В 1850-х гг. большинство членов семьи Стилла переселились в Канзас, в том числе сам Стилл и его супруга. В этот момент он приступил к серьёзному изучению медицины и к медицинской практике с отцом.
Его первая супруга Мери Воэн ушла из жизни в 1859-м году, родив ему троих сыновей. Позднее, в 1960-м, Стилл заключил брак с молодой учительницей Марии Тернер, изучавшей фармакологию. Этому её учил отец, который, как и отец Стилла, работал фермером и врачом. Это стало хорошей поддержкой в окончательном выборе профессии и формировании мировоззрения Стилла. Мария Тернер подарила Стиллу пятерых детей. Стилл без устали продолжал самообразование в области анатомии: препарировал десятки трупов и с жадность читал труды по физиологии и химии.
Зрелые годы Э. Т. Стилла пришлись на войну свободного Севера против рабовладельческого Юга, начавшейся в 1861 году. Стилл, вслед за отцом, был убежденным сторонником свободы и сражался за нее в рядах ополчения до полной победы. Эндрю Тейлор Стиллкомандовал полком. В это время он осваивал хирургию. Начав с трупов, он перешел на наблюдение за раненными и живыми. Он все время находился рядом с больными и жалел, что не мог сделать для них большего: не позволяли границы медицины. В 1865 году он пережил тяжелый удар: эпидемия менингита унесла четверых из пяти его детей. Основными средствами лечения на тот момент были кровопускание и другие жестокие и малоэффективные способы.
Когда гражданская война закончилась, Стилл написал: “Я почти лишился сна; постоянно встречаю легионеров – и мужчин, и женщин, которые умоляют об освобождении от привычки употребления наркотиков и алкоголя. Я всё время думал про мёртвых и погибающих, которые были в рабстве у своих привычек. Моим стремлением было выяснение причины их смертей, а также их зависимости, неприятия этих людей окружающими… Хотя у меня был опыт лечения боли, мне пришлось обнаружить, что медицина в данном случае беспомощна. С самого юного возраста я читал книги о природе, а с самого начала своего проживания в Канзасе изучал анатомию. И я стал преступником ради науки. Могилы индейцев осквернялись и тела их покойников эксгумировались в научных целях. Да, я был стервятником, вооружённым скальпелем для изучения мёртвых, чтобы помочь живым. Я писал книги, однако постоянно возвращался к природе – самой главной для меня учебной книге”.
Следующие 10 лет жизни Стилл посвятил поиску лучших способов лечения, усердно изучая физиологию, анатомию, народную медицину индейцев, традиционные мануальные методы и разные альтернативные способы (месмеризм, костоправство, магнетизм, гомеопатия, грэхемизм). Большую часть данных методов он испытывал на самом себе, «отсеивая» неэффективные.
Его результаты в лечении самых разных заболеваний, которые ранее считались неизлечимыми, с течением времени получили известность в стране. Стилла прозвали «костоправом-молнией». Местные власти Кирксвилла проложили железную дорогу специально для обеспечения пассажирского потока из тех пациентов, которые стремились попасть на приём к Стиллу. Так, без устали и отдыха, он работал в течение почти пятнадцати лет. Наконец, такая жизнь измотала его. Он начал задумываться о том, чтобы передать свои знания.
В 1891-м году власти ему отказали в открытии школы. Однако чуть позднее Стилл всё же добился права открыть первую остеопатическую школу. Это произошло в 1892-м году в Кирксвилле. Первых учеников Американской Школы Остеопатии было 21 (из них 5 женщин). Среди них были трое детей Стилла и его брат. Обучение длилось два года, местом занятий был 2-этажный каркасный дом. Эта школа обрела большой успех. В 1894-м году начали строить новую больницу, которая открылась в следующем году. В 1895-м набор студентов удвоился, а количество людей, которые пролечились по остеопатической методике, превзошло 30 000. В начале 20-го столетия в его школе было уже 700 учеников. Стилл придерживался следующих принципов преподавания:
· углублённое изучение человеческой анатомии, а также физиологии;
· обучение навыкам пальпации;
· изложение философских основ остеопатии.
Также велось преподавание и других разделов медицины. Каждому выпускнику выдавался диплом доктора остеопатии – именно доктора остеопатии, а не медицины. Таким образом Стилл подчеркнул разницу между остеопатией и классической медициной.
В начале двадцатого века остеопатия расширила границы своего влияния, не прекращая отражать атаки Доктора Медицины, настроенных против нее. Так, в 1905 году, с подачи сенатора Флекснера был принят закон, запрещавший заниматься любой лечебной деятельностью, не относящейся к классической медицине. Остеопатия получила тяжелый удар, но выжила, несмотря ни на что. Были и другие нападки на остеопатию. Например, двое сыновей Стилла были вызваны в суд за то, что однажды вылечили 28 больных дифтерией за один день! Стилл сказал об этом: «Мои сыновья были осуждены за то, что спасли жизни детей. Что с того? Матери спасенных детей встали на защиту спасителей!»
В возрасте 70 лет он опубликовал четыре книги, наиболее известной из которых является «Исследования и Практика в области Остеопатии».
В 1914-м он пережил инсульт, но продолжил активно участвовать в работе своей школы. Стилл умер 12.12.1917 в 89-летнем возрасте. На тот момент докторов остеопатии было уже более трёх тысяч.