Найти тему

"Медный Всадник" - памятник Петру I

Памятник Петру I на Сенатской площади стал первым монументальным памятником в Санкт-Петербурге и во всей России.

Для Екатерины II установка памятника Петру I была важным политическим шагом. Императрицу не устроил монумент, созданный по проекту скульптора Бартоломео Карло Растрелли, она считала, что памятник основателю новой могущественной империи должен быть более живым, величественным и отражать характер Петра I.

Медный Всадник. 1852 год
Медный Всадник. 1852 год

По рекомендации Дени Дидро, с которым Екатерина II вела переписку, императрица пригласила в Санкт-Петербург известного французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе.

В 1766 году российский посланник во Франции Д. А. Голицын и скульптор Фальконе заключили контракт, по которому последний должен был создать проект памятника и провести его установку. Фальконе прибыл в Россию вместе со своей помощницей Мари-Анной Колло осенью 1766 года.

Медный Всадник. источник Википедия. Автор Игорь Гордеев.
Медный Всадник. источник Википедия. Автор Игорь Гордеев.

Еще до приезда в Россию Фальконе уже представлял, как должен выглядеть памятник Петру I. Все детали этого монумента были тщательно продуманы и наполнены глубоким смыслом. Сам император, восседающий на вздыбленном коне, символизирует пробудившуюся Россию, а змея, оказавшаяся под копытами коня, олицетворяет собой победу Петра I над злом.

На памятнике Петр I изображен сидящим на коне, одетым в шкуру медведя, что символизирует тот народ, который царь приобщил к цивилизации. Его рука, указывающая на Швецию, подчеркивает основное направление его завоевательной политики. Скала, выбранная Фальконе в качестве постамента и имеющая форму волны, символизирует природные особенности тех северных земель, которые были присоединены к России Петром I, и напоминает о его заслуге в деле выхода России к морю.

Фальконе долго размышлял над тем, в каком одеянии изобразить царя. По его мнению, старый московский кафтан не подходил тому, кто начал борьбу с бородами и кафтанами.

Одеть Петра I в традиционный для того времени костюм означало бы невозможность передать динамику и легкость, особенно в крупной скульптуре, выполненной в конном образе. Поэтому император облачен в римскую тогу, с мечом в руке и лавровым венцом на голове.

В XVIII веке в скульптуре было нормой изображать людей в римской одежде. Этот элемент подчеркивал героический характер личности.

Статуя Марку Аврелию в Риме. автор фото неизвестен
Статуя Марку Аврелию в Риме. автор фото неизвестен

Екатерина II и ее приближенные открыто говорили о необходимости копирования статуи Марка Аврелия в Риме. Однако Фальконе возражал и написал трактат “Размышления о статуе Марка Аврелия”, в котором утверждал, что не находит в этой статуе “ни хороших пропорций, ни правильных движений, ни красоты формы”.

Скульптору потребовалось много времени, чтобы создать голову Петра I так, как ему хотелось. Фальконе исследовал все доступные скульптурные, графические и живописные образы Петра I, стремясь к точному портретному сходству.

Медный Всадник вблизи. Можно увидеть гласа в форме сердечек. Фото взято из интернета
Медный Всадник вблизи. Можно увидеть гласа в форме сердечек. Фото взято из интернета

Екатерина II трижды осматривала модели, предложенные ей скульптором, но ни одна из них ее не удовлетворила. Успеха добилась помощница Фальконе, Мари-Анн Колло, создавшая модель, которая произвела впечатление на всех. За свою работу она получила пожизненную пенсию и стала членом Российской академии художеств. На тот момент ей не было и двадцати лет, и она стала самым молодым членом академии.

Если посмотреть на голову императора вблизи, то можно увидеть, что он смотрит на Петербург влюбленными глазами. Зрачки в глазах императора выполнены в виде сердец.

Фото А. Лоренса в С.-Петербурге. [Спб., конец 1860-х – начало 1870-х г.г.]
Фото А. Лоренса в С.-Петербурге. [Спб., конец 1860-х – начало 1870-х г.г.]

С самого начала Фальконе задумал установить статую Петра на постамент, который бы отличался от привычных геометрических прямоугольников. Он хотел создать «дикую скалу», которая должна была состоять из нескольких каменных блоков, так как в окрестностях Петербурга нет естественных гор. Однако случайно в районе современной Лахты был найден большой валун, известный местным жителям как «гром-камень».

Скульптору Фальконе понравилась идея создания постамента из цельного гранитного валуна, который можно было бы обработать и придать ему форму волны. Однако технически осуществить обработку этого валуна и его транспортировку в центр города оказалось сложной задачей.

Фальконе хотел обтесать камень прямо в Лахте, что позволило бы уменьшить вес при транспортировке, но императрица ответила, что, чем больше камень, тем громче будет шуметь его транспортировка в Европе.

«Гром-камень» имел размеры 13 м в высоту, 8 м в длину и 6 м в ширину и весил приблизительно 1600 тонн. Решение задачи о том, как перевезти этот камень к месту установки памятника, является ярким эпизодом не только в истории создания памятника, но и в истории русской техники.

Сначала вокруг камня был выкопан котлован, затем его очистили от земли на месте, потом одна из его сторон была обтесана с целью создания ровной поверхности. С помощью рычагов камень приподняли и гладкой стороной уложили на платформу, которая была изготовлена из толстых бревен, а с нижней ее стороны находились обитые медными листами деревянные желоба.

Эта платформа стояла на 30 медных шарах диаметром 13,5 см. Шары двигались по деревянным рельсам длиной 90 м, обитым медью. Ласкари назвал свою конструкцию “гора на яйцах”. На этой конструкции переместили камень к Финскому заливу, где погрузили на специальную баржу и доставили до Сенатской площади.

Действие машины для перевозки «Гром-камня». Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.
Действие машины для перевозки «Гром-камня». Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.

Для перевозки камня выбрали зимнее время, когда почва замерзает и может выдержать вес. История перемещения камня началась 15 ноября 1769 года. После обработки камня его вес удалось уменьшить, и к моменту перевозки он составил 800 тонн. Путь до баржи прошел по извилистой линии, которая избегала болот, рек и других препятствий.

Скорость движения камня была такой, что около 8,5 километров от места, где он находился, до пристани преодолели к концу марта 1770 года. В день удавалось продвинуться на 60-70 метров. При этом 1220 рабочих участвовали в перемещении “гром-камня”, из них 50 каменщиков продолжали работать на камне даже во время его движения.

Движение обеспечивали две лебедки, на каждой из которых работало по 40 человек. Рельсоукладчики переставляли рельсы для дальнейшего перемещения монолита.

Транспортировка Гром-камня по воде
Транспортировка Гром-камня по воде

К весне на берегу Финского залива построили дамбу, которая уходила в мелководье на 900 метров. Это позволило переместить скалу на специальную баржу, способную перевозить такие грузы.

Для перевозки монолита корабельный мастер Григорий Корчебников создал новое плоскодонное судно, которое могло перемещаться по мелководью.

После погрузки камня судно должно было погрузиться на 1,5 метра. Построили пристань, все укрепили, затопили судно, чтобы камень втащить на прочно стоящее судно. 23 сентября 1770 года камень прибыл к Сенатской площади.

Доставленный камень обработали до нужного размера, но его длины оказалось недостаточно. Поэтому пришлось добавить к нему еще три дополнительные части. Несмотря на то что они когда-то были частью “гром-камня”, они имеют разные цветовые оттенки.

Создание скульптуры стало сложным процессом, который требовал большого количества материалов, производственных помещений и складов. Фальконе работал в специальной мастерской недалеко от места установки памятника.

Вначале была создана маленькая модель памятника, а в 1770 году - большая гипсовая модель, которая была выставлена для публичного обозрения.

В 1775 году начали отливку статуи. Рядом с Сенатской площадью создали литейный цех. Фальконе захотел сам заняться отливкой и обучился литейному делу.

С литейного завода пригласили мастера по отливке пушек Емельяна Хайлова. Он стал помощником скульптора. Во время литья статуи неожиданно начался пожар, который чуть не уничтожил все труды. Однако благодаря самоотверженности Хайлова удалось избежать трагедии.

Статую отливали частями, затем их соединили, заполнили швы и начали чеканку.

Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782 год
Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782 год

Памятник открыли 7 августа 1782 года - к 100-летию со дня восхождения на престол Петра I. Фальконе не присутствовал на открытии памятника - он покинул Россию в 1778 году из-за постоянных обвинений. Все работы контролировал архитектор Фельтен.

На постаменте появилась краткая и лаконичная надпись на латинском языке, придуманная самой Императрицей: «Петру I Екатерина II». Она подчеркивала то, что Екатерина II являлась преемницей Петра не по крови, а по духу своей реформаторской деятельности.

Медный Всадник. источник Википедия. автор Godot13.
Медный Всадник. источник Википедия. автор Godot13.

Для празднования открытия памятника придумали особый сценарий. На площади собралось около 15 тысяч солдат и офицеров Лейб-гвардии. По особому сигналу щиты, закрывавшие монумент, опустились, и зрители увидели Петра на вздыбленном коне.

Раздались залпы пушек из Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Зазвучали барабаны. Войска, стоящие на площади, произвели салют, а корабли на Неве подняли флаги. Праздник завершился торжественным маршем войск.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: