"Цевка против гребня! Да, пожалуй, именно так я и назову свою новую статью", - размышлял я перед написанием вот этого самого материала. Как оказалось, тема гусеничных движителей советских танков - весьма интересна и популярна у читателей канала.
Напомню, что мы с вами уже обсудили почему разбитые танки оказывались без гусениц; наглядно и с фото разобрались с типами гусеничных звеньев, которые устанавливались на Т-34; а также выяснили, почему при манёврах легендарные "тридцать четвёрки" издавали характерные цокающие звуки. Ссылки на эти рассказы будут опубликованы в конце статьи.
Сегодня же я хочу обратить ваше внимание на различный тип приводных колёс танковой техники. Те из моделистов, кто собрал хотя бы один Т-34, и например, КВ, или что-то из современных танков, впрочем, сгодятся и машины вермахта, тот наверняка обращал внимание на различное устройство приводных колёс.
Почему на Т-34 использовалось гладкое приводное колесо?
Как я писал ранее, многие узлы и конструктивные решения пришли в конструкцию "тридцать четвёрки" от его более ранних собратьев. Например, гусеничный движитель подобного типа применялся на более ранних БТ-7 и Л-20. Поэтому советские танковые инженеры не сталь мудрить лукаво, а переняли уже работающую систему, пропорционально увеличив размеры нагруженных деталей.
В такой конструкции тяговое усилие приводного колеса передавалось через внутренние ролики на гребни гусеничных звеньев. Такие звенья назывались "рабочими" и соединялись с "холостыми", которые гребней не имели.
Как видите, всё, что "тянуло" в таком колесе - всё было круглым: либо диск, либо цилиндр (оси, ролики). То есть, требовало весьма доступных технологий: либо стальной прокат с последующим раскроем, либо штамповка. В финале - токарная обработка, с которой все страны мира знакомы уже очень давно.
Что же до гусеничных звеньев, то, как мы уже разобрали, они изготавливались либо литьём, либо штамповкой. В общем-то, тоже не вызывало затруднений.
Словом, унификация и удешевление являли все свои положительные стороны. Учитывая социально-экономическое состояние раннего СССР, то именно такой тип движителей более полно удовлетворял нуждам обороны.
Недостатки приводов с гребневым зацеплением
Разумеется, не обошлось и без недостатков. Пожалуй, самым существенным было то, что привод оказался неспособным передавать большие тяговые усилия. Как видно из фотографий: приводное колесо оснащалось всего шестью роликами. В постоянном зацеплении находилось всего три из них. То есть, все двадцать восемь боевых тонн перемещались с помощью шести относительно небольших стальных ролика (по три на каждый борт).
Кроме того, такая конструкция не позволяла применять мелкие гусеничные звенья, которые плотнее облегали бы приводное колесо. А при набегании на катки таких вот "лаптей" появлялся неизменный рокот и лязг. О том, что Т-34 был весьма шумным и передвижение машин можно было услышать за несколько километров писали и историки, и современники. Да и сейчас на ретро-парадах можно услышать движение легендарной "тридцать четвёрки" даже не видя её и за гулом толпы.
На поле танки грохотали... и прыгали на разных гусеницах
Свою долю недовольства такой привод и гусеничная лента получала и от танкистов. Как я писал выше: гусеничная лента состояла из двух типов звеньев - холостых и рабочих. И отличались они между собой не только наличием тягового гребня.
Обратите внимание на расположение шарнирных проушин. Очевидно, что танковому экипажу приходилось возить на броне два типа гусеничных звеньев - ведь невозможно предугадать, какой из них выйдет из строя?
Предположим, что под нагрузкой отламывался гребень рабочего звена. В этом случае "тяговый" трак превращался в холостой, что приводило к рысканию машины при прямолинейном курсе. Потому что на приводном колесе происходило проскальзывание ленты. То же самое происходило, если под рукой не оказывалось рабочего звена, и экипаж вынужден был ставить вместо него "холостой" трак.
Ещё "веселее" складывалась ситуация, когда в ЗИПе не оказывалось трака холостого. В этом случае, чтобы сохранить подвижность машины, переворачивали трак рабочий и ставили его гребнем наружу. И без того тряская машина превращалась в настоящую зубоколотилку, особенно если передвижение выполнялось на твёрдых грунтах.
Кстати, такой особенности были лишены танки с цевочным зацепление, так как их гусеничные ленты состояли из одного типа звеньев.
Руда всему голова
И, конечно же, была ещё одна причина, которая играла одну из основных ролей в судьбе гребневого зацепления. Это экономическая. В 20-30-ые годы прошлого столетия в СССР наблюдался бум индустриализации: строились новые заводы, литейные производства, предприятия механической обработки материалов. Молодому государству требовалось огромное количество чугуна и стали. А для выпуска качественной продукции требовалось большое количество марганца.
Именно этот металл удаляет из расплава кислород и связывает серу - вредные примеси в любой стали. Чем больше марганца, тем лучше сталь. Да вот незадача: большое количество марганца потребляли оборонные заводы, выпускающие броневую сталь. Поэтому машиностроительным заводам для выпуска зубчатых колёс (даже если они приводные) доставалось куда меньше необходимого. По сути, марганец поставлялся для производства тяжёлых танков, на которые делалась большая ставка для успеха боевых действий. Поэтому мы с вами видим цевочные колёса на танках типа КВ и ИС, но их совершенно нет на более лёгких Т-34 и самоходных установках на базе их шасси.
Ну, а в дальнейшем, когда появились новые мощности по производству марганца, и легированные марганцовистые стали перестали быть дефицитом, танкостроители полностью отказались от использования гребневого гусеничного зацепления перейдя к зацеплению цевочному.
Вот такое оно, развитие техники и технологии.
Надеюсь, статья вас не утомила, а информация оказалась интересной.
Ваш Fon-Kraft.
В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).
Не забываем ставить лайки и подписываться на канал, если вы этого до сих пор не сделали.
А теперь обещанные ссылки:
> Почему танки оказывались без гусеничных лент?
> Разбираемся в типах гусеничных лент Т-34 наглядно
>Почему танки Т-34 при движении издавали рокот, какого не было у танка вермахта?
Почему стоит подписаться на канал? Потому что на нём регулярно выходят новые материалы о мире моделизма, с подпиской вы их не пропустите. К тому же это - бесплатно. И напоминаю: максимум информации в моих статьях можно найти только на блог-платформе Дзен. Если вы читаете эту статью в каком-либо другом ресурсе, то перед вами - пиратская копия. Не тратьте на неё время - ваши комментарии не будут услышаны.
Поддержать автора и развитие канала можно и материально, отправив перевод на карту:
2202 2023 9413 5895 - СБЕР,
4893 4702 3844 7624 - ВТБ.
ПыСы. Я бы прикрепил форму, но Дзен больше не предоставляет такую возможность.