Первый и единственный пикирующий бомбардировщик ВВС РККА Ар-2 показал в 1941 году прекрасные боевые результаты и был ничем не хуже, чем другие машины, все же поступившие на вооружение нашей армии и флота, и провоевавшие до самого конца войны. Но программу такого перспективного самолета закрыли, предпочтя самолеты аналогичного назначения, но которые в этом назначении так и не использовались. В итоге Ар-2 так и остался «самолетом-неудачником», хотя всех своих конкурентов превосходил по большинству параметров.
Пикирующий бомбардировщик Ар-2 – самолет уникальный и совершенно недооцененный. Он был разработан как дальнейшее усовершенствование хорошо проявившего себя в военных конфликтах скоростного бомбардировщика СБ с целью превращения его в пикирующий бомбардировщик. Модернизацией самолета еще в 1937 году занялся первейший помощник А. Н. Туполева - Александр Александрович Архангельский.
Однако окончательный вариант нового самолета, получившего в итоге обозначение Ар-2, появился только в 1940 году. Конструктор учел опыт применения немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87 в Испании. Также ему были известны и трудности, с которыми столкнулся Петляков при создании своего пикирующего бомбардировщика Пе-2 путем переделки двухмоторного истребителя ВИ-100. Разница в результатах состояла в том, что Архангельский превратил в пикировщик хорошо известный ему СБ, а Петляков – только-только разработанный истребитель с неизвестными боевыми характеристиками.
В итоге Ар-2 получился гораздо более эффективным пикирующим бомбардировщиком, проявившим себя отлично в этом качестве с первых же дней войны, тогда как Пе-2 до самой середины войны использовался как скоростной горизонтальным бомбардировщик. С него даже снимали тормозные решетки и автомат пикирования, чтобы облегчить самолет, и это очень интересно, потому что первым приказом Сталина (через его министра авиационной промышленности) Петлякову предписывалось создать именно пикировщик, в то время когда уже таковой имелся у Архангельского, и был практически готов к боевому применению.
Дело в том, что в то время в советском военном руководстве превалировали идеи скоростных самолетов, которые распространялись и на бомбардировщики. Петляков гарантировал скорость своего детища 600 км/ч, а с бомбовой нагрузкой – не менее 500, тогда как Ар-2 при полной загрузке обещал всего 400 с небольшим. Это было неприемлемо, и в начале 1941-го производство этого самолета было прекращено, тогда как Пе-2 был дан наивысший приоритет.
Интересно, что основной официальной причиной отказа от Ар-2 были проблемы с защитой самолета от истребителей противника с задней полусферы. Однако рассматривая многие моменты боевого применения этого пикирующего бомбардировщика, можно узнать, что как раз именно эта защита и позволила избегать потерь от атак истребителей, тогда как у Пе-2, согласно статистике, было с этим заметно хуже. Кроме того, Пе-2 был хуже бронирован, и еще из-за этого в начале войны этих самолетов было потеряно гораздо больше. Как следует из статистики, потери Ар-2 в 1941 году составили в среднем 1 самолет на 40 боевых вылетов, тогда как Пе-2 имели показатель 1 самолет всего на 11 вылетов.
Кроме того, Ар-2 имел перед Пе-2 еще одно важное преимущество. Так как до войны самым массовым бомбардировщиком советских ВВС был хорошо освоенный СБ, то экипажи новых самолетов комплектовались пилотами именно этих бомбардировщиков. А так как Ар-2 был, по сути, тем же самым СБ, то и переучивание на новую машину было лишь формальностью, и основное учебное время уделялось получению навыков пикирования. Мало того, многие пилоты утверждали, что управление Ар-2 было даже более легким, чем СБ.
К тому же Пе-2 в силу своей новизны, оказался самолетом капризным, и очень много потерь этих машин – более 30%, составили аварии и катастрофы при посадке – «пешка» не терпела невнимательного управления в этом режиме, и часто у самолета ломались шасси. Ар-2 этими проблемами не страдал, и потому эффективно управлять им мог даже не очень опытный пилот, не опасаясь каких-то серьезных проблем.
Однако выпуск Ар-2 был прекращен за несколько месяцев до начала войны, хоть в части успело поступить более полутора сотен самолетов, а всего было выпущено около 200. И как раз эти самолеты и показали свою эффективность во время ведения боевых действий, тогда как пилотам Пе-2 весь начальный период войны пришлось только приноравливаться к новинке, что не способствовало полной ее эффективности.
Нет, я не собираюсь принижать достоинства Пе-2 и вклад этого самолета в Победу. Самолет принципиально был неплохим, раз провоевал всю войну навылет, не подвергаясь особым модификациям. Но и Ар-2 принижать тоже не следует, тем более что, если так разобраться, то по большинству параметров он не только не отставал от Пе-2, но где-то его и превосходил.
Да, скорость у Ар-2 была поменьше, и в условиях тотального дефицита истребителей прикрытия в 1941-м возможность оторваться от преследования вражеских истребителей даже без бомбовой нагрузки отсутствовала. Но, как писалось выше, оборонительные возможности Ар-2 были не то что неплохими, а на отдельных участках фронта даже прекрасными, особенно на южном крыле, где часто действовали устаревшие румынские истребители. Вот один из эпизодов, который можно привести в качестве показательного.
«В ходе вылета на бомбометание по немецкой бронетехнике и мотопехоте, наступавшим по шоссе Житомир – Киев, в районе населенного пункта Рожев 12 Ар-2 сбросили на противника с пикирования 72 бомбы ФАБ-100. Противник оказал серьёзное противодействие: сначала пикировщики были обстреляны интенсивным огнём зениток, а затем их атаковала четвёрка немецких истребителей Bf-109. Несмотря на то, что у одного Ар-2 прямым попаданием зенитного снаряда был разбит мотор, советские экипажи сосредоточенным огнём стрелков-радистов отбили все атаки.
Опытнейшим асам штабного звена I./JG 3 во главе с командиром группы гауптманом Хансом фон Ханом и обер-лейтенантом Буххольцем не только не удалось разгромить группу, но даже расстроить её, и единственной их добычей стал сбитый Ар-2 старшего лейтенанта В. В. Мельникова из 4-й эскадрильи. Даже подбитый зениткой, самолёт вернулся на аэродром, где произвёл вынужденную посадку на брюхо. Необходимо отметить, что за две недели боёв мастерство экипажей Ар-2 достигло высокого уровня, и их перехват стал непростой задачей даже для лучших асов люфтваффе».
Тут, кстати, имеется еще один интересный момент. «Пешкам» на начальном этапе их использования, по более поздним заявлениям немецких пилотов, помогало то, что поначалу немцы часто принимали Пе-2 за свои Bf-110 и Do-17, также имевшие двухкилевое оперение. Они в основном охотились за имевшими характерный силуэт штурмовиками Ил-2, и не атаковали новые советские бомбардировщики. А вот Ар-2, очень похожий даже издали на хорошо знакомый немцам СБ, сразу же привлекал внимание вражеских истребителей, да и немецкие зенитчики опознавали свои цели практически мгновенно.
Но, кроме отличных характеристик, Ар-2 очень помогала и тактика применения самолета с пикирования. В то время как другим бомбардировщикам приходилось заходить на цель с высот не более 2000 м, Ар-2 заходил на нее с 3-4 тысяч, что исключало применение противником легкой зенитной артиллерии и затрудняло использование средней. А так как «ары» в основном работали по колоннам наступающего в полях врага, которые не имели возможности использовать тяжелые, и часто даже средние зенитные орудия, то и потери у пикирующих бомбардировщиков не были такими высокими, как у СБ и Пе-2.
К тому же следует учитывать и высокую бомбовую нагрузку – в то время как Ар-2 нес три 500-кг бомбы на внешней и внутренней подвесках, «грузоподъемность» Пе-2 в 1941-42 гг. составляла всего около 600 кг. Таким образом повышалась и эффективность боевого применения Ар-2, о чем говорят потери немцев в бронетехнике и живой силе. Правда, многие из этих данных исходят только от экипажей наших бомбардировщиков, тем не менее, уничтожение и повреждение мостов через реки с помощью Ар-2 – это информация известная. А по мостам наши пикирующие бомбардировщики уже в 1941-м работали очень эффективно.
В общем, можно было бы много писать о том, что пикирующий бомбардировщик Ар-2 совершенно незаслуженно был снят с производства, учитывая очень многие его боевые качества. Я когда-нибудь напишу об этом отдельную статью, но пока что я хочу остановиться вот на чем.
Многие скептики, опираясь на выводы всяких официальных комиссий в 1941 году, закрывших программу производства Ар-2, начинают козырять выявленными недостатками, совершенно не разобравшись в их природе. Ну, во-первых, низкая скорость самолета в этих документах была сравнительной с Пе-2, а не вообще. Например, у прославленных Ил-2 и Ил-4 она была еще меньше, у последнего к тому же была низкая бомбовая нагрузка, и вообще никакой защиты от истребителей противника, по крайней мере, в начальный период войны. Да и позже, когда появился задний стрелок, она была не выше, чем у Ар-2. Но почему-то эти самолеты никто по этим параметрам не критикует.
Заключение мое будет такое.
Если бы производство Ар-2 было продолжено после 1941 года, в результате появилось бы множество его модернизаций, которые абсолютное большинство реальных недостатков самолета перекрыли бы с лихвой, особенно учитывая, что этот бомбардировщик был гораздо технологичней в сборке, чем те же Пе-2 и Ил-2. И особенно он пригодился бы в 1943-44 гг. при взламывании обороны противника, так как способен был нести очень большую бомбовую нагрузку, и техника бомбометания с пикирования была бы отработана до мелочей. Да, в 1944-м уже появились новые пикировщики Ту-2, но они никогда не использовались в качестве пикировщиков, хотя и создавались именно в этом качестве.
И вот тут их прекрасно могли бы дополнить Ар-2 – единственные эффективные пикировщики Красной Армии за всю войну. Дело в том, что хотя ближе к концу войны Пе-2 все же начали атаковать цели с пикирования, но крутое пикирование (45-90 град.), при котором точность поражения цели повышается многократно, до самого конца войны пилоты этих самолетов так и не освоили – бомбили цели только с пикирования пологого (до 45 град.). К тому же недостаточная бомбовая нагрузка не позволяла разрушать бетонированные укрепления с необходимым для наших наступающих войск эффектом, а бомбежка более тяжелыми бомбардировщиками с горизонтального полета была очень неточной.
Да, тут Ар-2 как раз пригодился бы. Но половина этих самолетов к концу 1941-го погибла, остальные из 200 построенных тоже по разным причинам вышли из строя, а производства новых, а тем более их усовершенствование, не производились. Можно констатировать факт, что так успешно начатая Ар-2 тактика бомбардировок с пикирования в СССР так и не была освоена, несмотря на то, что в качестве пикировщиков были разработаны целых два самолета – Пе-2 и Ту-2.
А гитлеровцы на Восточном фронте свои пикировщики применяли с невиданным размахом, и, может, в этом и заключался первоначальный успех вермахта, которому Ju-87 и частично Ju-88 весьма успешно расчищали путь для наступления на наши оборонительные узлы?
В общем, я считаю, что Ар-2 был лучшим советским бомбардировщиком начала войны, и мог бы остаться им и до самого конца. Однако кто-то в руководстве СССР не хотел, чтобы Красная Армия получила такое совершенное оружие. Не хочу выдвигать никаких конспирологических версий, но если взглянуть на проблему именно под этим углом, то возникают определенные вопросы, касающихся внедрения машин, которые разрабатывались для одной работы, а в итоге были использованы в совершенно несвойственном им качестве.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Дальний бомбардировщик Ер-2 - странный «неудачник», провоевавший всю войну навылет
Сколько боевых самолетов противника сбили наши летчики 22 июня 1941 года
Как люфтваффе проиграли «Битву за Москву», и что это стоило армаде Геринга