- Товарищи, расскажите свою очередность сборки, окраски катков и гусениц на технике? У меня из раза в раз все по-разному получается, - обратился за помощью коллега-моделист в нашем телеграм-чате.
"Вот тебе и здрасьте", - удивился я: "Вот тебе, фон Крафт, и профдеформация! Тут, как бы за деревьями лес не просмотреть"! Как я уже однажды рассказывал: когда что-то делаешь достаточно долго, то мелкие рутинные операции начинают восприниматься как само собой разумеющееся. Ну, например, кто сможет точно вспомнить: сколько разбавителя он добавляет к своим краскам при работе с аэрографом? Или, например, сколько времени надо подсушивать декаль на бортах модели? Ну, реально, не задумываешься же.
Вот то же самое и со сборкой гусениц из отдельных звеньев. Точнее даже не так. Сборка нижней части бронетанковой техники - в каком порядке и как лучше сделать?
Словом, я вот тут поразмыслил, и описал алгоритм по сборке ходовой части бронетанковой техники. Если отбросить гусеничные ленты, то, думаю, сгодится и для сборки и покраски любой колёсной техники.
Перед тем, как погрузиться в увлекательное чтение, прошу проверить актуальность подписки на канал: Дзен начал самовольно отписывать от меня читателей и перестал показывать канал Fon Kraft в общей ленте. Шанс не потерять меня среди других блогов: подписаться, либо оставить комментарий, на который потом ответят.
Словом, друзья-читатели, я вам расскажу о своём опыте, а вы меня либо поправьте, либо дополните. И то и другое - приветствуется в комментариях.
1. Сборка катков
Скажете, пустяк? Ну, смотря какую цель вы при этом преследуете. Как правило, танковые катки состоят из двух половин: лицевой, обращённой к зрителю; и тыльной - обращённой к борту модели.
Их следует очень точно совместить, чтобы собранный каток опирался на беговую дорожку обеими своими половинками. Но ещё бывает, что и каждая половинка изготавливается с помощью двух пресс-форм. При неточной подгонке или изношенных пресс-формах на детали образуется прилив - след от плоскости разъёма. Он совершенно точно будет бросаться в глаза, и краска его не только не скроет, но и даже подчеркнёт. Поэтому ничего иного не остаётся, как только тщательно зашлифовать и выровнять образующую поверхность опорного катка.
Некоторые моделисты приловчились зажимать каток в патрон шуруповёрта и таким образом, вращая деталь, обрабатывают беговые поверхности. В общем-то тоже действенный способ, но требуется умение, неторопливость и аккуратность.
2. Сборка "корыта" с подвеской (нижняя часть модели)
Для разнообразия можно время от времени отвлекаться от сборки-шлифовки опорных катков и переключаться на сборку корпусных деталей.
Во всех инструкциях (почти во всех) рекомендуют сборку машины вести с нижней части. Ну, в общем, что-то в этом есть. Хотя бы потому, что опорные катки соединяются с рычагами (балансирами) подвески, и как-то логично и удобнее обрабатывать их во взаимосвязи.
Иногда, правда, и детали нижней части танка (так называемое "корыто") весьма далеки от идеала. Как, например, на фото выше. Это не я криво приклеил. Это днище танка имело вот такой занятный "Изгиб Пропеллером". Пришлось соединять торцовые швы - они короткие и по определению получатся прочными. А затем уже прижимать и вклеивать длинную и гибкую горизонтальную часть.
Заодно, пока вы тренируетесь с неспешной приклейкой, можно подумать о том, как лучше окрашивать собранный узел, и получится ли подлезть кистью или аэрографом в теневое пространство за опорными, или приводными катками? Катки и колёса, к слову, всё так же не приклеиваем - не торопимся.
3. Сборка гусеничной ленты по прямой и на криволинейных участках
Если вам не захотелось лёгкой непринуждённости виниловых гусениц.
Если не захотелось прямолинейности полунаборных лент. Или, к примеру, решили повысить свой профессиональный уровень и приобрели полностью наборные "гусли", то сейчас самое время взяться за их сборку.
Как правило в танковом наборе около полутора сотен гусеничных звеньев, которые собираются в две очаровательно-ажурные танковые петли. И отдельно - ремонтно-запасные участки звеньев, что так заботливо любят размещать на броне кинематографисты.
С гусеничными звеньями ситуация такая же как и с опорными катками: на них могут быть следы от половинок пресс-форм, на них могут быть дефекты литья. И к ним ещё добавляются дефекты - следы от толкателей (небольшие круглые плоские пятнышки). Все дефекты должны быть исправлены: обрезаны, зашлифованы, зашпаклёваны, и ещё раз зашлифованы. В итоге перед вами должен быть "литой" трак, а не пластиковая запчасть.
Сборку горизонтальных прямолинейных участков можно вести по линейке, по разметочным линиям модельного коврика, либо с помощью специального приспособления - кондуктора. К слову, с помощью кондуктора удобно склеивать и криволинейные участки гусеничной ленты, которые огибают натяжное, либо приводное колёса.
Если же вы строите модель максимально реалистичную (с провисами лент), либо для диорамы - то гусеничные ленты следует склеивать с помощью специальных лекал, либо по форме основания.
При сборке ленты определитесь: где вы будете делать "замОк", то есть, в каком месте вклеите финальное звено? Как правило, из-за огрехов в литье складывается ситуация, когда звенья гусеничной ленты не собираются в идеальную деталь. Может так статься, например, что в одном месте сойдутся два одинаковых звена (например, на танке Т-34 два типа звеньев: холостые и приводные. И невозможно физически соединить два одинаковых звена вместе).
Как правило, в качестве замковых звеньев я выбираю места либо в верхней части приводного колеса, либо за ленивцем (натяжным колесом). Но если модель имеет бортовые экраны, или ковшеобразные надгусеничные полки (Ис-3, например, или современные БТТ), то замыкать гусеничные ленты можно и в верхней части на горизонтальном участке - если дефект и будет, то его никто не увидит.
Обязательно следует оставить несколько свободных звеньев - ими мы будем замыкать гусеничную ленту после окончательной сборки.
И не следует собирать "гусянки" в жёсткое кольцо - оставьте их незамкнутыми. Так будет удобнее надевать их на танковые колёса. Как и приводные и натяжные колёса не следует вклеивать сразу намертво. Особенно, если натяжное колесо - на кривошипе. Соберите ходовую часть, разберитесь с окраской, примерьте гусеницу. Потом уже и вклеите привод. Но это потом. Я скажу: когда уже можно.
Поддержать автора и поблагодарить за публикацию можно по ссылке
Вот и получается, что на этапе сборки ходовой части танка присутствует форменная крупноузловая сборка и подготовка производства: отдельно собирается нижняя часть корпуса, отдельно - опорные катки, приводные и натяжные колёса, балансирные тележки, если есть, и петли гусениц. Можно сколько угодно всё это ставить на место, примерять, прицеливаться, но не торопиться с окончательной вклейкой. Поверьте, терпение и выдержка подарят вам потом много счастливых моментов.
Ну, а о покраске - в моей следующей публикации. Как говорится: "Ту би континед, или Продолжение будет..."
Ваш Fon-Kraft. (С), 2023 г.
Да, чуть не забыл! Осталось немного времени, когда промокод KINDERKRAFT-AF на скидку на детские товары перестанет действовать. А ведь скоро - Новый год! Самое время прикупить товары для детей по новогодней акции:
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а пообщаться с единомышленниками и спросить совета можно в нашей Флудилке-Курилке (https://t.me/kraftchat55/27938) на том же Телеграмме