Найти тему
Москвич Mag

Брэдли Купер так похож на Леонарда Бернстайна, что «Маэстро» смотрится как документальный фильм

Если сравнивать «Маэстро» (премьера на Netflix — 20 декабря, в России фильм можно посмотреть у пиратов) с жанром академической музыки, популяризатором которой в прошлом веке был главный герой — дирижер и композитор Леонард Бернстайн, скорее фильм больше всего похож на симфонию (если иметь в виду симфонию как последовательность внутренне контрастных, но объединенных общей идеей частей).

Байопик Бернстайна с Брэдли Купером хотел снимать много лет назад еще Стивен Спилберг, но в итоге актер после своего постановочного дебюта «Звезда родилась» упросил режиссера «передать» проект ему, так что Спилберг и, кстати, Мартин Скорсезе значатся в титрах продюсерами. Купер мэтров не подвел — «Маэстро» номинируется на все главные награды киносезона, в том числе за режиссуру и лучшую актерскую работу.

Плюсы:

— «Смысл искусства — в противоположности ответов на вопросы, которые оно задает», — говорил Леонард Бернстайн, жизнь которого была наполнена конфликтующими желаниями в личной жизни и обязанностями в профессии. Как композитор он сожалел, что у него почти нет времени находиться в одиночестве, чтобы сочинять симфонии, мюзиклы, балеты и оперы — должность дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра не позволяла ему такой роскоши. Многие считали проклятием карьеры Бернстайна успех его мюзиклов (среди которых самые известные — «Вестсайдская история» и «Увольнение в город») и относительную безвестность его более серьезных произведений. И, наконец, то, на чем сосредоточен в первую очередь Брэдли Купер — на конфликтах в личной жизни Бернстайна, в его отношениях с женой, актрисой Фелицией Монтеалегре (Кэри Маллиган), которая согласилась за него выйти, зная о его связях с мужчинами, родила троих детей и на протяжении 26 лет их брака была здравым голосом, возвращавшим его в реальность, когда маэстро слишком увлекался или витал в облаках;

— Купер показывает драматические вспышки, неизбежные в каждом браке двух сильных, умных людей, в, казалось бы, оборванных, вырванных из ежедневного течения жизни сценах, в которых больше импрессионистического настроения, чем желания следовать четкому сюжету: вот Ленни и Фелиция знакомятся и не могут оторваться друг от друга; вот уже через 20 лет они обсуждают, как лучше солгать подросшей дочери Джейми (Майя Хоук, дочь Итана Хоука и Умы Турман) о бисексуальности отца; вот большая эмоциональная разборка, во время которой Фелиция упрекает мужа в эгоизме; наконец, трогательные, но очень психологически тяжелые сцены примирения с умирающей от рака женой. Как противовес сценам из личной жизни с их чередованием счастья и трагедий Купер снимает куски выступлений Бернстайна, где он чувствует полное единение с музыкой. В этих отношениях требуется только знание предмета, талант и профессионализм, поэтому эти отношения идеальны;

— в «Маэстро» много удач: например, сцена, где 25-летний Бернстайн узнает, что дирижер Бруно Вальтер заболел и он должен его срочно заменить без репетиций — этот счастливый случай, запустивший карьеру музыканта, нельзя было обойти. Или очень хорошая Сара Силверман в яркой роли сестры Бернстайна Ширли. Или полная неловкости сцена, где Бернстайн знакомит будущую жену со своим бывшим парнем, кларнетистом Дэвидом Оппенгеймом (Мэтт Бомер). Но лучшее, что есть в фильме — это точность в деталях (сценарист Джош Сингер изучил 1800 писем, написанных Бернстайном и переданных его детьми в библиотеку Конгресса), потрясающий уровень стилизации и игра Брэдли Купера и Кэри Маллиган. Работа Купера, месяцами учившегося у одного из главных современных дирижеров Густаво Дудамеля — это даже больше, чем просто актерская игра. Это уже такой уровень проживания жизни другого человека, что многие принимают это сходство за мимическое подражание (из-за увеличенного для еще большего сходства носа в Америке даже случился скандал с обвинениями актера в антисемитизме). Но в итоге эффект достигается тем, что Купер и правда внешне очень похож на Бернстайна, и дело не в накладном носе. Маллиган же прекрасно справляется с другой задачей — будучи «неглавной» в этих отношениях и в фильме, она тем не менее умудряется оставаться его моральным и эмоциональным центром.

Минус:

— из-за того, что Купер выбрал такую лоскутную форму повествования, подразумевающую рассказ только нескольких драматических моментов в жизни Бернстайна, за кадром остаются важные вещи, например его дети Нина и Александр (возможно, это было их желание, известно, что они дали добро на съемки и помогли с правами на звучащую в фильме музыку в исполнении отца). Или тот факт, что Бернстайн был похоронен вместе с партитурой 5-й симфонии Малера. Это произведение сыграло важную роль и в его профессиональной жизни, и в личной — именно он популяризировал Малера в Америке, и именно эта музыка была своеобразным саундтреком его любви к жене. Когда столько подробностей логически закольцовывают то, что ты хотел сказать, странно не использовать фактуру, которую так удобно предлагает сама биография героя.

Фото: Netflix