Найти в Дзене
Оружейникофф

Топ-7 величайших аварий подводных лодок в истории

Оглавление

Глубоководный обитаемый аппарат «Титан» компании OceanGate Expeditions с 5 людьми на борту (включая трех туристов) пропал без вести 18 июня. Во время погружения к обломкам «Титаника» мини-субмарина потеряла связь с кораблем на поверхности моря.

Начавшаяся сразу поисково-спасательная операция поначалу давала надежду что все обойдется, однако – не обошлось. Через три дня в пятистах метрах от «Титаника» были найдены обломки «Титана». Судя по всему, произошло мгновенное разрушение корпуса под действием огромного давления на глубине около 3800 метров (заявленная максимальная глубина погружения «Титана» - 4 км).

"Титан"
"Титан"

Небольшая субмарина компании OceanGateне является подводной лодкой в обычном, военном смысле, это гражданский аппарат, используемый как исследовательский батискаф, то есть, аппарат доставляли к месту погружения на корабле, и далее задействовали по профилю. Тем не менее, это одна из серии аварий и опасных спасательных операций, которые произошли во всем мире с момента начала подводного мореплавания.

От USS Thresherдо San Juan: вспомним 7 самых масштабных аварий подводных лодок. Речь идет о следующих субмаринах:

• USS Thresher

• USS Scorpion

• «Курск»

• HMS Thetis

• USS Squalus

• Nanggala

• San Juan

1. USS Thresher: величайшая катастрофа подводной лодки всех времен

Трагические события с атомной подводной лодкой USS Thresher (типа Thresher, водоизмещение 3420 тонн при погружении) в апреле 1963 года вошли в историю как самая смертоносная катастрофа подводной лодки. 129 человек погибли во время тестового погружения примерно в 350 километрах от Кейп-Кода на восточном побережье США.

-3

Предположительно, причиной аварии стала лопнувшая труба. Расследование обломков корабля, проведенное ВМС США, показало, что поврежденная труба вызвала короткое замыкание на борту, что, в свою очередь, привело к отказу реактора и двигателя подводной лодки.

Thresher опустился на опасную глубину, после чего давление воды стало слишком большим, и разрушило крепкий корпус.

Обломки Thresher длиной почти 85 метров и шириной 9,8 метра до сих пор лежат на морском дне на глубине 2500 метров. По утверждению властей США, опасности от обломков нет. Считается, что это первая атомная подводная лодка, потерпевшая крушение.

2. USS Scorpion

Всего через 5 лет, 22 мая 1968 года, затонула еще одна атомная подводная лодка ВМС США, USS Scorpion (тип Skipjack, водоизмещение 3500 тонн) с экипажем из 99 человек. Что именно произошло 22 мая 1968 года на месте аварии в Северной Атлантике, до конца не выяснено.

-4

Считается, что взрыв на борту уничтожил Scorpion. В качестве возможных причин крушения выдвигались следующие версии:

  1. Потопление «Скорпиона» советской подводной лодкой. Якобы, СССР потопило американскую субмарину в ответ на гибель советской подлодки К-129, которую, как считалось, потопили США. Версия бредовая.
  2. Взрыв торпеды Mark-35. Версия наиболее близка к наиболее вероятной.

Как выяснили в 1998 году журналисты New York Times, упомянутые торпеды уже взрывались во время предыдущих испытаний ВМС США, что могло свидетельствовать об их неисправности.

В отличие от USS Thresher, Scorpionпредставляет опасность для окружающей среды. ВМС США регулярно исследуют район вокруг крушения, который находится на глубине нескольких тысяч метров, на наличие ядерного заражения.

3. «Курск»

В августе 2000 года в Баренцевом море затонула российская атомная подводная лодка «Курск» (водоизмещение 24 тысячи тонн). 118 человек погибли. Причиной трагедии быстро назвали взрыв на борту «Курска».

Точный ход аварии долгое время считался неясным.

Прошло 2 года, прежде чем авария была реконструирована правительственной комиссией. Согласно сообщению, на 154-метровом «Курске» взорвалась учебная торпеда.

-5

Правда, существует версия и о торпедировании американской субмариной, об этом говорит отверстие на боку корпуса лодки, и внезапная «доброта» американцев, которые списали России долг, да еще подкинули кредит в 10 млрд долларов. Плюс Клинтон неожиданно заявил о отказе разворачивать программу противоракетной обороны. Но – это только версия.

Владимир Путин, который всего несколько месяцев назад прошел путь от главы правительства до президента России, назвал крушение судна «ужасной трагедией». Документы комиссии останутся под грифом «секретно» как минимум до 2027 года.

4. KRI Nanggala(402): крупнейшая авария в новейшей истории подводных лодок

Затопление Nanggala — одна из крупнейших катастроф подводных лодок в новейшей истории. Индонезийская военная подводная лодка исчезла примерно в 100 километрах к северу от курортного острова Бали в апреле 2021 года в рамках обычной миссии. После того, как в день исчезновения индонезийские власти обнаружили нефтяное пятно, начались поиски местонахождения судна.

-6

Было обнаружено, что подлодка разломилась на 3 части и все 53 члена экипажа погибли.

Причина аварии и то, как она произошла, до сих пор неясны. Обломки корабля еще не извлечены с глубины 850 метров, и дальнейшие попытки подъема не планируются.

5. HMS Thetis

HMS Thetis (тип T, 1590 тонн) — подводная лодка Королевского флота Великобритании. Ее крушение считается одной из первых крупных катастроф подводных лодок в истории. Подводная лодка была спущена на воду в июне 1938 года и летом 1939 года прошла последние испытания у берегов Ливерпуля.

Кормовая часть подлодки торчала над водой
Кормовая часть подлодки торчала над водой

Погружение проводилось не только при помощи цистерны главного балласта, но и при помощи торпедных аппаратов. Все торпедные аппараты были заполнены, кроме 5-го, согласно приборам, туда вода не поступала. Офицер-торпедист его открыл, а оттуда хлынула вода. Это привело к попаданию воды, затопившей торпедные аппараты и носовую часть. Вода в носовой части заставила Thetisнаклониться вперед, из-за чего она неуправляемо затонула и в конце концов села на мель на глубине 49 метров.

Хотя с такой глубины можно было бы выйти, не страдая декомпрессионной болезнью, шансы выжить в холодных водах невелики.

4 человека спаслось через спасательную камеру-шлюз, рассчитанную на одного человека, пятый нарушил порядок открытия луков, погиб сам и вывел из строя камеру.

В результате, 98 подводникам и судостроителям не хватило воздуха, пока собирались спасатели. ПодлодкаThetisбыла спасена и снова вышла в море во время Второй мировой войны под названием «Тандерболт». Однако 14 марта 1943 года субмарина HMS Thunderbolt была атакована итальянским корветом Cicogna при помощи глубинных бомб, и затонула на глубине 1300 м, экипаж погиб.

6. USS Squalus: первая успешная подводная спасательная операция

USS Squalus(класс Sargo, 2390 тонн) затонула на 75 метров в мае 1939 года из-за неисправности клапана. 33 члена экипажа выжили, перекрыв вентиль и предотвратив полное затопление подводной лодки. 26 человек погибли.

-8

Началась операция по спасению погибших. В то время потопление подводной лодки считалось смертным приговором. Те, кто не утонул, задохнулись бы в течение нескольких дней. Однако в то время у ВМФ появился водолазный колокол, который можно было пристыковать к подводной лодке. Хотя колокол никогда раньше не использовался, спасателям удалось извлечь из подводной лодки всех уцелевших 33-х членов экипажа. Позже Squalus отправилась на службу в США во время Второй мировой войны под новым названием USS Sailfish.

7. San Juan

Исчезновение аргентинской подводной лодки San Juan(1700 т/с, 2350 т) также является недавним примером. Судно San Juanисчезло при загадочных обстоятельствах у берегов Аргентины 15 ноября 2017 года или позже по пути в порт приписки Мар-дель-Плата.

-9

Капитан подводной лодки в последнем сеансе связи сообщил о проблемах в электропитании субмарины и возникшем пожаре.

ВМС Аргентины несколько недель тщетно искали 44 члена экипажа. В ноябре 2018 года обломки были обнаружены частной компанией.

Ходят слухи о коррупции, связанной с модернизацией San Juan, которая впервые отправилась в плавание в 1980-х годах. Сообщается, что контракты были заключены без тендеров, в том числе с немецким производителем аккумуляторов Hawker. Затем ему было поручено поставить аккумуляторные батареи для подводной лодки. Были данные о том, что эти батареи не были требуемого качества.

Собственно, по официальной версии, вода, попав через заборник воздуха, вызвала замыкание аккумуляторных батарей. Это и вызвало взрыв и пожар.

-10