Найти тему
Военно-технический сундук

Кубань, 1943-й. Наши истребители сбили в воздухе 835 вражеских самолетов, а своих потеряли только 296

Представляю своим читателям «статистический» очерк, в котором все основные цифры по потерям и победам в небе над Кубанью весной-летом 1943 года представляет человек, которому реальные цифры было суждено знать по своей профессиональной деятельности, но не «диванно-экспертной», а непосредственно боевой. Это наш ас-истребитель Григорий Устинович Дольников, прошедший три войны и знавший цену победы. Ну, а кому эти цифры не подходят, пусть верят всяким «коллективам авторов» всяких «статистических сборников», фамилий которых никто не знает и вряд ли когда-то узнает.

Сбитый над Кубанью "мессер"
Сбитый над Кубанью "мессер"

После эпохальной воздушной битвы над Кубанью, в сравнении с которой меркнет даже пресловутая «битва за Англию», осталось столько разных цифр потерь и побед, что в них практически все «историки» путаются до сих пор.

Да, возможно, во время «битвы за Англию» немцы и англичане потеряли на пару-тройку десятков больше самолетов, чем в битве над Кубанью, но тут надо учитывать то, в каких условиях проводились эти воздушные сражения. В 1940 году никакой линии фронта между противоборствующими сторонами не было, и аэродромы были цивилизованные. Немцы летали на бомбежки по одним и тем же маршрутам, и ПВО у англичан была скорее мощная стационарная, а не маломощная полевая.

Много еще других факторов позволяют считать 1943 год над Кубанью самым эпическим воздушным сражением за всю историю войн, и спорить тут вроде не о чем.

Однако вернемся к нашим баранкам. Я как-то опубликовал очерк под названием «Немецкий ас В. Эттель в 1943-м над Кубанью сбил 84 советских самолета, а наш ас А. Покрышкин – всего 20. Это враки, или факты?», но большинство моих читателей посчитало приведенные цифры враками. Ну ладно, я их понимаю, потому что все те цифры были предоставлены по сути «диванным историком» Д. Б. Хазановым, который не только не был ветераном, а и на самолете если и летал, то только на Ту-134 пассажиром.

Ну ладно, откопал я тут в своем древнем бумажном архиве другую статью про «битву над Кубанью» (журнал "Авиация и космонавтика", 1988 г., №4), в ней тоже приводится много всяких цифр. Однако автор этого материала уже не «диванный историк», а натуральный летчик-истребитель, Герой Советского Союза, мог бы стать и дважды Героем, но первую Звезду ему придержали сразу за три преступления. Во-первых, в сентябре 1943-го он попал в плен, во-вторых, лечился у немцев от инвалидности, а, в-третьих, что-то слишком легко и быстро сбежал, учитывая больную ногу.

Григорий Устинович Дольников (1923-1996 гг.)
Григорий Устинович Дольников (1923-1996 гг.)

Звать этого аса – Григорий Устинович Дольников, на его счету 15 сбитых лично немецких самолетов, среди которых в основном «мессершмитты» Bf-109. Ас или не ас? Особенно учитывая, что первый боевой вылет он совершил только летом 1943-го, а потом последовал перерыв 8 месяцев в плену и в партизанском отряде. После плена его простили и снова взяли в авиацию, и даже награждали орденами Красного Знамени, но вот свою Звезду Героя получил он уже совсем за другие заслуги – в мирное время.

В 70-х годах Г. У. Дольников очень успешно руководил боевыми действиями авиации в Египте и Эфиопии, за что, наконец-то и был отмечен высшей боевой наградой СССР.

Но это вторая Звезда, а первую он так и не получил.

Что можно еще сказать об авторе материала, который я хочу предъявить своим читателям? Ну, все свои победы он совершил на американско-советской «Аэрокобре», и перед пленением совершил таран напавшего на него «мессершмитта». Больше про боевые заслуги Дольникова сказать нечего, но я думаю, что сказано о них и так немало. Умер наш герой в 1996 году в возрасте 72 лет, и оставил после себя только пять военно-авиационных трудов, все из которых были написаны с 1983 по 1988 годы. Вот как раз пятый из них я и представляю ниже.

"Статистический сборник №1", авторы которого вообще никому неизвестны. Моно верить таким "справочникам"?
"Статистический сборник №1", авторы которого вообще никому неизвестны. Моно верить таким "справочникам"?

А мои читатели пусть подумают, кому лучше верить – «диванным историкам», которые берут данные из каких-то непонятных «статистических сборников», написанных бесфамильными «коллективами авторов», или непосредственными участниками тех боев, которые как минимум по своей профессии должны были основные цифры знать еще за полвека до появления всех этих «рассекреченных данных».

Очерк Г. Дольникова "Кубанский эпилог", увидевший свет в журнале "Авиация и космонавтика", 1988 г., №4
Очерк Г. Дольникова "Кубанский эпилог", увидевший свет в журнале "Авиация и космонавтика", 1988 г., №4

Журнал "Авиация и космонавтика", 1988 г., №4

КУБАНСКИЙ ЭПИЛОГ

Генерал-полковник авиации Г. ДОЛЬНИКОВ, Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР

Воздушные сражения в небе Кубани весной 1943 года вошли в историю оперативного искусства и тактики советских Военно-Воздушных Сил как решающие в борьбе за завоевание господства в воздухе во второй период Великой Отечественной войны. По количеству участвовавших в боях самолетов, решительности целей противоборствовавших сторон, напряженности боевых действий эти события делятся на три ярко выраженных этапа.

В то время 17-я армия фашистских войск (остатки группы армий «А»), состоявшая из шестнадцати дивизий, занимала рубеж обороны в низовьях Кубани, включая Новороссийск и Крымскую - важный узел железных и шоссейных дорог. В надежде удержать позиции, уничтожить за хваченный еще в феврале нашими десантниками плацдарм юго-западнее Новороссийска гитлеровское командование сосредоточило на аэродромах Крыма и Таманского полуострова до 1000 боевых самолетов, в основном бомбардировщиков.

Кроме того, к налетам на позиции советских войск привлекались 200 бомбардировщиков, базировавшихся на аэродромах Донбасса и Южной Украины. На этом участке фронта действовали лучшие истребительные эскадры 4-го германского воздушного флота. «Удет» и «Мельдерс», укомплектованные асами.

"Аэрокобра", на которой Г. У. Дольников закончил войну в 1945 году. Самолет ему достался от его друга И. И. Бабака, которого перевели на должность командира другого полка
"Аэрокобра", на которой Г. У. Дольников закончил войну в 1945 году. Самолет ему достался от его друга И. И. Бабака, которого перевели на должность командира другого полка

Гитлеровской авиационной группировке противостояли ВВС Северо-Кавказского фронта, часть сил ВВС Черноморского флота, авиационные части ПВО и дивизия дальнего действия - всего около 600 самолетов. Таким образом, противник имел двукратное превосходство.

Сосредоточение на небольшом участке огромных сил авиации определило дальнейший характер боевых действий. В течение почти трех месяцев наша авиация оказывала эффективную поддержку наступавшим наземным войскам.

В ходе напряженных воздушных боев формировались новые взгляды на приемы и способы боевых действий, вырабатывалась новая тактика. Большой вклад в ее развитие внесли летчики 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал полковник И. Дзусов. Имена А. Покрышкина, Д. Глинки, Б. Глинки, Г. Речкалова, В. Фадеева, Н. Лавицкого, И. Бабака, П. Крюкова, других замечательных воздушных бойцов знали далеко за пределами Северо-Кавказского фронта. Особый вклад в тактику истребителей внес Александр Иванович Покрышкин прекрасный человек, талантливый летчик и боец, надежный товарищ.

А. И. Покрышкин
А. И. Покрышкин

К тому времени пара самолетов официально оформилась как основная огневая и тактическая единица. Независимо от задания, боевой порядок пары строился на принципе неразрывной визуальной и огневой связи, позволявшей ведущему и ведомому оказывать друг другу поддержку. Из пар строились боевые порядки звеньев и более крупных групп, имевших вполне определенное тактическое назначение: ударная, прикрывающая, наращивания усилий и т. п. Пары и группы эшелонировались по высотам и в глубину. Такое построение впоследствии получило название «кубанской», или «покрышкинской», этажерки.

Новые боевые порядки сразу повысили эффективность действий истребителей, а установка на самолеты радио улучшила качество управления и взаимодействия в групповых воздушных боях, особенно с участием наземных пунктов наведения, оповещения и связи (ВНОС). В зависимости от активности авиации противника на прикрытие наземных войск от ударов с воздуха истребители затрачивали от 40 до 60 процентов своих ресурсов. Эта задача решалась в основном способом патрулирования в воздухе.

У фашистских летчиков была хорошо отработана тактика. Обычно группу бомбардировщиков сопровождали несколько групп истребителей, эшелонированных по высотам и в глубину. Впереди, как правило, шли истребители. Их цель - сбить наш истребительный заслон, связать боем патрулирующие группы и обеспечить беспрепятственный проход своих бомбардировщиков. Для уничтожения оторвавшихся в бою одиночек они держали пары или звенья свободного маневра, представлявшие серьезную угрозу, особенно для молодых, неопытных бойцов.

Характерный для того времени бой провел 12 апреля командир эскадрильи майор А. Покрышкин. Его восьмерка прикрывала наземные войска в районе Крымской. С командного пункта по радио ведущий получил команду перехватить группу самолетов противника. Звенья, построенные уступом от солнца с превышением пар на 200-300 метров и на 600-800 метров между собой, развернулись навстречу врагу. В лобовой атаке Покрышкин сбил один самолет.

А. Покрышкин на своей "Аэрокобре" в небе Кубани стал асом
А. Покрышкин на своей "Аэрокобре" в небе Кубани стал асом

Команда ведомым на разворот. Неожиданно из облаков вывалилась еще четверка «мессеров». Но командир уже заметил их. Прикрывающее звено зорко следило за воздухом и в любое мгновение было готово отрезать путь наседавшему врагу. Бой скоротечный, напряженный. Прошло всего несколько минут, и гитлеровцы, потеряв четыре самолета, убрались восвояси.

А группа Покрышкина, вновь заняв боевой порядок, последовала заданным курсом. На подходе к указанной зоне командир увидел, что четверка «лаггов» ведет бой с восьмеркой «мессеров». Его атака сверху была стремительной и внезапной. Два фашистских самолета с дымным шлейфом перешли в свое последнее пике. Противник попытался выйти из боя и оторваться. Но последовал головокружительный маневр, и точная очередь прервала полет еще одного гитлеровца.

В том вылете восьмерка Покрышкина провела два воздушных боя и сбила восемь вражеских самолетов. Три из них на счету командира, личная храбрость которого, мастерство владения самолетом и оружием, умение все видеть и слышать, смело реализовывать дерзкие решения были выше всяческих похвал.

«Школу Покрышкина» прошли многие не только молодые, но и закаленные в боях, бывалые летчики. Он заставлял их думать, анализировать, рассчитывать, на земле продумывать свои действия, отрабатывать слаженность и взаимовыручку.

В бой идут штурмовики
В бой идут штурмовики

Александр Иванович был категорически против того, чтобы в боевые порядки групп включались неслетанные пары и уж тем более составленные из летчиков разных подразделений или из командиров одинакового ранга. По его убеждению, это было явной предпосылкой к потерям из-за несогласованности в действиях. И это подтверждалось на практике. После потери нескольких прекрасных бойцов командование дивизии запретило комплектовать случайные пары и звенья. А молодых летчиков вводили в строй по одному, в воздухе тщательно оберегали, пока новички не вживались в обстановку и четко не держались в строю.

Первое воздушное сражение в небе Кубани произошло 17 апреля. В тот день гитлеровское командование предприняло наступление нескольких дивизий на плацдарм в районе Мысхако с целью сбросить в море его героических защитников. Это наступление поддерживали 450 бомбардировщиков и 200 истребителей. Группы Ю-87, Ю-88, Хе-111 по тридцать - сорок самолетов под сильным истребительным прикрытием шли волнами по сто и более машин.

В воздухе разгорелись тяжелые групповые бои. Наши летчики смело вступали в схватки с численно превосходившим противником, но сил явно не хватало. Сказывалась и большая удаленность аэродромов базирования от линии фронта. Фашисты же и в этом имели преимущество. В такой обстановке решающее значение приобретали моральный фактор, мастерство управления подразделениями и частями, выдержка и самообладание советских летчиков.

Ставка Верховного Главнокомандования срочно перебросила на Кубань 2-й бомбардировочный, 2-й смешанный, 3-й истребительный авиакорпуса и одну отдельную истребительную авиадивизию. По количеству истребителей наша авиация превосходила фашистскую вдвое, а по бомбардировщикам уступала ей втрое.

"Сапитфайры" тоже прошли крещение в небе Кубани
"Сапитфайры" тоже прошли крещение в небе Кубани

Под руководством прибывших на Северо-Кавказский фронт представителей Ставки ВГК Маршала Советского Союза Г. Жукова и командующего ВВС маршала авиации А. Новикова был разработан план авиационного наступления для поддержки наземных войск и завоевания оперативного господства в воздухе. Были организованы удары по аэродромам силами фронтовых бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей.

В этих операциях, особенно в конце апреля, кроме ВВС Северо-Кавказского фронта (4-я и 5-я воздушные армии) участвовали соединения 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта, 8-й воздушной армии Южного фронта, ВВС Черноморского флота и авиагруппа авиации дальнего действия.

Над Кубанью очень многие летчики стали асами именно на "утюгах" ЛаГГ-3
Над Кубанью очень многие летчики стали асами именно на "утюгах" ЛаГГ-3

Авиационные удары по восемнадцати аэродромам на глубине 50-100 километров и 300-350 километровсилами дальней авиации, в основном в ночных условиях, существенно ослабили гитлеровскую авиационную группировку на Кубани. На аэродромах было выведено из строя около 260 самолетов, в воздушных боях сбито 152. Наши потери - 76 самолетов.

Фашистам был нанесен серьезный урон. Тем не менее, основную борьбу за господство в воздухе вели истребители. Так, только 20 апреля в семнадцати воздушных боях было сбито 50 самолетов врага. С 17 по 20 апреля посты ВНОС отмечали по 1000-1250 пролетов самолетов противника, 21 и 22 апреля уже вдвое меньше, а 24 апреля только 300.

Ла-5 на кубанском аэродроме
Ла-5 на кубанском аэродроме

Второе сражение развернулось с 29 апреля по 10 мая в районе Крымской. Наступавшие войска Северо-Кавказского фронта встретили яростное сопротивление фашистов. Их авиация наносила массированные удары по боевым порядкам советских войск. В небе с новой силой разгорелись воздушные бои, в которых одновременно с обеих сторон участвовало до 50-80 машин. Наши истребители постоянно дежурили в воздухе. Группы патрулей из 8-12 самолетов при обнаружении противника немедленно вступали в бой. Ударное звено обычно атаковывало бомбардировщики, а группа прикрытия связывала боем истребители сопровождения. В пятнадцати воздушных боях, проведенных советскими истребителями 29 апреля, было сбито 74 вражеских самолета. Истребители привлекались и для подавления зенитной артиллерии противника перед атакой наших штурмовиков и бомбардировщиков.

Ожесточенные воздушные бои, до сорока ежедневно, продолжались в течение двенадцати дней. За это время противник потерял 368 самолетов. Наши потери составили 70 машин.

Пе-2 готовится к боевому вылету
Пе-2 готовится к боевому вылету

В этот период произошли некоторые весьма существенные изменения в тактике истребителей. Например, для сохранения энерговооруженности самолетов и увеличения продолжительности патрулирования А. Покрышкин предложил полет методом «качающейся люльки», или «маятника часов». То есть на снижении самолет набирал скорость, а затем за счет нее - высоту при работе двигателя на номинальном режиме.

В полной мере проявилась его формула боя «высота - скорость - маневр - огонь», четко обосновывавшая тесную связь всех ее элементов. Наши истребители перешли к ведению боя на вертикалях. А в боевые порядки патрулей стали включаться демонстративные пары или звенья для отвлечения внимания истребителей, прикрывавших фашистские бомбардировщики. Все эти новые находки были закреплены в директиве командующего ВВС 14 мая 1943 года.

Второе сражение наши истребители выиграли вполне.

Третье сражение длилось с 26 мая по 7 июня. Стремясь сдержать наступление советских войск, гитлеровское командование создало авиационную группировку из 1400 самолетов, базировавшихся на аэродромах Крыма и Таманского полуострова, а также на юге Украины. 26 мая сосредоточенные удары вражеских бомбардировщиков завершились «звездным налетом» двенадцати групп общей численностью 600 машин. В последующие дни фашисты делали до 2000 и более вылетов в сутки. Каждый день в воздухе происходило до пятидесяти воздушных боев. Теряя по 40-50 самолетов, враг, тем не менее, добился временного превосходства в воздухе.

"Яки" на Кубани
"Яки" на Кубани

В этих условиях советское командование приняло меры: зоны патрулирования выносились на территорию, занятую противником, на глубину 10-15 километров, часть истребителей выделялась для «свободной охоты» в глубине его обороны, сократились составы истребителей на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на аэродромах в постоянной готовности находились дежурные группы, вылетавшие по вызову.

В результате принятых мер активность гитлеровской авиации резко снизилась, массированные удары прекратились. В третьем сражении фашисты потеряли 315 самолетов, наши потери составили 150.

Сбитый "юнкерс"
Сбитый "юнкерс"

В итоге длительных и упорных воздушных боев советские истребители сбили в воздухе 835 вражеских самолетов и потеряли 296 своих. Всего за период воздушных сражений на Кубани фашисты недосчитались 1100 самолетов всех типов. Впервые за сравнительно короткий срок на небольшом участке советско-германского фронта наша авиация добилась оперативного господства в воздухе, что оказало решающее влияние на завоевание стратегического господства в дальнейшем.

Опыт воздушных сражений в небе Кубани - это прекрасная школа советской авиационной тактики, школа мужества и самоотверженности советских летчиков, беспредельно преданных своей Родине, партии и народу. Мне, тогда еще молодому летчику, посчастливилось быть непосредственным участником тех незабываемых событий и видеть, как быстро росло их боевое мастерство.

Имена Б. Глинки, Д. Глинки, В. Фадеева, Г. Речкалова, П. Крюкова, Д. Коваля, Н. Смирнова, В. Семенишина, летчиц и штурманов женских бомбардировочных полков М. Чечневой, Е. Рудневой, Е. Носаль, Н. Поповой, И. Дрягиной и многих, многих других авиаторов золотыми буквами вписаны в историю наших славных Военно-Воздушных Сил.

Некоторые герои кубанского неба - А. Ф. Клубов, Г. А. Речкалов, А. И. Труд и Б. Б. Глинка,
Некоторые герои кубанского неба - А. Ф. Клубов, Г. А. Речкалов, А. И. Труд и Б. Б. Глинка,

И среди них ведущее место по праву принадлежит выдающемуся асу, творцу тактики воздушного боя, первому трижды Герою Советского Союза маршалу авиации А. И. Покрышкину, которому в марте этого года исполнилось бы 75 лет.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

«Рус фанер» По-2 был полноценным противотанковым штурмовиком и победителем реактивных истребителей

Почему ВВС РККА в 1942 году несли большие потери? Одна из причин - наши истребители продолжали «ходить кучей»

Ночной таран - оружие сумасшедших. Так считали немцы и англичане, но для советских летчиков это было успешной нормой

Убойный союз советской фронтовой и американской стратегической авиации уничтожил экономику Третьего Рейха