Найти тему
Бесполезные ископаемые

Метаморфозы мисс Гурвиц

"Эссра Мохок" определенно не самый благозвучный для русского уха артистический псевдоним. Однако под ним скрывается интересный и разнообразный автор-исполнитель, из тех, что успевали незаметно внести весомый вклад сразу в несколько направлений американской поп-музыки.

И так же неприметно в декабре уходящего года Сандра Илейн Гурвиц покинула этот мир...

На пожелтевшей визитной карточке с дворянской короной молодой швейцар дешевой московской гостиницы "Версаль" кое-как прочел только имя-отчество: Казимир Станиславович; дальше следовало нечто еще более трудное для произношения.

Мохок еще не самое страшное. В анналах американской авторской песни найдутся имена, чье произнесение вслух чревато явлением демона. Да их никто и не произносил. Например, Сара Кернокен, будущая сценаристка "Девяти с половиной недель", выпустившая два превосходных альбома, напрочь лишенные аляповатой завлекательности.

-2

Мисс Гурвиц одна из натуральных "хиппи", которым (Джеймс Тейлор, Джони Митчелл) удалось органично вписаться в буржуазный поп-рок 70-х и далее годов, не спекулируя на романтическом прошлом, поэтизированном в прекрасных песнях, написанных между Монтереем и Вудстоком.

Массовая адаптация к новым обстоятельствам не обходится без жертв, но тем, кому за тридцать бессмысленно претендовать на мученический ореол Хендрикса или Джоплин. Порой полу-забвение горше ранней гибели на пике популярности.

Карьеру мисс Гурвиц сопровождала полуизвестность. Заявила она о себе убедительно и рано, но, чтобы в этом удостовериться нужна наблюдательность.

Она нужна, чтобы запомнить автора песни The Spell That Comes After, переведем её наспех, как "Заклинание действует не сразу" с третьего диска Vanilla Fudge. Саму песню упустить невозможно, она как раз из тех, чье воздействие дает о себе знать задним числом. Но два слова Essra Mohawk испаряются моментально, как подпись Фантомаса.

Индейский псевдоним перешел к ней от мужа. Барри Фридман продюсировал единственный в своем роде "Мраморный перст" певицы сумеречных настроений Нико.

Первыми шагами мисс Гурвиц руководил другой продюсер - Джордж "Призрак" Мортон, чьими подопечными, помимо Vanilla Fudge и New York Rock Ensemble были так же и барышни Shangri-Las, способные дать фору Нико по части черной меланхолии.

В их исполнении прозвучала одна из первых композиций дебютантки Сэнди Гурвиц из города Филадельфия, инкубатора юных дарований. Мефистофельский вальсок I'll Never Learn в духе битловской It's For You и "У тебя кончаются дуры" Ариты Франклин.

Признаюсь честно, львиная доля чисто формальных данных, пересказанных мною выше почерпнута буквально пару недель назад. С бору по сосенке.

Будучи лояльным слушателем Пат Бенатар и Синди Лопер, я никогда не интересовался, чьи песни они поют, и чем занимались авторы этих песен до 80-х.

Единственным экспонатом, как говорят в шпионской прозе, "твердого прошлого" для меня была пластинка на лейбле Private Stock, где ютилось немало шестидесятников и просто хороших артистов "второго эшелона", успевших отметься между Никсоном и Картером. Мне очень нравился этот диск, чем-то похожий на Sally Can't Dance Лу Рида и Mirrors мисс Пегги Ли.

-3

Стоит напомнить, что параллельно мисс Гурвиц, гениальный Джордж "Призрак" Мортон стилизовал и вывел в люди малолетнюю Дженис Иэн, чей неувядающий талант так же расцвел в 70-е. А ведь были еще и Лора Ниро, и Кэрол Байер-Загер, и Кэрол Кинг.

И Сара Кернокен, чью фамилию боялись читать вслух суеверные виниловые "кузьмичи" - единственный тогдашний источник музыки, которую поймут и оценят через века. Ведь заклинание действует не сразу.

Essra Mohawk (Sandra Elayne Hurvitz; April 23, 1948 – December 11, 2023)

-4