"- Вот дела, мы тут думаем, как бы его не расстроить, а он оказывается и рад! – усмехнулся Виталий, - Ну, брат, насчёт класса не стану обещать, да и насчёт школы тоже, но всё же подумаю над этим и с родителями Костика поговорю..."
* Начало
Глава 65.
А Михаил, когда вышел за калитку, не торопился уходить. Зaкyрил, щурясь на свет фонаря и шумно выдохнул дым.
- Что, Миша, тебя поздравить? Внучка ведь родилась, радость-то какая! – это углядела его из-за своего забора соседка тётка Зоя, - Ну, теперь ты уже дед, пора бы и поумнеть!
- Да, можно и поздравить, - проворчал Михаил, - Все меня только и судите, да жизни учите. Вот, к своей ходил, поговорить, что дочери с зятем подарить на рождение-то внученьки.
- Это мы тебя жалеючи учим, не ворчи! – ответила тётка Зоя, - А то, что с Валентиной стараешься наладить, так это правильно! Осознал ты, видать, свои ошибки, да только поздно, конечно. Да, говорят, лучше поздно, чем никогда. Гляжу, схудал ты весь, вот до чего тебя выпивка-то довела! Не водился бы ты с этими… тоже нашёл компанию – Сомова да его товарищей! Тебе надо к хорошим мужикам-то тянуться, к серьёзным! А Сомов что, проваландался сам всю жизнь свою, кое-как да еле-еле, ни семьи, ни детей, ни хозяйства не завёл! Пустой человек, чему тебя научит!
- Ладно, спасибо за науку! – недовольно буркнул Михаил, отбросил окурок и заторопился прочь, выслушивать всё это ему не хотелось.
Оглядевшись кругом, он свернул от сельпо в проулок и направился как раз к дому этого самого Сомова, которого так ёмко охарактеризовала тётка Зоя. Сам хозяин сидел на ступеньке покосившегося крыльца в накинутом на плечи ватнике и дымил пaпиpoсой, глядя в стылое небо.
- Ну, что, как тебя, гостя дорогого, приняли? – усмехнулся Сомов, увидев Михаила, - Хоть угостили пирогами-то? Ты ж всё Валькины пироги нахваливаешь, она их теперь этому учителю печёт, хе-хе…
- Да, приняли, как же! Вообще не понимаю, чего я туда попёрся, что за идея у тебя такая возникла! «Пирогами»! Да хорошо, что с крыльца не спустила, выгнала она меня! Ещё и соседка выперлась на двор, да и давай меня поучать! Все умные какие, бревна в своём глазу не видят!
- Соседка? – прищурился старый сторож, - Это хорошо, что видела тебя! Дурак ты, ежели не понимаешь – вот теперь, ты вроде как с положительной стороны себя показал, ходил про внучку узнать, нормальные отношения с бывшей женой наладить хотел! Может даже поблагодарил её, что денег дала, чтоб тебе помощь оказали, а?
- Так я ж не благодарил! Вот ещё!
- А кто это слышал? Никто! Вот и скажешь, если что! Благодарил, и признательность выразил, даже мужу её теперешнему извинения принёс!
- Ишь ты, а ведь верно! – изумился Михаил, - Ну, ты и голова!
- Ладно, «голова», - нахмурился вдруг Сомов, - Всё, ступай домой, и ко мне больше не ходи. Нам это ни к чему, обоим. Сиди тихо, работай себе, дом блюди.
- И чего, долго сидеть-то?
- А чего тебе, есть куда спешить? Надо, дак и год сиди! Я с тобой водиться не собираюсь, мне в том никакого резона нет! Ты просил, я тебе подсказал, по-дружески, так сказать! Хочешь – слушай совета, а нет – сам делай, чего хочешь! Только меня к своим делам не приплетай!
Странный он, Сомов этот, думал Михаил, шагая к своему дому. Не поймёшь, чего там у него на уме варится, то вроде бы и приветливый, добрый… А то ка полыхнёт в глазах, аж страшно делается! Ну да ладно, ему до Вальки дела нет, а время придёт, тогда и отплатит ей за всё!
Прошла зима, и ближе к весне, когда уже проклюнулась робкая зелень на первых проталинках, Алёша уже и сам собирался на новое место переехать, и ничуть даже не расстроился, когда Виталий рассказал ему о планах перебраться в город.
- А у Костика родители тоже скоро в город переедут, только осенью, - сказал Алёша, - Его отец будет работать на механическом заводе инженером. Костик сказал, что отец учиться заканчивает. А мы с ним всё думали, как бы нам не раздружиться, если разъедемся. Эх, хорошо было бы, если бы мы с ним в один класс опять попали, или хотя бы в одну школу! Ну даже если в городе будем, то сможем иногда вместе гулять, я думаю.
- Вот дела, мы тут думаем, как бы его не расстроить, а он оказывается и рад! – усмехнулся Виталий, - Ну, брат, насчёт класса не стану обещать, да и насчёт школы тоже, но всё же подумаю над этим и с родителями Костика поговорю.
- А Барсик? Он же с нами поедет в город?
- Конечно с нами, как мы его оставим! Будет учиться в городе жить, городским котом станет. Он у нас умный, я думаю, быстро сообразит, что к чему.
Шапков, узнав такие планы Виталия, огорчился, конечно. Но человеком он был справедливым и умным, понимал и сам, что город есть город, и для семьи Виталия это лучший вариант дальнейшей жизни. Поэтому обещал похлопотать за хорошего специалиста, а знакомых у него было много, да и учителя везде нужны.
Только вот Валя за мужа беспокоилась, видела, как он украдкой морщится, держится за грудь и старается этого ей не показать. А от её внимания это не ускользнуло, но Виталий от вопросов отмахивался:
- Валюш, да ты не волнуйся, врач говорил, что такое возможно иногда, пройдёт со временем. Вот сейчас на каникулах поеду снова, пусть изучают.
- В город переедем, так хоть спокойнее будет – госпиталь рядом, доктора, будешь под присмотром. А тут у нас, конечно, специалисты приезжают нечасто, - Валя такими разговорами пыталась успокоить саму себя.
Весна в этот год выдалась какая-то холодная и долгая. Снег сходил медленно, после редкой оттепели покрывался жёстким настом и не торопился освобождать землю, а вместо весенней синевы небо было покрыто серыми низкими тучами. Проводив Виталия в госпиталь, Валя с Алёшкой возвращались домой из города вместе с Надюшей и Сашей, которые как раз отправились на машине проведать Надюшину маму. Алёшка сразу же заснул, а Валя с подругой негромко беседовали по пути.
- Ничего, всё хорошо будет, - Надя понимала все переживания и беспокойства подруги, - После таких приключений Виталий ещё молодцом держится! Я как представлю… у меня не только сердце бы прихватило!
- Я вот теперь думаю, ещё и переезд затеем, это же тоже волнения! – качала головой Валя, - Тут не знаешь, как и лучше сделать. Оставаться тоже постоянные нервы, и ему и мне. Сейчас вот поехал, а сам говорит – если вдруг кто станет докучать, сразу мне звони, или Николаю Андреевичу! Я уж, конечно, надеюсь, что угомонились уже все, кому мы так покоя не давали.
- А что там Михаил? Не беспокоит больше тебя?
- Да после того, как приходил про Веру и Анечку узнать, больше не показывался. В сельпо как-то видела его, но ушла, не стала очередь стоять, да на почте как-то билеты лотерейные покупал, а я Вере отправляла бандероль. Ходим мимо, глаза отводим, вот и всё. Ну, уж лучше так, конечно, чем ругаться. Я всё же думаю, переедем, будет лучше всем.
- А Михаил же собирался сам уехать? Что, передумал? Слово дал, а потом и обратно взял, так что ли? – подал голос Саша, Надюшин супруг, - Ерёмычев его бы нагнал с колхоза, чего держать такого!
- Да куда он поедет, его участковый раз в месяц проверяет, беседы с ним ведёт, - покачала головой Валя, - Мне Рита рассказывала. Чтобы уехать ведь деньги нужны, а у них там за дом какие-то тяжбы идут с Леной, а с меня уже взять нечего, - Валя усмехнулась, - Вера ему сказала, если ещё хоть копейку у неё попросит, ему же будет хуже. А как я поняла, после знакомства с товарищами, которые ему же помогли, Миша осторожнее стал, на дочь не наседает больше.
- Да кто его знает, может уже поумнел, раз притих! Года ведь уж не юные, сколько можно куролесить! – покачала головой Надя, - Неужто самому не хочется по-человечески пожить! А как у вас, на переезд какие планы?
- Виталия уже пригласили в школу городскую, с сентября можно выходить на работу. И комнату дают в общежитии, на первое время. Ума не приложу, конечно, как мы будем в городе… Я ведь всю жизнь в селе прожила, в доме. Привыкла…
- Ничего, и в городе привыкнешь, - заверила Надюша, - Я спрошу у нас, знаю, что в бухгалтерии нужен счетовод, там как раз Августа Семёновна собирается на пенсию, вот и можно будет тебе туда. На селе дом продадите, может что-то в городе присмотрите, там тоже дома-то есть, целая слобода, знаешь же. И школа там кстати неплохая, у моей коллеги там дом и дети учатся, всем довольная. Ничего, Валюш, везде есть добрые люди, подскажут, помогут.
- К нам уже приходили дом-то смотреть, - кивнула Валя, - Караваевы, которые в колхозном общежитии живут. Подсобрали, родители сколько-то добавляют, но я пока цену не сказала, сама не знаю… так тяжело, жалко, аж сердце щемит. Наш-то с Мишкой дом мне не было так жалко продавать!
Родной дом, родные стены, где каждая досочка хранит тепло родительских рук, как тут не жалеть? Вот и Валя тайком вздыхала, хоть и понимала прекрасно, что это к лучшему, к новой жизни, которая просто обязана после всего быть счастливой.
Продолжение здесь.
От Автора:
Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.