающих крепостей» Боинг В-17.
Осенью 1941 года были созданы две группы летного состава, возглавляемые А. Б. Юмашевым и Г. Ф. Байдуковым, которым предстояло получить первые В-17. Возглавил делегацию М. М. Громов, пользовавшийся за океаном большой популярностью.
Но не только авторитета Михаила Михайловича оказалось недостаточно для преодоления бюрократической стены американского военного ведомства, заблокировавшего достигнутые договоренности, - ничего не смог сделать и президент Ф. Рузвельт. Тяжелые четырехмоторные В-17 советские летчики так и не получили.
Подавляющее большинство из 3633 бомбардировщиков, поставленных по ленд-лизу, составили двухмоторные Дуглас А-20 «Бостон» и Норт-Америкэн В-25 «Митчелл».
Из Англии поступило примерно 20 «Хэмпденов» и полтора десятка «Альбемарлей». О последних можно сказать лишь следующее: своей полной боевой беспомощностью они способствовали появлению среди летчиков-североморцев невеселой военной шутки: «Ты мне друг или Хэмпден?».
Характер поставок бомбардировщиков, впрочем, как и истребителей, отличался, скажем так, обычным для ленд-лиза своеобразием. Минимум - когда Советский Союз крайне нуждался в них, максимум - когда мог обойтись и без помощи. Больше того, чего достаточно выпускала отечественная промышленность, меньше - в чем испытывала временные затруднения.
Приведем здесь для сравнения и данные по выпуску отечественных бомбардировщиков из книги А. С. Яковлева «Советские самолеты»: 1528 - ДБ-3 и 5256 - Ил-4, 11 427 - Пе-2, 2527 - Ту-2 - в том числе: 1942 год - 79, 1943 год - 17, 1944 год - 378, 1945 год - 742.
ДУГЛАС DB-7 «БОСТОН»
Этот самолет был разработан фирмой Дуглас по заказу Франции в 1938 году. Его назначение - бомбардировщик-штурмовик. Серийное производство. самолета развернулось в августе 1939 года. Он имел фирменный индекс DB-7, а в ВВС США его обозначили А-20. После поражения Франции, куда успели отправить около ста DВ-7, часть заказанных ею самолетов была передана Англии, где они получили название «Бостон», принятое позже и у нас.
DB-7 представлял собой цельнометаллический среднеплан с трехколесным шасси и двумя двигателями воздушного охлаждения Райт-Циклон. Экипаж - 4 человека: летчик, штурман и два стрелка. Самолет отличался хорошим пилотажно-навигационным оборудованием, что облегчало выполнение боевых задач.
B CCCP первые «Бостоны» стали поступать в 1942 году. Их вооружение состояло из семи малокалиберных пулеметов: шести браунингов и одного виккерса в люковой установке. На самолетах более поздних выпусков два из четырех, расположенных неподвижно по бортам носовой части фюзеляжа, заменялись крупнокалиберными - 12,7 мм. У стрелков остались пулеметы малого калибра, чего в 1943 году оказалось недостаточно.
Чтобы повысить обороноспособность бомбардировщика, На одном из наших заводов переоборудовали стрелковую установку радиста под крупнокалиберный советский УБ. Кроме того, переделали бомбодержатели, в результате машина могла поднять 1200 кг вместо 900.
В целом, как фронтовой бомбардировщик, самолет отвечал требованиям войны на советско-германском фронте. Характерен отзыв о нем дважды Героя Советского Союза В. С. Ефремова, воевавшего с начала войны на СБ, а с весны 1943 года на «Бостоне»:
«Машина оказалась простой в управлении, маневренной, обладала скоростью до 500 километров в час, свободно шла на одном моторе... Ночью приборы освещались мягким синим светом лампочек «руфо». Эти лампочки не давали ни отблесков, ни зайчиков, ни бликов, которые раздражали летчика в ночных полетах. Кабина отличалась простором, в ней было размещено множество приборов. Все здесь позволяло свободно управлять машиной. Над спинкой сиденья возвышался стальной наголовник, защищавший летчика от пуль и осколков».
Известен, однако, и другой отзыв - Героя Советского Союза Л. В. Жолудева:
«Летом 1942 года в полку появился «Бостон». С первого знакомства он произвел хорошее впечатление. Удобное шасси с носовым колесом. Резиновые антиобледенители фирмы Гудрич на передних кромках плоскостей. Комфортабельная утепленная кабина, красивая обивка бортов. Понравились радиокомпас и авиагоризонт. Выяснилось, что в управлении «Бостон» очень прост, особенно на посадке...
Но когда командир полка И. С. Полбин опробовал его на пикировании, то едва сел с поврежденным хвостовым оперением. Запас прочности оказался таким же, как у транспортных самолетов. На совещании мы почти единогласно высказались против «Бостона» пользу Пе-2. И. С. Полбин добился, чтобы в наш полк «чужеземцев» не поставляли».
Характерная особенность американской техники - удобство, даже роскошь в хотя и важных, но все же не основных свойствах машины и порой явный дефицит необходимого, который приходилось преодолевать доделками и усовершенствованиями уже строю.
Довольно часто «Бостон» использовался в качестве разведчика. Как штурмовик он применялся редко и лишь там, где не было сильного огневого противодействия противника.
Поставлялся в нашу страну и самолет A-20G, на котором вместо кабины штурмана была устроена батарея из шести крупнокалиберных пулеметов. Но и эти машины использовались, главным образом, как бомбардировщики: из-за отсутствия бронирования эффективно применять А-20G в качестве штурмовика было трудно, хотя по своему стрелковому и бомбовому вооружению он вполне подходил для этой цели.
Иногда «Бостоны» использовали для охраны объектов во время ночного патрулирования в воздухе. Приспособили его и для торпедных атак.
На западном театре военных действий этот самолет активно применялся союзными державами до конца второй мировой войны.
НОРТ-АМЕРИКЭН В-25 «МИТЧЕЛЛ»
Прототип этого самолета - опытная машина NA-40, создавалась (исторический парадокс!) по конкурсу 1938 года на штурмовик-бомбардировщик, победу в котором одержала фирма Дуглас со своим «Бостоном». После неудачи проект Норт-Америкэн подвергся значительным изменениям, и в результате появился практически новый средний бомбардировщик NA-62, получивший в серии с 1940 года обозначение В-25. Он стал «партнером» своего соперника в американских поставках по ленд-лизу в Советский Союз.
В ВВС РККА В-25 стал дальним. Название «Митчелл» у нас практически не применялось. В СССР поставлялись модификации В-25С, В-25D, B-25J, В-25Н.
Развитие шло главным образом по линии увеличения стрелковых точек и их калибра, запаса горючего. Бомбовая нагрузка доходила до 3000 кг, а вооружение - до 12 крупнокалиберных пулеметов.
Самолет представлял собой цельнометаллическую конструкцию с двумя моторами воздушного охлаждения Райт-Циклон. Он имел трехколесное шасси с носовым колесом и разнесенное двухкилевое оперение.
Первые поставки В-25 осуществлялись через Иран, куда в марте 1942 года пилоты американской гражданской компании «Пан-Америкэн Эйруэйз» перегнали первые 72 машины. Всего же за время войны было поставлено 860 самолетов.
Американский бомбардировщик имел определенные преимущества перед состоящими на вооружении отечественными, как уже говорилось, к 1942 году почти устаревшими Ил-4. К достоинствам следует отнести, прежде всего, хорошие пилотажные качества, автопилот, флюгерные винты. Управляли машиной два летчика - правый и левый. B дальних продолжительных полетах это было важным обстоятельством. Прекрасное радионавигационнoe оборудование позволило конструкторам снизить высотность самолета, обеспечив длительный полет в облаках.
Огромное количество стрелкового вооружения приближало B-25 к «летающей крепости». Вот, например, каким оно было на В-25J. Все пулеметы калибра 12,7 мм: 4 неподвижных бортовых у летчика, 1 неподвижный у штурмана, 1 подвижный у штурмана, 2 в верхней башне Бендикс, 2 бортовых подвижных, 2 в кормовой башне Белл. Внутренняя подвеска крупных - до 500 кг - бомб.
При всем этом, как отмечает дважды Герой Советского Союза А. И. Молодчий, В-25 уступал Ил-4 в дальности и высотности.
Читатель, сравнив данные по численности воевавших отечественных и американских бомбардировщиков, возможно, задаст вопрос - почему относительно небольшой парк «чужеземцев» так популярен? Почему столь часто в мемуарной и художественной литературе, статьях и рассказах встречаются «Бостоны» и В-25?
Не беремся ответить на этот вопрос однозначно, но одно соображение приведем. По сравнению, скажем, с летчиками-истребителями, штурмовиками, бомбардировщиками фронтовой авиации торпедоносцы и мастера ударов по дальним целям являлись людьми более редкой, но от этого не менее героической, фронтовой авиационной профессии. В то же время их боевая работа: атаки крупных вражеских кораблей, налеты на промышленные объекты - всегда пользовались повышенным вниманием Ставки ВГК, получали большой политический и общественный резонанс. Даже единичный успех одиночного самолета-торпедоносца или эффектный удар по вражеской столице производили большое впечатление и среди союзников, и среди противников.
Так, например, 15-я гвардейская бомбардировочная авиационная Гомельская дивизия, на Вооружении которой были В-25, начиная с осени 1944 года, базируясь вначале на юге Румынии, а затем в районе Белграда и южнее Будапешта, выполняла боевые задачи в интересах Второго и Третьего Украинского фронтов и частей Народно-освободительной армии Югославии. Объектами ее ударов в этот период очень часто являлись железнодорожные узлы в Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. Эта дивизия внесла много ценного в тактику авиации дальнего действия.
Так что заокеанские «воздушные крейсеры» свою роль в разгроме гитлеровцев в определенной мере сыграли, внесли вклад в общую Победу.
КОНЕЦ ОЧЕРКА
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Очень плохие отзывы о несчастных «Харрикейнах» и «Томагавках», поставлявшихся в СССР в начале войны