Найти тему

Виртуальная выставка Российский государственный архив литературы и искусства к 200-летию А.Н. Островского

Афиша виртуальной выставки «Наследие А.Н. Островского на сцене и на экране».
Афиша виртуальной выставки «Наследие А.Н. Островского на сцене и на экране».

В завершение юбилейного года великого русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского РГАЛИ представляет виртуальную историко-документальную выставку «Наследие А.Н. Островского на сцене и на экране».

Выставка организована на материале личного фонда писателя в РГАЛИ № 362, который состоит из 98 единиц хранения. Среди них рукописи пьес и переводов, в том числе, автограф комедии «Доходное место», который включен в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, переписка, фотографии писателя, материалы к его биографии. Эти документы дополняет большой комплекс писем А.Н. Островского из других личных фондов, а также хранящихся в РГАЛИ материалов по истории отечественного театра и кинематографа. В виртуальную экспозицию вошло более 150 архивных документов. При их отборе особое внимание было уделено материалам, которые ранее не экспонировались и практически неизвестны широкой аудитории.

Выставка состоит из трех разделов. В первом собраны материалы «творческой лаборатории» А.Н. Островского, из которых особый интерес представляют рукописи его произведений – комедий «Доходное место» и «За чем пойдешь, то и найдешь. (Женитьба Бальзаминова. Картины московской жизни)», пьесы «Козьма Захарыч Минин-Сухорук» и др.

П.И. Чайковский. «Монолог Домового». Музыка к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Воевода», поставленному в Малом театре. Партитура. 1886 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 905. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 2.
П.И. Чайковский. «Монолог Домового». Музыка к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Воевода», поставленному в Малом театре. Партитура. 1886 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 905. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 2.

Также в этот раздел включена переписка А.Н. Островского с Ф.М. Достоевским, А.Н. Дружининым, Н.В. Бергом, А.С. Сувориным, М.О. Микешиным, М.Г. Савиной и другими корреспондентами. Размещенные в виртуальной экспозиции письма А.Н. Островского раскрывают историю написания и постановки его пьес, личные обстоятельства драматурга, его взаимоотношения с издателями, театрами и коллегами по цеху. Особый интерес представляет сюжет, посвященный отношениями А.Н. Островского с драматургом Николаем Яковлевичем Соловьевым, вместе с которым он в 1870-е годы написал несколько пьес и о котором неустанно заботился на протяжении долгого времени. Иллюстративный ряд в этом разделе состоит из фотографий самого А.Н. Островского и его современников, а также видов Замоскворечья – старого купеческого района Москвы, где прошла юность будущего драматурга и где он поселил героев многих своих пьес.

Второй раздел выставки составляют документы, связанные со сценической историей пьес А.Н. Островского. Хронологические рамки этого раздела охватывают период с начала 1860-х до 1950-х годов. Самые ранние экспонаты этого раздела – это афиша бенефиса П.М. Садовского 31 января 1861 г. на сцене Малого театра с упоминанием премьеры спектакля по пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и автограф статьи театрального критика Е.Н. Эдельсона «“Свои люди – сочтемся” на московской сцене» (1862), посвященной этой пьесе. Значительный интерес представляют документы из фонда А.И. Сумбатова-Южина, фотографии М.Ф. Андреевой, О.Л. Книппер-Чеховой, Е.М. Садовской, Н.К. Яковлева, В.Н. Пашенной, М.Н. Ермоловой, А.А. Остужева и других известных русских артистов в ролях в спектаклях по пьесам А.Н. Островского.

А.Н. Островский. 1850-е годы. Фотография. РГАЛИ. Ф. 837. Оп. 2. Ед. хр. 1380. Л. 3.
А.Н. Островский. 1850-е годы. Фотография. РГАЛИ. Ф. 837. Оп. 2. Ед. хр. 1380. Л. 3.

Эпоха театральных экспериментов 1920-х – начала 1930-х годов отражена в материалах спектаклей «На всякого мудреца довольно простоты», поставленного С.М. Эйзенштейном в Первом рабочем театре Пролеткульта, и «Лес» в театре им. Вс. Мейерхольда. Представлены в экспозиции и классические постановки МХАТа, Камерного театра, Театра-студии под руководством Р.Н. Симонова, а также областных и республиканских театров 1930-х – 1950-х гг.

В третий раздел выставки вошли документы, связанные с экранизациями пьес А.Н. Островского, начиная с самых ранних из них, относящихся к 1910-м годам и эпохе немого кино. Так, в экспозиции представлены фотографии кадров из немых фильмов К. Ганзена «Гроза» (1912) и Ч.Г. Сабинского «На бойком месте» (1916), материалы по истории создания фильма Я.А. Протазанова «Бесприданница» и других экранизаций произведений А.Н. Островского. В этом разделе экспозиции зритель сможет также увидеть такие документы, как «Режиссерское послесловие» В.Я. Мотыля к фильму «Лес», запрещенному к показу сразу после окончания съемок, режиссерский сценарий Э.Я. Рязанова к фильму «Жестокий романс», нотную рукопись сюиты Б.А. Чайковского к «Женитьбе Бальзаминова», фотографии знаменитых актеров – М.А. Жарова, Г.М. Вицина, Л.Н. Смирновой, М.И. Царева и многих других в ролях из полюбившихся зрителям фильмов по пьесам драматурга.

Ознакомиться с виртуальной экспозицией можно на сайте РГАЛИ в разделе «Виртуальные выставки»