Найти тему
Московские истории

"Скверные" прогулки: Капитан и Элара

Оглавление

Феоктиста Эклер: Помните, я писала о том, что в Новый год сразу после боя курантов мы с детьми шли гулять в наш сквер? Потом, когда дочерям было лет по 10 - 12 с нами гуляла наша собака. Об этом и хочу рассказать историю, скрасившую мои 90-е.

Сквер имени Калинина на Авиамоторной улице, Лефортово. Фото автора.
Сквер имени Калинина на Авиамоторной улице, Лефортово. Фото автора.

Горемычные 90-е


Последние советские годы мы с мужем посвятили нашим диссертациям. Я - кандидатской, он - докторской. Я даже тему своей диссертации выбрала так, чтобы часть ее можно было использовать для работы мужа. Взяли мы какой-то дикий темп. Спали по 4-5 часов в сутки. В итоге в 1989 году защитилась я, а в 1990-м - муж.
И тут начались лихие 90-е. Как-то быстро и незаметно мы из вполне процветающего среднего класса скатились почти в нищету: зарплату нам не повышали, платили ее нерегулярно. Иногда в метро я видела объявление о том, что требуются уборщики, где указывалась зарплата раза в два, а то и в три превышающая наши.
Временами ночью, когда все спали, я позволяла себе раскиснуть. Держала в руках наши дипломы и тихо плакала. Вместо того, чтобы путешествовать, развлекаться, одеваться, мы грызли гранит науки. Даже в отпуске мы писали, писали, писали, по очереди ездили с дачи в библиотеки и архивы. И зачем?

Мы были не одиноки. Например, на площади Гагарина, на импровизированном рыночке отец моей приятельницы, доктор технических наук Александр Трофимович, торговал чем-то металлическим среди таких же, как он.

Моя подружка с голубым глазом

Однажды ночью я, горюя о потраченном напрасно времени, вертела в руках диплом кандидата наук. Он выскользнул из рук и упал на стол, на котором лежала газета "Вечерняя Москва", раскрытая на странице со статьей "Воспитай себе друга" - о собаках.

Моя Элара.
Моя Элара.

Через неделю я ехала за собакой, ехала вопреки всему - безденежью, неопределенности, здравому смыслу - всему на свете. Заводчица предложила мне девочку - плембрак (с голубым глазом). Во всем остальном экстерьер моей питомицы соответствовал стандарту, я даже при желании могла оформить на нее родословную, хотя на выставки нам вход был заказан. Мне было все равно. У меня появилась пятнистая подруга, которой я могла рассказать все, что угодно, рядом с которой я могла не претворяться веселой, безбоязненно могла горевать, могла уткнуться в ее белую грудку и плакать. Она меня слушала, не перебивала, не возражала и не выдавала.

Не люблю фильмы с Чарли Чаплином

Первая наша прогулка прошла крайне неудачно. мы шли по травке мимо детской площадки. Маленький мальчик высыпал на морду моей собаки ведро сухого песка. Это было ужасно. Щенок тряс мордочкой, лапками пытался тереть глазки. Мальчик смеялся, а с ним и его мама. Именно тогда я поняла, что ненавижу фильмы с Чарли Чаплином, когда чье-то лицо вдавливают в торт с кремом, когда смеются над упавшим с лестницы человеком, когда смеются над унижением и болью.
Пару недель мы лечились. А потом я вышла на прогулку в 5 утра, чтобы уберечь мою собаку от людей. На шею себе я повесила табличку с надписью: "Мы заразные, злые и кусаемся".
То ли произошло переключение, то ли появились дополнительные заботы, но моя депрессия куда-то делась. Гуляла я всегда в одиночестве. чтобы никто не мешал мне разговаривать с моей питомицей.

Сквер имени Калинина. Фото автора.
Сквер имени Калинина. Фото автора.

Капитан и Зевс тоже кусаются


Однажды утром я увидела, что нам навстречу, иронично улыбаясь, идет высокий бравый мужчина лет 70  в сопровождении пшеничного терьера. На шее его висела табличка: "Мы тоже заразные и  кусаемся!". Так началось это знакомство и в нашей жизни появились Сергей Сергеевич, капитан военного корабля в отставке, и его четвероногий товарищ Зевс.

- Моя жена рано просыпается и наблюдает ваше дефиле. Она сразу поняла, что с вами что-то не так и решила, что нам нужно объединить утренний скверный досуг (от слова "сквер"). Кстати, как зовут это кроткое пятнистое создание, злобу которого вы так рьяно рекламируете?"
Я рассказала, что называю ее просто "Девочка". Имя ей еще не придумала, но оно должно быть на букву "И".

Элара - двуликий Янус


- Имя должно быть обязательно! Любите ли вы звезды и античных героев? Знаете, - капитан посмотрел на своего Зевса, - римляне называли Зевса Юпитером. Зевс был большим бабником и так же, как Юпитер, удерживает вокруг себя огромное количество спутниц. Среди них есть дамы с очень занятными и с красивыми именами. Например - Ио!
- Ио? Звучит странно, - задумчиво произнесла я.

- Еще есть Элара, - продолжил Сергей Сергеевич. - Собакам с родословной принято давать сложные имена. Пусть будет Ио-Элара!

Так появилась моя Элара.

Элара.
Элара.

Мы беседовали об астрономии, звездах, морях, накатах волн в океане, кораблях. Наши собаки тоже подружились.

- У этого дивного существа удивительно честная морда,- сказал как-то капитан, - смотрите! Она двулика, и имя ее тоже двойное. Сторона с голубым глазом - проницательная, холодноватая, разумная, а другая, с карим, - нежная, лукавая, озорная, добрая. Настоящий двуликий Янус!
Со временем я познакомилась и с женой Сергея Сергеевича, он звал ее "Повелительница". Нет, капитан не был подкаблучником, просто он обожал свою жену и между ними царило прочное согласие.

Новогодние, веселые, кусачие

Однажды темным зимним утром мы шли и сочиняли стихи, придумывая по очереди строчки:


Мой верный друг, мой далматин,
Мой Арлекин голубоглазый!
Поддавшись сладкому экстазу,
Ты мчишь один среди равнин.
Покров взрывая зимний, снежный,
паришь ладьею белоснежной.
...Мой верный друг, мой далматин,
Прекрасный Янус мой двуликий...
Огня мерцающие блики,
Зима, собака и камин.


Жена капитана одобрила наш опус и нашла наши прогулки плодотворными.

В Новогодние ночи их семья выходила к нам в сквер в полном составе: капитан, Зевс и Повелительница - с пирогами и чаем в термосе. Однажды она сказала:
- А у меня сюрприз! - и вынула из плоского объемистого пакета те самые таблички. Дурачась, я надела свою: "Мы заразные, злые и кусаемся!". Сергей Сергеевич повесил на шею: "Мы тоже заразные и кусаемся!". А Повелительница с моим мужем со смехом надели заготовленные ими таблички с надписями: "И мы тоже!". Так веселых и "кусачих" получилась целая стая.
Время близилось к часу, на улицу стал выходить народ, и мы с собаками заторопились - каждый к себе домой.

Фото автора.
Фото автора.

***
Сегодня вечером я шла по нашему скверу и смотрела на темные окна на 4-м этаже. Давно уже нет Ио-Элары и Зевса. Давно уже покинули этот свет Повелительница и ее верный капитан. Те, кто украсили мои непростые 90-е и совершенно естественно, без единой моей просьбы, дали мне силы жить и радоваться.
Мы тоже состарились, и настанет день, когда мы последуем за ними.