На аллее перед главным входом в Михайловский замок установлена статуя Петра I на коне. Интересно, что она была создана еще при его жизни, а свое место в городе заняла спустя почти 80 лет.
Царь изображен в пышных одеждах римского императора, а его голову венчает лавровый венок.
Скульптор Карло Растрелли создал этот образ, чтобы показать могущество и власть Петра. Он намеренно отходит от документальной портретной точности. Растрелли меняет пропорции тела, делая грудь Петра заметно шире, чем в жизни, а голову - крупнее. На поясе царя висит меч, украшенный рукояткой в форме льва, а плечи покрыты горностаевой мантией. Памятник дополняют открытые сандалии и императорский жезл.
В 1716 году император Петр I предложил Бартоломео Растрелли, известному скульптору и архитектору из Италии, приехать в Санкт-Петербург вместе со своим сыном. Растрелли был приглашен в Россию на три года, но остался здесь до конца своей жизни. За это время он активно участвовал в развитии города: разрабатывал проекты зданий, придумывал дизайн костюмов для маскарадных балов и даже создавал гидравлические системы для городских фонтанов.
Растрелли занимался разными видами деятельности, но наибольших успехов достиг в скульптуре. Одним из его самых известных произведений является конный монумент Петра I, над которым он работал около пяти лет. Заказ на создание памятника был получен еще при жизни императора, в 1717 году.
Скульптор сделал два эскиза будущего памятника. Оба были посвящены победам Петра в морских сражениях. Но в первом случае царь был изображен в античной одежде, а во втором - в своем обычном одеянии.
В апреле 1720 года по приказу Петра I Растрелли создает еще один проект памятника в виде скульптурной модели из воска высотой в 2,5 фута. На постаменте изображен Петр на коне, под которым находится фигура Зависти, символизирующая силы, которые Петру пришлось преодолеть в ходе своих реформ. Ниже расположены статуи шести Добродетелей, призванные напоминать о моральном влиянии правления Петра на жизнь народа. Вокруг цоколя предполагалось разместить барельеф.
Окончательная модель скульптуры была готова еще при жизни Петра I. Но царь скончался в 1725 году, так и не успев дать распоряжение об отливке ее из бронзы. Вплоть до 1740-ых годов все забыли о работе известного итальянского мастера. Пока на трон не взошла Елизавета Петровна.
Подготовка к началу литейного процесса осуществлялась под руководством самого Растрелли. В октябре 1744 года скульптор начал создание восковой модели натурального размера. Новая модель не представляла собой простое повторение оригинала 1720-х годов. Два десятилетия творческой работы изменили художественное видение мастера. Работа была завершена в ноябре 1744 года, и началась подготовка к отливке ее из бронзы. Было решено украсить новый пьедестал всего четырьмя барельефами и таким же количеством декоративных фигур. Однако 18 ноября 1744 года Растрелли скончался.
После смерти скульптора литейные работы возглавил его сын, архитектор В.В. Растрелли, отливкой занимался мастер А.Мартелли. Данный памятник стал первым в истории русской скульптуры конным монументом, созданным иностранным автором.
Скульптор Растрелли создал два варианта бронзового бюста Петра I, которые сейчас находятся в Эрмитаже и Русском музее. При создании бюстов использовалась восковая маска императора, которая была снята при его жизни и применена также при работе над конным монументом.
Предположительно, царь Петр Первый изображен на своем любимом коне Лизетте. Он впервые встретил этого жеребца персидской породы у маркитантов (мелких торговцев, сопровождавших армию в походах) в военном лагере в Риге. Ему настолько понравился конь, что он обменял его на свою походную лошадь и добавил небольшую сумму сверху.
Высокая фигура коня с густой гривой, соответствующая статусу императора. Хвост лошади свисает до самой земли, а правая передняя нога приподнята почти до горизонтального положения.
Петр назвал коня в честь своей дочери Елизаветы. Лизетта сопровождал (это был конь!) Петра в Персидском и Полтавском походах и пробегал до 150 верст в день. Конь был очень привязан к Петру и свободно входил в его шатер. После смерти коня в 1741 году, его чучело было передано в Кунсткамеру и позже в Зоологический музей. Седло Лизетты сейчас хранится в Гербовом зале Зимнего Дворца.
Памятник планировали установить на Васильевском острове, на старой Сенатской площади, перед зданием Двенадцати коллегий. Однако после смерти Петра I планы поменялись. В середине XVIII века административный центр Санкт-Петербурга перенесли на левый берег реки Невы. Елизавета Петровна хотела, чтобы памятник стоял около Зимнего дворца. На Дворцовой площади уже были забиты сваи для скульптуры, но императрица скончалась.
После смерти Елизаветы Петровны в 1761 году, статую переместили к Троицкому мосту и установили под деревянным навесом. В середине 1760-х годов, во время правления Екатерины II, было принято решение о возведении в столице памятника Петру I. Статуя работы Растрелли к тому времени уже устарела. Екатерина II пригласила в Петербург скульптора Фальконе. В 1782 году на Сенатской площади установили знаменитый «Медный всадник», соответствующий новым вкусам и требованиям к скульптуре.
Именно поэтому «Медный всадник» считается первой установленной скульптурой Петру I в Санкт-Петербурге.
Придя к власти, Павел I вспомнил о статуе своего великого родственника и велел установить ее в Кронштадте. Однако практически сразу он отказался от этой идеи и велел перенести памятник на аллею перед Михайловским замком.
Для конной статуи нужно было создать новый постамент. С этой задачей справился архитектор Ф.И. Волков, который создал высокий четырехгранный постамент, оформленный олонецким мрамором розовых, белых и зеленых тонов. Цоколь был выполнен из серого сердобольского гранита.
Памятник был открыт в 1800-ом году. Постамент украшала надпись: “Прадеду Правнук 1800 год”. Она как бы вступает в спор с надписью на пьедестале “Медного всадника”: “Петру Первому - Екатерина Вторая”. Таким образом, император Павел заявляет о своем законном (в отличие от своей матери) праве на престол.
На боковых сторонах постамента расположены барельефы со сценами из двух сражений, которыми руководил Петр I: Полтавской битвы и битвы при Гангуте. Эти картины выполнены под руководством Михаила Козловского. Барельефы созданы молодыми скульпторами В.И. Демут-Малиновским, И.И. Теребеневым и И. Моисеевым.
Барельеф “Полтавская битва” изображает русскую армию. Петр I, держащий шпагу, указывает на отступающие шведские войска, рядом с ним находится командующий конницей Меншиков. Над ними летают Гении Победы, трубящие в трубы и венчающие головы победителей лавровыми венками. Над головами русских воинов в облаках парит символ Рака, который обозначает июнь - месяц великой битвы.
Барельеф иллюстрирует эпизод Полтавской битвы, произошедшей 27 июня 1709 года, в ходе которой шведская армия, считавшаяся непобедимой, была разгромлена. Карл XII, который был ранен в ногу, покидает поле боя на руках своих солдат. Этот момент изображен в левой части композиции.
Второй барельеф, «Гангутский бой», также имеет важное значение. На нем изображен Петр I на флагманском корабле. К нему спускается Гений Победы, несущий в руках лавровые венки и пальмовые ветви.
Справа изображен захваченный шведский корабль, на который уже поднялись русские, поднявшие флаг своей страны. Еще минута - и та же судьба постигнет остальные вражеские корабли. На этом барельефе изображение льва – знака Зодиака, соответствующего июлю, месяцу, когда состоялся Гангутский бой.
Оба барельефа характеризуются четкой композицией, умелым размещением фигур и тщательной проработкой деталей. Они отлиты из бронзы российским литейщиком В.П. Екимовым.
Заметно, что некоторые выступающие части барельефа хорошо отполированы: копыта коней, ноги Петра и пятка моряка. Считается, что если подержать моряка за пятку и потереть ее можно справиться со своими проблемами. Если хочется повышения по службе - нужно подтолкнуть моряка под зад. Для удачи и финансового благополучия нужно потрогать ботфорт царя или копыто коня.
Санкт-Петербург славится своими городскими легендами и мистическими историями, и этот памятник играет в них немаловажную роль. Говорят, что иногда он может “оживать”. Если в белую ночь ровно в три часа пристально вглядеться в памятник, можно заметить, как он шевелится.
Во время блокады Ленинграда, из-за опасности артиллерийского обстрела, статуя Петра была снята с постамента и закопана в землю. В 1945 году ее вернули на место.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: