В этом обзоре рассматривается влияние супружеской жизни Рок-артистов на их творчество. Цель обзора - рассмотрев и обобщив несколько примеров, оценить степень такого влияния.
РОКЛЯ обращает внимание, что в обзоре не оценивается интимная сторона жизни людей. Оценке подлежат только действия/бездействие музыкантов, а также объективные/субъективные стороны их творчества.
Blackmore`s Night
Blackmore`s Night - яркий пример одновременного изменения как семейного, так и творческого вектора фундаментального для Рок-музыки гитариста Ритчи Блэкмора. Познакомившись еще в бытность Блэкмора в Deep Purple, его союз с Кэндис Изралоу стал и семейным, и творческим.
Именно в этот период творческий вектор гитариста радикально изменился. Вот его основные, по мнению автора, особенности:
- период турбулентности Deep Purple, связанный с короткой историей MkII.2 - MkV - Mk II.3
- короткий период возрождения Rainbow "эпохи Уайта" c одним альбомом средней ценности, и коротким туром, конец которого был скомкан
- основание Blackmore`s Night, звучание которого не имеет никакого отношения к Рок-музыке, и всему прошлому наследию Блэкмора
- участие Кэндис в качестве участника проектов супруга, и соавтора композиций
- отказ от попыток реюниона MkII/MkIII
- крайне спорный "реюнион Rainbow", по сути, таковым не являющийся (одна из причин не состоявшегося реюниона группы - позиция тещи Блэкмора, и, по совместительству, менеджера Blackmore`s Night).
О музыкантах, которые во второй половине творческого пути радикально сменили звучание, ранее говорилось в обзоре "Другой дорогой".
Можно по-разному относиться к результатам творчества Blackmore`s Night и Rainbow после "эпохи Тернера", однако очевидно, что две женщины оказали на жизнь и творчество Ритчи Блэкмора судьбоносное влияние.
Гражданская оборона
В отличие от Блэкмора, творческий путь Егора Летова и созданного им мира Гражданской обороны не выглядит столько зависимым от семейных обстоятельств. Однако, факт остается фактом: с приходом в 1998 в группу в качестве басистки Натальи Чумаковой, по совместительству гражданской жены маэстро, а в 2000 и его брата Сергея, Гражданская оборона не только стала почти семейным предприятием, но и заметно изменила свое звучание.
Сам Егор Летов считал, что гаражно-психоделическое звучание поздней трилогии ("Долгая счастливая жизнь", "Реанимация", "Зачем снятся сны?") является, своего рода, возвращением к его творческим корням. Безусловно, маэстро виднее, однако не раз (в том числе и на нашем канале) звучало мнение, что творчество человека семейного и оседлого неизбежно лишается взрывной пассионарности и романтического порыва (как метко выразился один комментатор, "женщина предполагает гнездование"). (Интересно, что сам Егор Летов не раз называл свою среду обитания коммуной).
В любом случае, разница между настроением дилогии "Солнцеворот"/"Невыносимая легкость бытия", и указанной трилогией весьма заметна ("Звездопад" в данном случае носит переходный характер).
Альбомам "Солнцеворот", "Невыносимая легкость бытия" и "Звездопад" ранее был посвящен обзор "Красная эпоха".
Остается добавить, что сама Наталья Чумакова считается человеком мрачным и неприветливым, словно нетерпеливо-ревнивым к тем, кто "смеет" приближаться и оценивать творчество Егора Летова. К сожалению, автору этих строк недавно пришлось в этом убедиться.
Артур Беркут
Артур и Оксана Михеевы, кажется, являются воплощением идеальной пары, не расставаясь нигде, и не уставая осыпать друг друга комплиментами.
Как было сказано выше, для нас интерес представляет только влияние супружеской жизни на жизнь творческую. Не имея, по этическим соображениям, возможности раскрывать детали, автор публикации, тем не менее, имеет основания предполагать, что участие Оксаны Михеевой в распаде первого состава сольного проекта супруга (Артур Беркут/Алексей Страйк/Олег Ховрин/Игорь Моравский), было непосредственным.
Кроме участия в кадровой составляющей творчества Артура Беркута, Оксана непосредственно участвует в его креативной составляющей (чего только стоит альбом "Сюита темы вечной", не имеющий ничего общего ни с Рок-музыкой, ни со всем предшествующим творчеством маэстро), и составляющей административной. Результат же этого воздействия на творчество Артура Беркута каждый может оценить сам (о нашем мнении упоминалось в обзоре "Арийская семейка").
Мастер
Весьма скромные результаты деятельности группы Мастер за последний продолжительный период времени: крайне низкая продуктивнось (три весьма средних альбома за последние 18 лет), демонстративное прекращение сотрудничества с Андреем Большаковым и отказ от исполнения на концертах песен его авторства, а также детская обидчивость на любую критику - многие комментаторы связывают с влиянием на Алика Грановского некоей близкой к нему особы. Есть ли у такого положения вещей "женские корни", еще только предстоит уточнить.
Легион
С момента знакомства в 1986 певца группы Легион с будущей женой Мариной, последняя "на подхвате" участвует в творческой жизни группы. Нет, в отличие от Блэкмора и Беркута, Марина не является соавтором песен, не записывается с мужем и не выходит с ним на сцену. И, вместе с тем, Марина непосредственно участвует в жизни группы.
К сожалению, автор этих строк имеет некоторое количество негативного опыта общения с супругой одного из лучших певцов в Рок-музыке на русском.
Итак, приведенные выше примеры показывают, что, под влиянием спутницы и супружеской жизни, творческий вектор мужчины-творца может существенно меняться.
Вопрос о влиянии женщины на мужчину-творца, может быть, на наш взгляд, разбит на три части.
1. Женщина как творец.
В свое время автору этих строк пришлось испытать большое удовольствие, посещая занятия доктора философских наук, специализирующегося на вопросах судьбы.
В числе прочего, им был сделан важный вывод:
- Судьба женщины, в подавляющем большинстве случаев, "приземленная" - это Забота (семья, дети, хозяйство). (Помните, как комментатор назвал это "гнездованием"?)
- Судьба мужчины дуалистична - это или Забота, или Иной путь (карьера, творчество, духовная миссия и т. п.)
Иными словами, то, что для мужчины естественно, то для женщины больше исключение.
Можно не соглашаться с этой позицией, или даже видеть в ней сексизм, но факт остается фактом: абсолютное большинство Рок-легенд - мужчины (в остальных видах искусства ситуация, видимо, схожая). Популярность женских и мужских Рок-коллективов, и их вклад в сокровищницу Рок-музыки не сопоставимы.
Женщины-творцы есть, но это - исключение, а не правило, и часто - "приложение" к мужчине-творцу, а не самостоятельные творческие единицы.
2. Взаимное влияние мужчины и женщины.
Взаимодействие мужской и женской энергий (Эрос как концепция) является фундаментальным вопросом философии, эзотерики, медицины и психологии. Никто не станет спорить, что по сути оно является естественным, обеспечивая продолжение человеческого рода.
При этом, важно отметить, что Эрос и Талант - энергии разного свойства (порядка, интенсивности), и траты энергии одного порядка могут вести к тратам энергии другого порядка (интересующиеся могут обратиться к теории чакр). Иными словами, чем больше тратится энергии грубого порядка (Эрос), тем меньше остается в резерве энергий тонких.
Таким образом, взаимодействие мужчины и женщины сопровождается мощным энергообменом, который может повлиять на творческие резервы.
3. Влияние союза мужчины и женщины на творчество.
Системный взгляд на такое влияние стоит считать не разработанным. Однако, приведенные выше примеры показывают, что оно может быть существенным.
Таким образом, влияние союза мужчины и женщины на творчество может быть существенным, а его проявления, несомненно, индивидуальны в каждом отдельном случае.