Сербия расколота, пишет STAV. Треть граждан хочет перемен и взирает на Европу, а половина населения хочет сохранить власть с ее пророссийской ориентацией. Автор статьи считает это итогом десятилетия правления Вучича и не ожидает радикальных изменений в столь напряженном обществе.
Итог десятилетия Вучича у власти — радикально расколотое общество на "них" и "нас". Годы, которые можно было посвятить демократическому переходу, только углубили общественный раскол, распространив нетерпимость и отторжение.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Сербское общество расколото, и в нем, судя по выборам, состоявшимся на прошлой неделе, треть граждан отчаянно хотят перемен и взирают на Европу, поддерживая политических левых. В то же время около половины населения хотят сохранить правоцентристскую власть, которая не скрывает своей националистической и пророссийской ориентации.
Однако выборы далеки от того, чтобы считать их в высшей степени демократическими. Триумфом Александр Вучич, 11 лет находящийся у власти, обязан СМИ, которые он полностью контролирует. Его лицо и его заявления вездесущи. В стране, которая родилась в военных конфликтах последних десятилетий ХХ века, когда Сербия играла роль плохого парня, этот контроль становится все жестче, поскольку стране нужны примирительные, миролюбивые и рациональные голоса. Однако сейчас "Сербия против насилия", к которой призывает оппозиционная коалиция, выглядит недостижимой.
Государственное телевидение и некоторые частные каналы, которым благоволит режим, формируют мнение значительной части населения. Только этим можно объяснить, как Сербская прогрессивная партия, которая погрязла в коррупции и продолжает выставлять военных преступников героями, а кроме того, отказывается от санкций против Владимира Путина, может получить абсолютное большинство в первом туре выборов.
Однако избирательный процесс окружен нарушениями, начиная с дотаций пенсионерам и молодежи в прошлом месяце и заканчивая присутствием в Белграде избирателей с открепительными удостоверениями. Говорят, 40 тысяч человек завезли из разных регионов Сербии и Республики Сербской из Боснии, чтобы не допустить потери Сербской прогрессивной партией власти в столице. Об этом уже сообщили международные наблюдатели, привлеченные для наблюдения за избирательным процессом.
Итог десятилетия правления Александра Вучича — радикально расколотое общество на "них" и "нас". Годы, которые можно было посвятить демократическому переходу, только углубили общественный раскол, распространив нетерпимость и отторжение. Кроме того, правящая партия сумела воспользоваться социальной хрупкостью: треть населения живет за чертой бедности; многие другие живут в регионах, где все еще продолжаются открытые этнические конфликты, в том числе на севере Косово и в Республике Сербской. Расстрел десяти подростков в средней школе в Белграде, который в мае устроил их одноклассник, показал, что в большинстве семей хранится огнестрельное оружие. А как утверждал Чехов в своей теории драмы, если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить.
Политическая коалиция "Сербия против насилия" и ее последователи не сумели победить на парламентских и муниципальных выборах. Начались протесты против того, что многие считают "кражей выборов".
"Мы протестуем уже 32 года", — можно услышать среди демонстрантов. Многие граждане считают эти ежедневные сборы перед Скупщиной единственной надеждой и утешением. "Нужно много труда, чтобы положить конец авторитарной власти", — говорят они. Но вряд ли можно ожидать радикальных изменений в столь напряженном обществе. Сербский антрополог и географ Йован Цвийич (1865-1927) сравнивал жителей своего города с пауками, плетущими вокруг себя "сеть, которая изолирует их от остального мира и делает отсталыми".
"Они плетут ее из исторических предрассудков и национального высокомерия, — говорил он. — Ничто не может так же угрожать развитию южных славян, как описанный образ мыслей". Сербия — маленькая страна, но она сыграла решающую роль в важных событиях ХХ века. Так продолжалось до наших дней. И сейчас единственный путь к истинной демократии — это интеграция в демократическую Европу.
Остается вопрос, готова ли Сербия к переменам?
Автор: Тамара Джерманович (Tamara Đermanović)