Найти в Дзене
РОКЛЯ

Красная эпоха

Оглавление

В 2022 исполняется 25 лет альбомам "Солнцеворот" и "Невыносимая легкость бытия", и 20 лет альбому "Звездопад" легендарной #punk/#garage группы Гражданская оборона (Омск).

Общим для этих релизов является обращение к революционным ценностям, #леворадикальным взглядам, коммунистической идеологии. Их триединство составляет Красную эпоху, как специфический период группы продолжительностью в десятилетие.

Егор Летов на первомайской демонстрации в Москве, 1998
Егор Летов на первомайской демонстрации в Москве, 1998

Согласно моей системе периодизации хронологии исполнителей, Красная эпоха соответствует Раннему ренессансу (1993 - 1997) и первой части (1998 - 2003) Позднего ренессанса группы.

Ранее обзор концертной одиссеи #Егора Летова и группы #Гражданская оборона, в том числе Красной эпохи, был сделан в обзоре "Серая книга".

В настоящем кратком обзоре представлены ссылки на указанные альбомы, и приведена характеристика их художественных особенностей и состояния группы на соответствующий период. Он посвящается 15-летию последнего концерта Гражданской обороны в Москве.

1. Дело большое, почетное

оригинальная обложка альбома "Солнцеворот" (1997)
оригинальная обложка альбома "Солнцеворот" (1997)

После роспуска Гражданской обороны в 1990, ядро группы в лице Егора Летова, Кузьмы "УО" Рябинова и Игоря "Джеффа" Жевтуна сменило на название на "Егор и опиз***вшие", и стало студийным проектом, обозначив перерыв в сценической деятельности музыкантов.

Октябрьский вооруженный конфликт 1993 в Москве внес радикальные изменения в восприятие музыкантами реальности. Первый же цикл песен, написанный Летовым по итогам этих драматических событий, несет явный отпечаток трагизма, яростного протеста и революционной пассионарности. Гражданская оборона в конце года начинают участие в леворадикальном оппозиционном движении, что вызывают самые противоречивые оценки со стороны публики и критики.

из газетных публикаций
из газетных публикаций

В ту пору к группе присоединяются гитарист Евгений "Махно" Пьянов и ударник Александр Андрюшкин, а боевой подругой Егора становится Анна "Нюрыч" Волкова, близкая подруга Янки Дягилевой. (Интересный факт: именно в ту пору Анна подарила Егору кольцо, которое тот и носил на среднем пальце правой руки до самой смерти).

Егор Летов, 1993: "Рок, каким он был в 60-е годы и каким он воистину должен быть, — живейшая и искреннейшая форма народного творчества нашего времени, преследующая сугубо революционные цели — изменение, как существующего порядка, жизненного уклада, так и сознания самого автора-исполнителя и «слушателя-потребителя». Рок-это революция, это бунт через борьбу, через преодоление возможны прогресс, движение, взламывание тугой скорлупы инерции и застоя. Именно эти цели рок и обязан преследовать и самым жестким, и самым пламенным образом".
"Я верю, верую во всемирную, вселенскую революцию и готов воевать за нее и словом, и делом, как это делали мои доблестные предшественники, учителя и соратники от Достоевского до Маяковского, все те, кто всегда был против лжи, равнодушия, упадка, смерти".
Гражданская оборона в середине 1990-х: Игорь "Джефф" Жевтун, Кузьма "УО" Рябинов, Евгений "Махно" Пьянов, Анна "Нюрыч" Волкова, Егор Летов
Гражданская оборона в середине 1990-х: Игорь "Джефф" Жевтун, Кузьма "УО" Рябинов, Евгений "Махно" Пьянов, Анна "Нюрыч" Волкова, Егор Летов

Как изменение мировоззрения музыкантов отразилось на творчестве?

В 1995-1996 Гражданская оборона записала цикл из двух альбомов (такая цикличность вообще характерна для творчества группы: вспомним циклы альбомов 1987, 1988, 1989, или 2004-2005 гг.).

Оба альбома вышли позже, весной 1997. Первый из них, "Солнцеворот", включал песни, сочиненные в 1994-1995, а второй, "Невыносимая легкость бытия" - сочиненные в 1995-1996. Говоря о самих песнях, то я бы разделил их на три группы: "революционные" - песни левопатриотического протеста, "психоделические" - post punk/garage композиции, мало характерные для классического периода группы, и "традиционные" - те, которые являются прямым продолжением цикла альбомов 1989. Только, если на "Солнцевороте" соотношение революционного порыва и остальной традиции находится в соотношении примерно 50/50, то на "Невыносимой легкости бытия" - 25/75.

Говоря о звучании этих альбомов, то мой эксклюзивный вывод состоит в том, что на этих записях Гражданская оборона как группа вернулась туда, где остановилась в 1989-1990: грузный и грязный монолитный риффинг, атмосфера post punk, и грубая, как бы гортанная вокализация Егора. Таким образом, "традиционные" песни новых альбомов (например, "Мертвые" или "Еще немного"), вполне можно было бы представить на любом из альбомов 1989 не только по настроению и смыслу, но и по саунду.

Из общей музыкальной ткани "Солнцеворота" я бы назвал выпадающими только песни "Дурачок" (прекрасная песня, но, все же, не содержащая чего-то универсального, присущего именно Гражданской обороне - лучше ее было бы оставить достоянием альбома "Прыг-Скок" (1990)), и "Жить", звучащая как-то излишне просто, не содержащая какой-то изюминки.

Мои фавориты альбома: "Родина", "Мертвые", "Далеко бежит дорога", "Забота у нас такая".

Группа Гражданская оборона посвятила "Солнцеворот" "всем воевавшим и воюющим за славное дело Отечества".

В 2005 "Солнцеворот" был ремастирован, перемикширован и переиздан под названием "Лунный переворот". Но, сколько бы Егор Летов не говорил, что теперь пластинка зазвучала так, как была задумана, переиздание меня жестоко разочаровало: голос "ушел" на второй план, место фирменной для группы и всего стиля стены грязного звука заняли "прозрачные" гитары, словно на записи ДДТ или Калинова моста, синтезаторов стало слишком много, да и бонусы никакой ценности из себя не представляют. Переиздание пластинки убедило меня, что тот "Солнцеворот", который был издан в 1997 - звучит в самый раз. Я рекомендую к прослушиванию именно его.

2. Жили-поживали

оригинальная обложка альбома "Невыносимая легкость бытия" (1997)
оригинальная обложка альбома "Невыносимая легкость бытия" (1997)
Егор Летов (об альбомной дилогии 1997): "Они очень разные, хотя - части единой работы, отражающей нашу жизнь в коммуне почти за полтора года. Я сначала хотел сделать альбом «Новый день», куда вошла бы песня «Родина» и так далее, - боевой такой альбомчик, минут на тридцать. Потом он еще больше оброс песнями. В окончательном варианте первый альбом - «Солнцеворот», там обложка просто роскошная. Это - прямое руководство к действию. Второй альбом - более философский что ли... Там - о том, что нужно осмысливать для действия".

Как уже говорилось, на альбоме "Невыносимая легкость бытия" только несколько песен относятся к "революционным" или "традиционным", а преобладают психоделические поиски, нашедшие апофеоз на заглавной, завершающей альбом сложной и странной, 15-минутной композиции.

Такое соотношение композиций делают структуру альбома сложной для восприятия, а его посыл размытым и странным. Альбом несомненно уступает "Солнцевороту", и поэтому к его фаворитам я могу отнести только революционные "Пой, революция!" и "Победа", и развернутую композицию "Наши" с мелодией, заимствованной у бессмертного хита "Venus" группы Shocking Blue, необычной структурой и интересной партией баса.

из газетных публикаций
из газетных публикаций

Об особенностях концертов Красной эпохи уже говорилось в упоминавшемся обзоре "Серая книга".

Егор Летов: "Я хочу видеть на концертах таких же слушателей, как мы сами. Пусть люди с помощью той энергии, которая приходит к ним, по-другому посмотрят на мир, пусть они почувствуют себя вечно живыми, огненно-живыми, смогут контролировать себя и постараются трансформировать эту энергию в творчество".
постер тура Гражданской обороны 1998
постер тура Гражданской обороны 1998

Надо ли говорить, что левая пресса, прежде всего в лице газет "Завтра" и "Советская Россия" одобрительно отзывались о дилогии "Солнцеворот"/"Невыносимая легкость бытия", и указывали на их роль в патриотическом воспитании:

"И если мы действительно хотим привлечь молодежь в наше, то такие люди, как Летов, должны определять лицо оппозиции — не в смысле заседать в президиумах, а в том, что песни «Пой революция!», «Солнцеворот», «Победа», «Родина», «Новый день» должны звучать на наших митингах вместе с «Вставай, страна огромная!». Они созданы специально для того, чтобы поднять в едином порыве стадион или стотысячный митинг — не случайно на обеих кассетах имеется надпись «Слушать громко!»".
фрагмент газеты "Завтра"
фрагмент газеты "Завтра"

Переиздание альбома под названием "Сносная тяжесть бытия" оставила схожее впечатление: исчезла "гаражная магия" оригинала, представив вместо него "стеклянную", как бы "лишенную соли и перца", версию.

3. Люди, летящие яркой звездой

обложка издания альбома "Звездопад" (2002) на кассете
обложка издания альбома "Звездопад" (2002) на кассете

Радикальные изменения в составе группы и личной жизни (место спутницы до конца жизни Егора заняла басистка нового состава Наталья Чумакова), а также постепенный отход маэстро от политической деятельности привели и к смене творческого настроения в коллективе. В 2000-2001 наполовину семейный проект записывает альбом "Звездопад" (2002), являющийся сборником кавер-версий песен советских композиторов.

Несмотря на давнюю задумку и ряд изменений первоначальных планов (например, изначально планировалось записать совместный альбом с коллегами по панк-сцене, или, сделать альбом двойным, разместив на втором диске кавер-версии иностранных артистов), пластинка явно удалась. Во-первых, Гражданской обороне уже не впервые удалось органично представить чужие песни в своем фирменном стиле, сохранив настроение оригиналов (вспомним альбом "Инструкция по выживанию" (1990)). Во-вторых, "Звездопад" (вместе с последней пластинкой "Зачем снятся сны?" (2007)), представил "светлую сторону" Егора Летова и Гражданской обороны, став первым альбомом группы, где не встречается ненормативная лексика.

Гражданская оборона в 2002 - 2004: Александр Андрюшкин, Сергей Летов, Александр Чеснаков, Егор Летов, Наталья Чумакова
Гражданская оборона в 2002 - 2004: Александр Андрюшкин, Сергей Летов, Александр Чеснаков, Егор Летов, Наталья Чумакова

Остается только удивляться, как группе и ее менеджменту удалось решить вопросы с авторскими правами (ведь при издании кавер-версий это удается не всем).

Мои фавориты с альбома: "Песня красноармейца" и "Солнце взойдет", которые иногда исполнялись на концертах, "Шла война", "Слово-Товарищ".

Переиздания альбома, вышедшие в 2010 и 2011, являются результатом последних студийных сессий Гражданской обороны осени 2007. По сравнению с оригиналом, перезаписан ряд партий, треки перемикшированы, добавлены бонусы. Милой же моему сердцу останется кассета, купленная в переходе, в мае 2002...

выступление Гражданской обороны 1 мая 2003 на Лубянке: последний концерт Красной эпохи
выступление Гражданской обороны 1 мая 2003 на Лубянке: последний концерт Красной эпохи

Между тем, Гражданская оборона приняла участие в рок-фестивале Рок против террора, который состоялся на Лубянской площади 1 мая 2003. Хэдлайнеры в тот вечер ударно выступили, представив публике старые и новые песни.

Этот концерт стал последним политически ангажированным выступлением Гражданской обороны. В феврале 2004 Егор Летов заявил, что больше не принимает участие в политических акциях и движениях. Так закончилась Красная эпоха группы.

Егор Летов в своей квартире-студии, 1990-е
Егор Летов в своей квартире-студии, 1990-е
Значение записей Красного периода Гражданской обороны еще предстоит оценить.
"Солнцеворот" остается одним из моих самых любимых альбомов Гражданской обороны. Он уникален своим настроением и содержанием, показывает нам особый период Егора Летова и группы - революционеров, радикалов, пассионариев, мечтателей, романтиков, борцов и патриотов.
Отблески "революционных" песен альбомной дилогии 1997 будут встречаться в творчестве группы и дальше, "традиционные" песни этих альбомов обеспечивают преемственность с классическим материалом, а "психоделические" композиции показывают нам возможности группы, которая дальше пойдет именно этим путем, и которые будут максимально полно раскрыты в дилогии альбомов 2004-2005 (о которой, надеюсь, разговор еще впереди).
Наконец, из света и радужной надежды "Звездопада" выйдет завершающий историю группы, ее самый светлый альбом "Зачем сняться сны?" (2007).