В первой части статьи была рассмотрена фейковая группа Ария, а также некоторые общие вопросы.
3. Псевдо-RAINBOW (годы активности: 2016 - 2020)
базовый материал Леонид Кочанов
Rainbow была создана гитаристом Deep Purple Ритчи Блэкмором в 1975, и до своего расформирования в 1984, когда воссоединился классический MkII, являлась ярчайшим явлением не только в хард-роке, но и музыки вообще.
Искрометный материал, яркие аранжировки, потрясающая техника ударника Коззи Пауэлла, клавишника Дона Эйри, басиста Роджера Гловера, сценическая харизма фронтмэнов Ронни Джэймса Дио, Грэма Боннэта и Джо Линн Тернера ставят Rianbow на до сих пор недосягаемую высоту в стилях hard rock/pop hard.
После своего повторного ухода из Deep Purple в 1993 Блэкмор ненадолго возродил Rainbow для одного альбома и тура, после чего в 1997 деятельность группы была приостановлена и гитарист основал новый проект Blackmore`s Night со своей супругой и вокалисткой Кэндис Изралоу (англ. Candice Lauren Isralow), более известной как Кэндис Найт.
Какое-то время журналисты и поклонники еще спрашивали маэстро о планах насчет Rainbow, но он неизменно отвечал что-то типа "подумаю об этом в следующем году", и с течением времени необходимость в таких вопросах отпала.
О том, что Блэкмор упустил время для реюнионов не только Rianbow, но и MkII, и MkIII Deep Purple, уже упоминалось в статье "MkIII fanal".
...В октябре 2015 года неожиданно были анонсированы 3 концерта возрождённого коллектива, которые должны были пройти на летних европейских фестивалях в 2016 году. Выпущенные незадолго до этого переиздания концертных записей группы, и недвусмысленные намёки Джо Линн Тёрнера о возможном реюнионе, стали лишь подтверждением возобновления жизнедеятельности Rainbow.
Однако, никого из бывших участников Rainbow в реформированной группе, кроме самого Ритчи и Кэндис (иногда выходившей на сцену с Rainbow в последние месяцы ее существования в далеких 90-х), так и не оказалось. Состав группы заняли абсолютно новые музыканты, в котором все, кроме клавишника, до этого даже не были известны широкой публике.
Ронни Ромеро родился в 1981 в Сантьяго (Чили). Певец, на 36 лет моложе Ритчи, в 7 лет начал петь в госпеловском хоре. На его счету множество самых разных проектов, включающих трибьют-группы, исполняющие каверы на классику rock/metal, рок—оперы и различные локальные группы разной степени известности. Но «своим» проектом для Ромеро стала группа Lords of Black, в ряды которой он вступил в 2013 году. Среди исполнителей вторичного, но вполне качественного power metal он записывает альбомы "Lords of Black" (2014) и "II" (2016). Между этими записями певца замечает Блэкмор, и зовёт его на вакантное место в Rainbow.
Ронии Ромеро: «Я не знаю, как долго находился в списке кандидатов, но они связались со мной несколько месяцев назад..., и рассказали о прослушивании.
...Я получил письмо от Блэкмора, пока занимался повседневными делами, и это было непросто переварить даже спустя несколько дней и недель".
Басист Роберт Пол «Боб» Куриано в 2000-х уже работал с Ритчи в Blackmore`s Night, пока в 2015 году на правах знакомца не получил предложение войти в состав Rainbow под псевдонимом "Bob Nouveau".
Дэвид Кит родился в 1973 в американском городе Хартфорд, штат Коннектикут. Начав играть на барабанах с четырёх лёт, Дэвид стал профессиональным музыкантом в 1996 году, присоединившись к популярной progressive rock группе Mighty Purple. На протяжении всей карьеры музыкант сотрудничал с самыми разными исполнителями, но наибольшую известность приобрёл как участник таких проектов, как Mission Zero (популярная группа работающая в жанре инди-поп), и все те же Blackmore’s Night, с которыми Дэвид сотрудничает с 2012 года. В 2015 году был приглашён Блэкмором в Rainbow.
Реакция на его появление у поклонников группы быта такая же сдержанная, как и в отношении Пола Куриано: спорный (из-за откровенно панковского прикида) сценический имидж, далеко не выдающаяся игра на ударной установке, и недоумение из-за того, что в состав группы вошёл еще один человек, не имеющий никакого отношения к предыдущему наследию великой группы.
Йенс Юхансон родился 2 ноября 1963 года в Стокгольме в известной музыкальной семье. Наиболее заметный среди приглашённых Ритчи музыкантов в составе нового Rainbow, Йенс переиграл на клавишных во множестве известных групп, включая Ингви Мальмстина, и во флагмане классического power metal – группе Stratovarius.
И уж совсем многих раздражало служило постоянное присутствие на сцене секции женского бэк-вокала в лице главного раздражителя любителей «тяжёлого» Блэкмора – вездесущей Кэндис Найт, и бэк-вокалистки внушительных габаритов Кристины Линн.
Первое за 19 лет выступление группы состоялось 17 июня 2016 года в рамках фестиваля Monsters of Rock немецком городе Freilichtbunhe.
Большинство поклонников группы отметило сходство голоса Ронни Ромеро с голосом Ронни Джеймса Дио. И, хотя нам вид нового вокалиста группы кажется излишне напыщенным и не подходящим ни под музыку, ни под имидж группы, большая часть поклонников сошлась на том, что Ритчи не потерял способность открывать новые таланты.
Вместе с тем, очень многие, даже самые верные, фэны «Радуги» пришли после первых выступлений в недоумение. В них было столько изъянов, что сомнительным оказалась вообще вся затея с "возрождением Rainbow": довольно средняя игра инструменталистов (включая, увы и великовозрастного «Человека в чёрном», давно страдающего артритом пальцев), вялая ритм-секция, неуместное использование женского бэк-вокала, слишком большой перекос в сете в сторону песен Deep Purple, и, при этом, недостаточный охват дискографии Rainbow.
Описание дальнейшей жизнедеятельности группы умещается буквально в несколько строк. Отыграв тем летом ещё два концерта на европейских фестивалях, возобновлённые Rainbow изредка выступали в Европе. За последующие 3 года музыканты отыграли всего 11 шоу, включая заезд в Москву и Санкт-Петербург 8 и 11 апреля 2018 года. Тур, получивший название «Memories in Rock» был увековечен на двух DVD: первое было снято на двух первых шоу группы, и увидело свет 2 декабря 2016 года. Третье шоу, прошедшее в Бирмингеме (Великобритания) было выпущено под неброским названием «Live in Birmingham 2016», и увидело свет 9 июня 2017 года. Такая спешка с выходом «лайвов», по-видимому, объяснялась желанием не просто получить выгоду на громком имени группы, но и сделать это как можно быстрее...
Ажиотаж, поднятый вокруг "возвращения легенды", был бы выше, только если бы на сцену вернулись Led Zeppelin или Pink Floyd. И, пока толпы фанатов справедливо сетовали на, мягко говоря спорный состав группы и вялую концертную подачу, другие захлебывались от восторга. (Однако, кроме объективно сильных вокальных данных Ромеро, и неоспоримых «Ну это ж Блэкмор!», больше ничего существенного сказано не было).
Для автора этих строк данный "реюнион Радуги" с самого начала оставался спорным (где-то чисто на субъективном уровне), с той самой секунды, когда на Youtube появилась запись первого концерта, и под звуки вялой блэкморовской гитары на сцену вышел Ронни Ромеро, скалясь улыбкой порно-звезды.
Единственное, что мешало с чистой совестью назвать реюнион фэйковым было одно: оценка прошлого актуального творчества. Ведь смог же Ритчи, собрав в 1994 с нуля новый состав, выпустить отличный «Stranger in Us All» (1995), который можно спокойно сравнивать с лучшим альбомами группы! Может и сейчас стоило ожидать от «Человека в чёрном» напоследок чего-то стоящего, после 20 лет насилования мандолины?
Увы и ах –творческая активность группы была и осталась вялой настолько, насколько это вообще можно представить. Перезапись двух студийных каверов, перепевка Blackmore’s Night, ещё одна перезапись народного инструментала и целая одна (!) новая песня – вот и всё, что выжал из себя этот "состав" группы: в каком порядке не воспринимай, слаще от этого не станет. (Справедливости ради стоит отметить, что «Waiting For the Sign» получилась довольно неплохой блюзовой вещицей, лично мне напомнившей Whitesnak`овскую «Too Many Tears»).
Но на живых концертах группы эта песня так сыграна и не была, и, несмотря на полунамёки Кэндис о том, что «Ритчи с Ронни ещё могут что-то записать» детище Блэкмора так и затухло в 2020 при чахлом тлении, даже не объявив об официальном распаде: в мае новостные рок-каналы сообщили, что Ронни Ромеро вернулся в Lords of Black.
За эти 4 года непонятно в действиях Блэкмора было абсолютно всё. Почему на старости лет стоило создавать из великого имени, по сути, кавер-группу, не пригласив никого из выдающихся мастеров, с которыми Ритчи так успешно работал в славном прошлом? Джо Линн Тёрнер, Роджер Гловер, Дон Эйри, Гленн Хьюз, Бобби Родинелли – количество знаменитостей, которые наверняка согласились бы поработать с Мастером, было так много, что позавидовал бы любой музыкант. А ведь в памяти многих еще свежи воспоминания о тех днях, когда сам Дио выражал желание поработать с Блэкмором... А авантюрная идея Ковердейла и Хьюза в 2011 собрать состав MkIII чтобы сыграть в оригинальном составе песни, которые мы точно не услышим на концертах Deep Purple? Наконец «горячий» пример Тёрнера, который, по его собственным словам, долго вёл переговоры с менеджментом Блэкмора, организаторами фестивалей и рекорд-лейблами о продолжительных гастролях и записи DVD.
Что касается качества игры самого «Человека в чёрном», то мне это напомнило ветеранские матчи в прошлом известных футболистов, когда, при сохранении общего стиля и подачи, сам исполнитель лишь короткими вспышками напоминает о себе былом, но большую часть шоу производит довольно удручающее впечатление. При сохранении фирменного звука и тяги к импровизации, отсутствие долгой практики и почтенный возраст здорово сказались на игре Ритчи.
Если мнения поклонников разделились, то Джо Линн Тернер, имея на это полное право, не скрывал своего раздражения действиями Блэкмора:
Тернер: " Он делает ошибку и даже не знает об этом. И я настаиваю на этом до сих пор. Собранный им RAINBOW — это ностальгия, но это не RAINBOW. Они никогда не записывали альбом, а всё, что сделали, — это несколько концертов. Их немного, вот и всё. И если вы спросите моё мнение, то я скажу, что он обманывает публику. И такое не входило в мои намерения. Так что я рад, что в стороне. Richie позволено делать всё, что он хочет, и мне тоже".
По словам Joe, если бы его идея о воссоединении RAINBOW воплотилась в жизнь, «это было бы невероятно. И даже люди, которые раньше не видели RAINBOW — есть много таких, которые любят музыку и выросли на ней, — они все приходят на концерты RAINBOW независимо от того, какую конфигурацию он собрал вместе. Если вы сравните "Live Between The Eyes", или любой из наших живых материалов, с тем, что он делает сейчас, то и сравнивать тут особо нечего. Наша группа зажигала, а это...»"
"Я общался с его так называемым "менеджером", потому что это его тёща, где-то с год. У меня сохранены все письма на случай, если потребуется что-то доказать. Мы так и обменивались письмами и обсуждали, каким может быть реюнион RAINBOW. И я хотел собрать аутентичный состав, настоящий RAINBOW — не тот, в котором был я — я предлагал вспомнить многих, хотел позвать Doogie White'a, Graham'a Bonnet'a и Bob'a Daisey. Увы, но Джимми Бейн ушёл от нас, но Don Airie... Я хотел собрать такой состав, была бы основа команды, будь там [Bobby] Rondinelli, [Chuck] Burgi или Dave Rosenthal — я общался с каждым из них. Я выстраивал всё это.
Вы можете быть в курсе, а может и ничего не знать о "лагере Blackmore", так мы их называем, но они очень осторожны. А уж тёща... Фишка в том, что у меня был шпион, и я в курсе, что она науськивала Ritchie и постоянно утверждала, что я хочу прибрать группу к рукам. И это было полной чушью.
Я общался с Live Nation, которые обещали более 60 концертов, — либо хэдлайн-концертов, либо со специальными гостями и на больших фестивалях..."
Внимательные читатели возразят нам, что Rainbow всегда была сольным проектом Ритчи, и что составы менялись не только каждую запись/тур, но и даже чаще. Спорить с этим бессмысленно - да и не нужно: да, каждый новый альбом Rainbow записывался новым составом, тщательно подбираемом "Человеком в черном", но! - этот каждый новый состав выходил к публике с новым, полноформатным, новаторским альбомом, и только потом ехал в тур. Здесь же мы увидели вялый тур, вялых музыкантов, взятых наполовину из Blackmores Night, вялый сингл... и на этом все.
На наш взгляд, реюнион Rainbow не оправдал самой идеи, суть которой состоит в постоянном творчестве. И, если сейчас все привыкли наблюдать, как звёзды hard-n-heavy не чураются почивать на лаврах путём проведения масштабных гастролей и исполнением исключительно старых хитов, то хард-рок коллективы до последнего проявляли удивительную творческую живучесть. Смогли же Black Sabbath, несмотря на все склоки и дрязги записать качественный альбом на старости лет. Продолжают радовать фанатов новым творчеством Whitesnake. А чего стоят Deep Purple, умудрившиеся с новым продюсером обрести второе дыхание, когда участникам перевалило за 70!
На этом фоне затея Ритчи – музыканта, отличающегося в прошлом крайней плодовитостью и креативностью, причем во все свои творческие периоды, сейчас выглядит как самопародия. Увы, Ритчи не усвоил хорошей поговорки о том, что всему свое время. Есть и еще одна поговорка: делаешь что-то - делай хорошо, или не делай вообще (варианты: "дело без конца - что кобыла без хвоста", "заварил кашу - не жалей масла", "на бумаге густо, а на деле пусто", "велик телом - да мал делом")...
2. Псевдо-ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (год активности: 2019)
Гражданская оборона появилась в Омске в ноябре 1984 и являлась уникальным представителем русскоязычной punk/garage рок-сцены. По типу коллектива, это типичный сольный проект Егора Летова.
Несмотря на наличие сооснователя Кубмы "УО" Рябинова, он принимал участие не во всех записях и концертах группы, а в 1999 покинул ее. Более того, 8 (!) альбомов в 1987 - 1988 Егор записал единолично, играя на всех инструментах, и выступая также в роли продюсера.
Представить себе Гражданскую оборону без Летова для меня можно было бы также, как Кино без Цоя, ДДТ без Шевчука, Аквариум без Гребенщикова, Машину времени без Макаревича, а Черный кофе без Варшавского.
И тем не менее, в ноябре 2019 целых 4 концерта дал проект "Гражданская оборона: 35 лет". В нем принимали участие бывшие музыканты группы Константин Рябинов, Игорь Жевтун, Олег Судаков, Игорь Староватов, Аркадий Климкин, Александр Андрюшкин, Аркадий Кузнецов, Евгенй Кокорин, Сергей Летов и Александр Чеснаков.
Эта самозванная группа умудрилась собрать полные клубные залы и даже озвучить основание своих выступлений: дескать, еще сам Егор Летов при жизни высказывал мнение, что "если что", нужно всем-всем собраться и сыграть.
И собрались, и сыграли. Кузьма Рябинов, покинувший группу за 20 лет до этого, после смерти Егора вдруг проявил небывалую активность и до этого "юбилея" стал выступать под вывеской "Коммунизм", хотя проект этот задумывался тремя музыкантами исключительно как студийный. Его неожиданная смерть весной 2020, увы, добавила этим выступлений эксклюзива...
Аркадий Климкин, отыгравший до этого последний концерт с Гражданской обороной почти за 30 лет до этого, вдруг тоже очутился на сцене. Александр Андрюшкин, покинувший группу летом 2005 после некоего конфликта с Летовым, тоже отметился на концертах. Очень жаль, что в данной "сборной солянке до кучи" отметился и старший брат Егора Сергей..
Но если участие в проекте более или менее имеющих отношение к Гражданской обороне в этих концертах, и круглая дата, оправдывало их появление на сцене, то выступления под вывеской "Гражданская оборона" оправдать нельзя.
Наталья Чумакова, басист Гражданской обороны, сопродюсер, соавтор и гражданская жена Егора Летова с 1999, в этом вопросе также категорична:
Наталья Чумакова: «Я не хотела, честно говоря, как-то реагировать на этот маразм. Но он лезет, в том числе, даже мне в ленту, так что придется написать.
Итак, из одного из городов, где ожидается тур так называемой «Гражданской Обороны», мне достался их пресс-релиз. И что же мы в нем читаем?
«В разные периоды творчества состав коллектива менялся, но все культовые композиции были созданы в период золотого состава, поменявшегося в 1998 году, после чего было создано всего два незначительных альбома. К сожалению в 2008 году трагически погиб один из самых известных участников группы — Егор Летов, после чего коллектив распался на 10 лет».
"Главное музыкальное событие 2019 года — 35 летие группы Гражданская Оборона! «Гражданская оборона» — культовая советская и российская панк группа, основанная 8 ноября 1984 года в г. Омске Егором Летовым и Константином Рябиновым , более известным, как Кузьма УО.
...В разные периоды творчества состав коллектива менялся, но все культовые композиции были созданы в период золотого состава, поменявшегося в 1998 году, после чего было создано всего два незначительных альбома".
Два, значит, незначительных альбома. Это, видимо, "Звездопад", "Долгая счастливая жизнь", "Реанимация" и "Зачем снятся сны".
Так вот, все эти талантливые люди... решили скоммунизмить «Коммунизм». Идея богатая, только исполнение захромало. Примерно сто человек написали, что там полный ад. Ну то есть на таком даже благодатном материале они вообще ничего не смогли.
Значит, теперь они себя позиционируют как «золотой состав». Ну хорошо, и кто они? Люди, которые либо сбежали из группы из-за рубля подлиннее, либо были выгнаны с треском. Охренеть, ребята. Еще и врут, как дышат: что я там собираюсь участвовать. Никого там не будет, все понимают, что это за блудняк. Кроме тех, у кого совесть и не существовала, одно крохоборство. Ужасно удивительно, что люди ведутся и делают им гастроли. И бедные зрители будут думать, что вот это говно и есть Гражданская Оборона».
Мне же с Натальей остается только полностью согласится.
1. Псевдо-КИНО (годы активности: 2019 - н.вр.)
Возглавляет рейтинг рок-фейков псевдо-Кино.
Группа Кино, одно из ярчайших new wave/post punk явлений на русскоязычной рок-сцене, была основана в Ленинграде в 1982 двумя музыкантами - Виктором Цоем и Алексеем Рыбиным.
Алексей Рыбин в 1983 после конфликта с Виктором Робертовичем покинул группу, и после участия в нескольких проектах, оставил музыку. В 1985 сформировался классический квартет Кино: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров, Георгий Гурьянов.
По характеру, Кино представляла собой сольный проект, поскольку материал сочинялся Виктором Цоем, который также был исключительно харизматичным фронтменом и представить без него группу невозможно,
поэтому после гибели Виктора Цоя в августе 1990 при странных обстоятельствах, и выхода в 1991 последнего альбома "Кино" (более известного как "Черный альбом"), группа была распущена.
В 2013 от рака умер Георгий "Густав" Гурьянов. Кроме того, что он был очень интересным ударником, Густав был неплохим художником.
В 2019 было объявлено о "возвращении группы Кино" для двух грандиозных концертов в честь то ли 30-летия гибели Цоя, то ли 40-летия группы.
На сцене, кроме оставшихся в живых участников "золотого состава" Юрия Каспаряна и Игоря Тихомирова, планируется участие Александра Титова, еще одного бывшего басиста группы, и музыкантов, не имеющих к группе никакого отношения. Продюсером проекта выступает Александр, сын Виктора Робертовича. Проект усиленно репетирует, и на концерты продаются билеты - кстати, не дешевые.
Анонсируется, что это будут "двухчасовые концерты с уникальным видеорядом, на котором прозвучит настоящий голос Виктора Цоя, оцифрованный с оригинальных многоканальных записей. Сопровождать выступление будет трансляция уникального видеоархива с моментами из жизни группы".
Итак, голос Цоя в оцифровке, группа Кино на экране, на сцене трое музыкантов разных лет (в том числе два басиста (??)), музыканты, вообще никогда не игравшие в Кино, плюс сын как руководитель - и это "группа Кино"? Я думаю, что нет, но каждый, конечно, решает сам. Лично мне кажется, что деятельность сына Виктор Робертович бы не одобрил.
Кстати, совсем недавно промелькнула новость, что Александр Цой официально наложил запрет на исполнение песен группы Кино. Прибрал, так сказать, к рукам доходное дело...
Давайте пофантазируем, и представим "концерты группы Beatles" в честь 6о-летия группы: голос Джона Леннона в оцифровке, гитара Джорджа Харрисона тоже, на экранах видеохроника жизни группы и 60-х, на сцене Пол Маккартни с некими музыкантами, а заправляет всем Йоко Оно, наложившая запрет на исполнение песен группы на всех, кроме Пола и себя. М-да...
Кто-то может сказать, что все это написано нами, чтобы выразить свои обиды, раздражение и недовольство артистами, которые делают не то, что нам нравится - и будет прав. Да, всем не угодишь, и уж конечно, каждый музыкант, как и каждый человек вправе делать то, что считает нужным.
И все же, главная цель статьи в другом - предложить думать критически, жить осознанно, быть бдительным. Как мало было действительно глубоких, разбирающихся поклонников у той же Гражданской обороны при жизни Егора Летова - так же мало их в толпе, посетившей концерты фейковой "ГО" в ноябре 2019. И когда толпы ликующих граждан пойдут на концерты фейкового "Кино" (если они состоятся), или на другой поддельный проект - мы хотим, что и те, кто будет в этих рядах, и те, кого в них не будет - просто задумались - что же на самом деле, по существу и содержанию, представляет тот или иной проект в студии и на сцене. Наконец, это призыв ставить вопросы по существу, искать на них ответы и не довольствоваться официальными "отмазками".
С любовью к Року, Ваш РОКЛЯ.