Совместный материал Андрея и Леонида Кочановых
В этом обзоре хотелось бы разобрать несколько примеров рок-музыкантов, которые в свое время, навсегда распрощавшись со своим прошлым, решились пойти иным путем и творить в совершенно новых жанрах, причем без всяческого возврат к корням.
Мы полностью признаем за музыкантами право творческой свободы и не ставим цель сколь нибудь осудить или принизить их выбор, прошлое и настоящее, а также высмеять или обидеть их поклонников. Каждому свое. Задача обзора одна - обратить внимание, сколь круто могут меняться занятия тех, кто по праву считается законодателями, классиками и корифеями Рок-музыки.
Обзор составлен в виде рейтинга в убывающем порядке.
1. Ritchie Blackmore (Deep Purple, Rainbow)
Рок-музыкант, в прошлом наиболее круто изменивший свою творческую траекторию. Завершение его рок-карьеры вот уже четверть века является поводом для жарких дискуссий.
В 1997, завершив тур с возрожденным Rainbow в поддержку вполне крепкого "Stranger in Us All", "Человек в черном" распустил свое детище столь же быстро, как и собрал (причем, даже отменив несколько намеченных концертов). Будучи давно увлеченным (по его словам, аж с 1974 года) идеей играть музыку Средневековья, Ритчи со своей очередной пассией Кэндис Изралоу, выбравшей себе сценический псевдоним Найт, организовал новый проект Blackmore’s Night, и уже в том же 1997 выпустил дебютник "Shadow of the Moon", не имевшей ко всему его предыдущему творчеству никакого отношения. Музыка альбома, представившая обильные фолковые акустические гитары, лютни и мандолины под женское контральто супруги маэстро, ввергли в шок фэнов "того самого Блэкмора", но при этом помогли Ритчи найти много новых поклонников. Но главным шоком стало то, что такой альбом стал не разовым экспериментом, а постоянным пристанищем гитарного виртуоза, который не сошел с этого поприща спустя четверть века!
И хотя далее в музыке "Блэкморовской ночи" появились редкие электрогитары, а со сцены периодически звучат откровенно спорные, подчас вызывающие версии на песни Deep Purple и Rainbow, сути дела это не меняет.
Если не знать участников группы, кто бы мог поверить, что за сочинение музыки здесь ответственен человек, в свое время перевернувший представление о тяжелом звучании!
Каждый решает сам, как относиться к тому или иному #Блэкмору. Субъективно, у нас не получается воспринимать ни один из альбомов этой группы как-то иначе, кроме как тоскливое занудство. Учитывая искрометность, революционность и невероятное мастерство как самого Ритчи, так и тех музыкантов, с кем он работал раньше, воспринять этого гитарного гения всерьез в сегодняшнем образе "дорожного менестреля" как-то не получается.
К сожалению время показало, что слишком долгое заигрывание с такой музыкой привело к полной потере Ритчи чутья к рок-звучанию, что и подтвердил нелепый, мертворожденный реюнион Rainbow в 2016/2020.
Фейковый реюнион #Rainbow рассмотрен в обзоре "Рок-фейки (часть 2)".
Также, Ритчи Блэкмор упоминается в обзоре "Галерея лиц".
2. Петр Мамонов (Звуки му)
Звуки му, несомненно, были ярчайшим явлением на рок-сцене 1980-90-х. Авангардизм, смелый подход к аранжировкам, невероятная сценическая пластика и экспрессия Петра #Мамонова сделали группу абсолютно узнаваемым и креативным явлением на русскоязычной сцене.
В середине 1990-х Петр Мамонов совершает резкий разворот в своей жизненной траектории, открещиваясь от своего прошло: распускает группу, принимает православие и переезжает в деревню. Его творческая деятельность тоже резко меняется: акцент делается на театральных постановках и игре в кино, а музыкальные записи все больше напоминают spoken word и поток сознания под минимальный звуковой фон, чем результат музыкальных поисков.
Очень жаль, что, многократно повторяя в интервью, что он работает исключительно для своей аудитории, Петр Мамонов так и не нашел времени и желания провести хотя бы разовый реюнион Звуков му, чего так страстно желала подавляющая часть этой самой публики.
Обзор творческого пути Петра Мамонова сделан в обзоре "Путь Петра".
3. Robert Plant (Led Zeppelin)
Музыкант, довольно плавно перешедший от blues rock/hard rock к folk, увлечения которым были заметны еще в #Led Zeppelin.
С началом сольной карьеры Роберт позволял себе максимально свободно углубляться в различные музыкальные плоскости, выпуская как материал, некоторые песни скорого вполне можно представить и на классических пластинках "Свинцового дирижабля" (например, "Pictures at Eleven" или "Mighty Rearranger"), так и альбомы, заставлявшие олдскульных фэнов тяжелых жанров испытывать обширный шок культурного свойства: мол, как можно записать целых два альбома каверов с певицей Элисон Краусс, вместо реюниона с Led Zeppelin? Подобного мнения, кстати, придерживается и Джимми Пэйдж...
Если же сравнить концертные выступления "златокудрого бога" классической эпохи hard rock с его нынешними выступлениями, то и здесь будет заметна пропасть между "тем самым Плантом" и его нынешними концертными инкарнациями. Эти странные попытки обратить внимание молодежи на кумира 1970-х, плохо сочетаются, например, с гастролями в 2002, на которых исполнялись исключительно кавер-версии кумиров его юности, или почти постоянным исполнением классического материла его легендарной материнской группы в аранжировках, делающих эти номера безмерно далекими от оригиналов.
4. Джон Лорд (Deep Purple, Whitesnake)
#Джон Лорд, музыкант с классическим музыкальным образованием, никогда не скрывал, что его интересы поровну разделены между рок-музыкой, и музыкой классической.
Но интересы - интересами, а в бытность органистом Deep Purple и Whitesnake, 90% своего времени Лорд записывал, все же, рок-музыку, и выступал с рок-музыкантами.
Покинув в 2002 #Deep Purple, Джон практически полностью сосредоточился на классической музыке, записав несколько альбомов и выступая с оркестрами.
Огромный вклад Джон Лорд внес в фундаментальный альбом Deep Purple "Burn" (1974). Обзор альбома сделан в публикации "Гори!".
Пример прекрасного, органичного и яркого симбиоза рок-музыки и классической музыки представлен на одноименном альбоме группы "Deep Purple" (1969). Обзор альбома сделан в публикации "Забытый Deep Purple".
5. Johan Edlund (Tiamat)
Некогда очень смелый, и при этом цельный и уверенный в своих творческих силах, эклектик от мира тяжелого рока, переставший де-факто работать в жанре металла уже почти как три десятилетия.
После выхода эпохального "Wildhoney" (1994) Эдлунд как только не экспериментировал со стилями и имиджем, но к музыке, которая бы хоть чем-то напоминала первые 4 альбома Tiamat, больше почти не возвращался.
Исключение, пожалуй, составило частичное возвращение к корням в 2008 на довольно спорном "Amanethes" (2008), где половина композиций выполнена в типичном "позднем" стиле психоделической готики, а остальные представляют собой неожиданно мощный и злобный doom типа модернизированного "Clouds" (1992).
После такого не объявленного ухода из мира metal маэстро не жаловал ранние и классические песни и в концертных сетах – так, с первых двух альбомов ничего не исполнялось уже более четверти века, да и с тех же "Облаков" и "Дикого меда" упорно игралось по 1-2 предсказуемых номера. (Правда, в 2017 - 2020 группа все же успела погастролировать с материалом этих двух фундаментальных и культовых пластинок, пока ее вялый порыв не был окончательно потушен начавшейся фейковой пандемией).
Обзоры первых двух альбомов #Tiamat сделаны в публикациях "Шумерский плач, ледяной и тяжелый", и "Сны Скелета".
Таковы оказались необычные, часто неожиданные повороты в судьбе известных рок-музыкантов.