Найти тему
Fon Kraft

Как покрасить гусеницы модели танка, чтобы выглядели по-настоящему? | Часть 3 : Делаем следы эксплуатации

Оглавление

"Хочу покрасить гусеницы, чтобы были как настоящие. Не новые, а максимально поезженные", - написал мне читатель под одной из моих публикаций. А я, как раз, собирался завершать "гусянскую трилогию", поэтому сегодня расскажу: как я окрашиваю гусеничные ленты в "максимально поезженный" гусеничный цвет.

Совершенно не важно для какой модели вы окрашиваете гусеницу - технология покраски будет одинаковая. (С) Сборная модель советского лёгкого танка Т-26 в масштабе 1/35 от «Звезды»
Совершенно не важно для какой модели вы окрашиваете гусеницу - технология покраски будет одинаковая. (С) Сборная модель советского лёгкого танка Т-26 в масштабе 1/35 от «Звезды»

Для тех, кто со мной незнаком, представлюсь: мир знает меня под именем Алексей. Более 10 лет я занимаюсь стендовым моделизмом и делюсь опытом со всеми, кто желает заниматься этим видом творчества.

Если вы читаете эту публикацию, значит, задумались над постройкой модели со следами эксплуатации и износа. Не скажу, что технологии постройки сильно различаются. Различается технология нанесения цвета. Можно окрашивать аэрографом, можно кистью. Аэрографом чуть проще и быстрее. Кистью - дольше ждать просушки. В остальном же... впрочем, читайте далее.

На что обратить внимание перед покраской модели?

А обратить внимание, прежде всего, стоит на легенду вашей модели: что за модель? Где эксплуатировалась? Какой грунт был под её грунтозацепами? Да и были ли, вообще, те грунтозацепы? Может, у вас резинометаллические звенья? Может, вся лента резиновая? Так в этом случае её стоит окрашивать по аналогии с автомобильными шинами.

Как оказалось, старые шины покрасить тоже не так-то просто - надо знать последовательность ☝🏽 (С) Сборная модель советского грузовика ЗиС-5 в масштабе 1/35 от ARK-Models
Как оказалось, старые шины покрасить тоже не так-то просто - надо знать последовательность ☝🏽 (С) Сборная модель советского грузовика ЗиС-5 в масштабе 1/35 от ARK-Models

Ну, а в случае металлических звеньев надо понять: какая поверхность была под танком? Зачем? Так ведь дьявол кроется в мелочах! Какие гусеничные ленты вам встречаются чаще всего? Ну, наверное те, которые гоняют по густой грязи: чернозём, суглинок, просто непонятное нечто "Мечта джЫппера". Разница будет только в цвете грязи. А вот поведение её будет одинаковое: вязкая густая жижа законопатит все щели и впадины, а вот выступающие части, наоборот, останутся чистыми с металлическим блеском. Ну, во-первых, выступающие части звеньев очень активно цепляются за грунт, срывают его и очень агрессивно стираются о твёрдые включения в грунте.

Многое зависит от местности, где находится танк☝🏽 Фото сделано в обычном дворе соеди многоэтажек Омска
Многое зависит от местности, где находится танк☝🏽 Фото сделано в обычном дворе соеди многоэтажек Омска

Совсем другое дело, когда техника эксплуатируется на каменистых грунтах: разнокалиберные камешки мало забиваются в щели и впадины звеньев, зато очень активно формируют забоины, вмятины и насечки. А, как раз, насечки, вмятины и забоины имеют блестящую поверхность чистого металла.

То есть, как видите, механизм износа различается. Значит, и подход в окраске должен быть разным. Пожалуй, давайте разберём, как покрасить гусеничные ленты для "грунтовой" модели. То есть той, которая ездила по равнинным грунтам с густым и вязким почвенным покровом.

Как покрасить гусеничные ленты для диорамы с грунтом

Здесь следует учесть, что грунты среднеевропейской полосы - липучие и вязкие. А ещё - за счёт большого количества перегноя - легко вбирают в себя воду, которая провоцирует интенсивную коррозию. Поэтому я делаю так: готовлю три-четыре цвета в коричневых тонах. Само собой - оранжево-коричневый, который будет обозначать свежую коррозию, где недавно содралась краска, и металл ещё не успел основательно заржаветь. Готовлю и зелёно-коричневый вариант (цвет умбра). Красно-коричневый с капелькой фиолетового - тоже готовлю. Из него хорошо получаются"железные окислы". Ну, и чёрный с капельками красного - хорошо имитирует окрашенную кузбасс-лаком поверхность, которая уже поездила, и где-то в глубине начала корродировать.

Обратите внимание на расположение цветовых пятен: гусеничные ленты не имеют ни монохромного, ни монотонного окраса (С) Сборная модель советского танка Т-72 в масштабе 1/35 от «Звезды»
Обратите внимание на расположение цветовых пятен: гусеничные ленты не имеют ни монохромного, ни монотонного окраса (С) Сборная модель советского танка Т-72 в масштабе 1/35 от «Звезды»

Не забываем здесь правило маляра: "Краску важно разбавлять". Даже если красим кистью. Собственно, нет большой разницы: кисть или аэрограф? Лично я работаю тем, что есть.

Порядок нанесения слоёв тоже не играет особой роли. Кто-то придерживается правила от "Светлого к тёмному". Кто-то - наоборот: "От тёмного к светлому". Оба метода имеют право на применение.

Окрашивание модели можно начинать как от светлого к темному, так и наоборот - от темного к светлому. Выбор зависит от конкретной ситуации и желаемого эффекта.

Если вы хотите получить более натуральный и естественный вид модели, то лучше начинать с более светлых оттенков и затем постепенно переходить к более темным. Это позволит создать плавные переходы между цветами и придать модели более реалистичный вид.

Однако, если вы хотите подчеркнуть детали и создать более контрастный образ, то можно начать с темных оттенков и затем переходить к светлым. Такой подход может быть полезен при создании, например, готического или футуристического стиля.

Но грунтовку я использую чёрного цвета. Даже если что-то я потом не прокрашу, то чёрный цвет во впадинах придаст гармоничную картину.

Обратите внимание на разнооттеносность гусеничных лент. Нет, это не брак экспозиции. Это преднамеренная окраска
Обратите внимание на разнооттеносность гусеничных лент. Нет, это не брак экспозиции. Это преднамеренная окраска

Поверх чёрного грунта нанесём несколько пятен светлого оранжево-коричневого цвета. Логическое расположение пятен - там, где краска могла повредиться относительно недавно и металл лишь слегка успел окислиться. Как правило - это боковые внутренние поверхности гусеничной ленты - им всегда достаётся от захватываемой и просыпающейся на них почвы. Впрочем, и с рабочей стороны, со стороны грунтозацепов я слегка добавляют оранжевых распылов, стараясь делать это под углом, высветляя гребни звеньев.

Далее перехожу к красно-коричневым оттенкам - им отводится основная работа, например: наружные поверхности гусеничных звеньев, немного внутри гусеничной ленты, там, где не касаются беговые поверхности опорных и приводных катков. Отмечу, что это должны быть не просто полосы, а именно пятна. Даже если вам нужна сплошная полоса - разбейте её на череду пятен, так будет живописнее и правдоподобнее.

Умбра (зелёно-коричневый цвет) хорошо сымитирует остатки гумуса. Он же - перегной, который забился в пазы и впадины звеньев. Надо ли говорить, что опять наносим умбру пятнами? Не леопардовыми пятнышками, а нормальными пятнами (шириной в 20-35-40мм) с мягкими размытыми краями.

И завершаем всё это смесью чёрного с капелькой красного цвета. Им я покрываю места, на которых - по моему разумению - могла бы сохраниться заводская краска.

-6

Не забываем "натоптыши" - следы от опорных катков. Как правило: со внутренней стороны гусениц. Ширина и расположение полированных беговых дорожек зависит от вида опорных катков. Для имитации таких потёртостей я использую акриловую краску "Сталь". Ею же окрашиваю поверхности гребней (если зацепление втулочно-гребневое, как на Т-34), или же концы гусеничных звеньев и зубья приводных звёздочек, если зацепление цевочное.

Ну, а после просушки - лакировка глянцевым лаком, и нанесение смывки. Смывку выбираем на пол-тона темнее, чем у нас получился общий цвет гусеничной ленты. Смывка придаст тени, скроет огрехи и выровняет контрастность между различными цветовыми пятнами. Фактически, она добавит пятен на пятнах, но визуально это будет выглядеть, как выравнивание контраста.

После высыхания смывки - стоит нанести ещё один слой, но уже матового лака. Дальше смотрим по ситуации: если результат не понравился, то оттенок можно поравить с помощью фильтров, уведя его, например, в сторону более ржавого тона, или в чёрные тона.

Если понравилось, то оставляем краски, и берём в руки мягкий карандаш. Очень мягкий. Вот прямо с индексом 2М (2В), но можно и мягче. И грифелем этого карандаша проводим по выступающим частям гусеничных звеньев: грунтозацепам, рёбрам, места касания с катками, звёздочками, зубья звёздочек, кстати, тоже обводим грифелем.

В результате эти места получают тусклый блеск, который замечательно походит на стальные незаржавленные участки. Попробуйте - вам понравится эффект☝🏽

Как видите: реальные гусеницы мало чем отличаются от тех, которые нам показывают🤷🏼‍♂️
Как видите: реальные гусеницы мало чем отличаются от тех, которые нам показывают🤷🏼‍♂️

И не забываем про пигменты. Машины, находящиеся в активной эксплуатации всегда пыльные. Обязательно стоит припылить пигментами наружную поверхность гусениц в тон почве, под которую вы ранее окрашивали деталь. И не забудьте про торцы звеньев - они блестеть не могут.

А поддержать автора можно по ссылке ниже. Это, правда, не обязательно, но приветствуется...

СберЧаевые

Ваш Fon Kraft.

Возможно, вас заинтересуют более ранние «гусеничные» публикации, ссылки на которые я оставлю здесь:

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.

Ну, а пообщаться с единомышленниками и спросить совета можно в нашей Флудилке-Курилке (https://t.me/kraftchat55/27938) на том же Телеграмме

А теперь вам пригодится ссылка на скачивание приложения Яндекс-маркета. потому что иначе не очень удобно рассматривать витрину, в которой, к слову, можно приобрести много интересного и полезного и для моделизма:

Миры фон Крафта: любимые товары