До наступления Нового Года осталось всего несколько дней, поэтому в преддверии этого волшебного праздника не буду загружать Вас, уважаемые читатели, серьезными темами. Сегодня у нас будет «переменка»: я расскажу Вам про самые неожиданные банкротства мирового масштаба.
Когда я читал про эти банкротства, мне пришло на ум сравнение такого неожиданного банкротства с гибелью того самого «Титаника». Никому не верилось, что такие мощные структуры вдруг могут оказаться неплатежеспособными. Также, как этот известный океанский лайнер, неудачно встретившийся с айсбергом и получивший роковую пробоину, многомиллиардная компания сначала ощущает неожиданный толчок и всего лишь легкий крен… Окружающим кажется, что ничего ужасного не произошло, а тем временем ледяная вода начинает заполнять корпус и тянет корабль на дно. Катастрофа уже неотвратима, но, как правило, это понимает лишь узкий круг специалистов, владеющий информацией о пробоине. А для всех остальных такое банкротство оказывается шоком.
Начну я свой рассказ с падения известной американской компании Pan American Airlines. Вообразить, что она обанкротится, в шестидесятые годы прошлого столетия не мог никто! В те годы это был лучший авиаперевозчик, эмблема которого красовалась на «Боингах», летавших над всем миром. Авиакомпания была основана в 1927 году группой военных пилотов, а затем ее приобрел в единоличное владение молодой бизнесмен Хуан Трипп. Вначале это был всего лишь почтовый перевозчик между Флоридой и Кубой. Но через 20 лет, благодаря грамотному менеджменту и лобби во власти, Pan American Airlines стала главной авиакомпанией США и совершала уже международные рейсы. Грамотный маркетинг создал ей репутацию роскошной авиакомпании для утонченной публики. Пассажирам первого класса при регистрации выдавалась фирменная сумка Pan Am. Этот модный аксессуар можно было увидеть у множества знаменитостей: от актрисы Джуди Гарленд до президента Джона Кеннеди. А в 1956 году для участия в рекламной кампании был приглашен известный писатель и заядлый путешественник Эрнест Хемингуэй, который в одном из своих интервью сказал, что Pan American Airlines, как и он, обладает огромным опытом в путешествиях. Это и стало новым лозунгом Pan American Airlines - «Самая опытная авиакомпания в мире».
Тем удивительнее, как быстро компания потеряла свои лидирующие позиции. Первым ударом для нее стал финансовый кризис начала 70-х годов прошлого столетия, резко сокративший спрос на авиаперевозки. Следующим неудачным стечением обстоятельств стало принятие в США в 1978 году закона Deregulation Act, в соответствии с которым было прекращено госрегулирование и госфинансирование этой отрасли. В результате все авиакомпании США из монопольной среды перешли в рыночную, и началась реальная конкуренция. Это привело к резкому сокращению тарифов, что было выгодно пассажирам, но плохо для самих авиакомпаний. Затем на первое место вышла безопасность полетов: из-за недостатка финансирования пошли слухи о плохом состоянии авиапарка Pan American Airlines. А после произошедших в 1986 и 1988 годах терактов на борту самолетов этой авиакомпании люди просто перестали покупать билеты. А окончательно «добили» Pan American Airlines действия американского правительства, затеявшего в 1991 году войну в Персидском заливе, в результате которой нефть и, соответственно, цены на топливо, подорожали выше всех возможных пределов.
После получения всех этих «множественных пробоин», в 1991 году Pan American Airlines объявила себя банкротом и «пошла на дно».
А вот следующий пример банкротства колосса, уходящий своими корнями в более далекое прошлое – английская «Компания Южных морей». Ее акционерами были выдающийся писатель Джонатан Свифт и великий учёный Исаак Ньютон, что уже само по себе придаёт этой истории известную славу. Правда, скорее печальную, потому что причиной банкротства компании стало обычное мошенничество. Но обо всем по порядку. «Компания Южных морей» была учреждена в Великобритании в 1711 году с целью налаживания торговли с испанскими колониями в Южной Америке. Ее учредитель - британский казначей Роберт Харли смог убедить своих вкладчиков в бесспорно высокой доходности затеянного им бизнеса. И для этого были все основания: Харли, не скупясь на взятки, добился от английского правительства передачи компании монопольных прав на торговлю в южных морях — в начале XVIII века под ними подразумевались воды, окружающие Латинскую Америку. При этом вкладчиков совершенно не смущало то, что порты этих южных морей в тот момент находились под абсолютной властью Испании, с которой Великобритания в это время воевала. Они упорно ожидали, что в Великобританию из Латинской Америки вот-вот хлынут золото, серебро и сахар… В глазах британцев инвестиции в акции компании, обеспеченные будущими богатствами Латинской Америки, были в высшей степени надежными. И акции компании, к великой радости ее вкладчиков, росли просто как на дрожжах. Но если бы кто-нибудь из вкладчиков взял на себя труд вникнуть в истинное положение дел, то с удивлением обнаружил бы, что ни одно судно так и не отправилось к берегам далёкого континента за все десять лет работы «Компании Южных морей». Фактически это была одна из первых финансовых пирамид в мире.
Когда правда выплыла наружу, то обвал ее акций даже спровоцировал войну самоубийств среди вкладчиков. Кстати, Ньютону в последний момент удалось продать принадлежавший ему пакет «южноморского пузыря», что демонстрирует универсальность аналитического ума учёного. Судьба ценных бумаг Свифта была более печальной, он просто потерял вложенные в них деньги.
И последняя история, основой банкротства в которой стал обычный консерватизм - про известную финскую компанию Nokia. Для нее главными критериями были надежность, высокое качество и тщательность сборки своих мобильных телефонов. Но, к сожалению, в погоне за этими, безусловно, важными характеристиками производимых телефонов, компания упустила другой фактор - стремительное развитие технологий в окружающем мире. А предлагаемые телефоны Nokia мало отличались от тех, что продавались в 90-е годы прошлого столетия... Конечно, они продолжали быть очень надёжными, но потребителям уже мало было просто «звонилок». Поэтому закономерно последовало снижение спроса, а за ним и банкротство. Не помогла и последующая покупка компании Nokia корпорацией Microsoft. Это, к сожалению, не привело к возрождению бренда, так как его консервативный образ уже сформировался в умах покупателей…
Вот такие разные истории краха могущественных корпораций, на ошибках которых есть чему поучиться.
Александр Лубянский,
Арбитражный управляющий
+7 921 998-01-87