Кто был первым советским Дедом Морозом? А кто был главным? Обычно эти роли разделяют между двумя артистами.
Ёлка по-новому
С середины 1920-х рождественские ёлки постепенно стали превращаться в «красные», «пролетарские», да какие угодно, лишь бы не рождественские. Но быстро уничтожить традицию отмечать праздник не удалось, поэтому решили, что проще запретить. Что и произошло в 1929 г., когда праздновать Рождество стало невозможно, а уж рубить ёлки — тем более.
Тот, кто ёлочку срубил, Тот вредней врага раз в десять, Ведь на каждом деревце Можно белого повесить!
Комсомольцы и профсоюзные активисты ходили по домам, проверяли, не нарушает ли кто-то правила, но продлился запрет не так долго. Видимо, стало понятно, что искоренить привычку так легко не получится, а значит, надо возглавить. Уже в 1935 г. кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павел Постышев написал статью в «Правду»: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как левые загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».
Ёлка в Колонном зале Дома Союзов. (histrf.ru)
Загибщиков к Новому году больше не допустили, а буржуазное развлечение вернули. И даже возобновили производство ёлочных игрушек. Правда, рядом с привычными шарами и стеклянными колокольчиками на ёлках теперь висели самолёты, рубиновые звёзды и медведи. Да и уютное домашнее Рождество заменили более ярким и помпезным Новым годом. Но всё-таки праздник для детей был нужен.
Михаил Гаркави — номер 1
31 декабря 1936 г. в Колонном зале Дома Союзов, бывшем Дворянском собрании, прошла первая, а вернее, первая возрождённая ёлка для детей. Ребята наряжались в костюмы красноармейцев и ударников, макушку ёлки венчала красная кремлёвская звезда, огоньки зажигали после залпа крошечной «Авроры», но Дед Мороз был вполне настоящий. В костюме сказочного персонажа перед празднующими появлялся Михаил Гаркави.
Михаил Гаркави и Лидия Русланова на фронтовом концерте. (wikipedia.org)
Говорят, что его выбрал на эту роль сам Сталин, который был большим поклонником жены Гаркави — певицы Лидии Руслановой. Так это или нет, но знаменитый конферансье подошёл на роль идеально. Уроженец Бобруйска, он оказался в Москве в 1902 г., когда страшный пожар практически уничтожил его родной город. Закончил медицинский институт, а потом пошёл в театральный. Работал в МХТ, играл в «Синей птице» роль Хлеба, потом стал артистом театра-кабаре. В начале 1920-х занялся конферансом, и в конце десятилетия уже совершенно перешёл на эстраду.
Держать внимание аудитории ему было не привыкать, правда, на ёлке аудитория специфическая — дети. Но Гаркави справился. Высокий, полный, с наклеенной белой бородой, он выглядел настоящим сказочным персонажем, шутил, играл с детьми и первым произнёс фразу, которая стала хрестоматийной: «Ёлочка, гори». Как считается, именно Гаркави стал зачинателем и другой традиции — предложил взрослым, которые были на празднике, под бой курантов поднять по бокалу Советского шампанского. Решение о его производстве было принято как раз в июле 1936-го.
После Гаркави, в 1946 г., главным Дедом Морозом стал драматург Сергей Преображенский. И он не только играл эту роль, но и существенно её расширил. Будучи автором сценария новогодних кремлёвских праздников, именно Преображенский отвёл Деду Морозу главную место. С тех пор добрый волшебник стал основным персонажем не только на главном празднике страны, но и на всех школьных и детсадовских мероприятиях.
Сергей Преображенский. (mtdata.ru)
С экрана — в Кремль
В 1954 г. ёлки перенесли из Колонного зала в Кремль, в Георгиевский зал. Программа дополнилась экскурсией, на которую попадали действительно избранные — в те годы Кремль был ещё закрыт, экскурсии для всех разрешили только в 1955 г. Праздники были детские, для старших школьников, студентов, взрослых. В 1960-е к написанию сценариев стали подключать таких людей, как Эдуард Успенский и Александр Курляндский, и дети теперь отправлялись в сказочное путешествие, а не просто сидели в зале. А сопровождал их самый настоящий Дед Мороз — из фильма «Морозко».
В этом шедевре Александра Роу 1964 г. роль доброго волшебника исполнил Александр Хвыля. Начинавший в Харьковском театре имени Шевченко, Александр Леопольдович играл предводителя крестьянского движения Устима Кармалюка, неоднократно ему доставалась роль Будённого. Будучи наделённым колоритной внешностью, сыграл он и Чуба в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и Кобзаря в «Богдане Хмельницком». У Роу снимался в «Марье-искуснице», «Королевстве кривых зеркал» и в уже упомянутых «Вечерах на хуторе», так что режиссёр хорошо знал, на что актёр способен.
Дед Мороз в исполнении Александра Хвыли настолько полюбился детям, что они не могли воспринимать никого другого. Именно поэтому актёра пригласили стать главным персонажем кремлёвских ёлок, и он делал это с удовольствием. Правда, так и не привык к некоторым техническим новшествам: когда ему стали надевать радиомикрофон, он забывал его выключать, и зрители с удивлением слышали реплики Деда Мороза, которые он позволял себе за кулисами.
Александр Хвыля в фильме «Морозко». (m.fishki.net)
За роль платили хорошо, так что Александр Леопольдович за свой образ держался. Когда стало подводить здоровье очень ревностно относился к преемнику, которого сам же и привёл. Поначалу актёр Роман Филиппов (Вспоминаем «Бриллиантовую руку» и его фразу «Будете у нас на Колыме…») лишь изредка подменял Хвылю, выходя под фотограмму, которую записал Александр Леопольдович. Но потом организаторы ёлок стали делить время между ними поровну, на что главный Морозко сильно обиделся.
Сегодня количество ёлок и других праздничных развлечений буквально не поддаётся учёту. Поэтому и самого понятия «Всероссийский Дед Мороз» не существует. Впрочем, нет, он живёт в Великом Устюге и каждый год принимает сотни и тысячи детей у себя в гостях. Но его роль исполняет не актёр, а местный уроженец Андрей Балин, главная задача которого уже не вести волшебное представление, а общаться с детьми. И он справляется.