Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

В защиту «Кубанских казаков»

Есть фильмы, которые известны не столько своим сюжетом, сколько той полемикой, что вокруг них создана. К таким лентам относится комедия Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (1949).

Стоит завести разговор об этих самых казаках, начинается тема «лакировки действительности в СССР» и прочих «особенностей тоталитарного кино». Вой на болотах!

Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.
Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.

В эру Оттепели, когда стали ругать всё «сталинское», эта вещь сделалась притчей во языцех, и уже мало, кто вспоминал о том, как соревновались друг с другом персонажи - Гордей Ворон и Галина Пересветова.

Любовь или соперничество? Страсть и - гонор! Гордость и предубеждение! Ан нет. Важно было сказать гадость о чрезмерно ярком, шикарном фоне, на коем всё это происходило. До сих пор говорят!

Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.
Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.

Дескать, народ жил бедно, донашивал старые платьишки, а тут ему показывали пышные ярмарки, сытых людей, неправдоподобную синь небес и так далее. И вот тут хочется сказать: «Стоп!»

Почему-то одни и те же люди ругают «Кубанских казаков» и восторгаются каким-нибудь ковбойским циклом Голливуда. Или кто-то уверен, что реальные ковбои были столь же красивы да остроумны, как герои Клинта Иствуда?

Сравните романтизированного героя Дикого Запада и ...реальность. https://ru.pinterest.com/
Сравните романтизированного героя Дикого Запада и ...реальность. https://ru.pinterest.com/

Уж где лакировали реальность, так это на фабрике грёз в США. Там понимали и – понимают, что люди платят кинотеатрам вовсе не за возможность увидеть настоящего ковбоя в замызганных портках и выслушать его крепкие словечки.

Люди хотят созерцать идеал, шик, блеск и поэтому ковбои – красавчики, а их девушки – завиты, будто бы только из парикмахерской. И да - накрашены и напудрены, как «Мисс Америка».

Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.
Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.

Но вернёмся к нашим казакам. В 1980-х годах, когда затеялась перестроечная вакханалия, комедию Пырьева снова принялись яро полоскать и, что самое смешное, делали это люди …с высшим гуманитарным образованием.

При чём тут оно? Им даже не приходило в голову, что Иван Пырьев снял пастораль. Был такой распространённый жанр, издревле поэтизирующий сельскую жизнь.

Пастораль Франсуа Буше. Википедия. Это реальность сельской Франции XVIII века?
Пастораль Франсуа Буше. Википедия. Это реальность сельской Франции XVIII века?

Пастораль подразумевала эстетизацию и романтизацию крестьян. Неужели те, кто ругал и – ругает «Кубанских…» не знают о жанровых особенностях буколической литературы и живописи?

А ведь это – одна из ведущих тем, начиная с античности. Вы встретили бы в XVIII веке пастухов, как на картинах Антуана Ватто, Франсуа Буше, Оноре Фрагонара, Николя Ланкре?

Ещё одна пастораль Франсуа Буше. Википедия.
Ещё одна пастораль Франсуа Буше. Википедия.

Полагаю, нет. В тугих кюлотах и шёлковых чулках пасти овец не получится. Так чего ж ненавистники Пырьева не прибегают в музей и не критикуют вилланов Буше, как «нежизненных»?!

В рамках советской культуры, которая была во многом эклектична, пастораль и буколика вполне возможны. Иван Пырьев занимался воспеванием идеальной деревни. Почему – нет?

Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.
Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.

Кто-то сейчас решил придраться к самому термину «социалистический реализм». Смотрим определение из Википедии... Помимо всего прочего, тут есть «...изображение жизненных идеалов при социализме».

Идеалов - и это характерно. Также вспомним, что по сему поводу сказал первооткрыватель соцреализмовского метода, пролетарский писатель Максим Горький:

Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.
Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.

«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия,...

...ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединённого в одну семью».

Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.
Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.

Тут нигде нет фраз о том, что надо показывать сложности быта, скудный урожай и худых мужиков. Также нет запрета на изображение румяных и плотных актрис в ролях крестьянок.

Пастораль - это всегда изящество картинки и её нарочитая идеальность, гладкость, свежесть, прелесть. В 1949-1950 годах всем и хотелось радости на экране – той, к которой надо стремиться.

Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.
Кадр из фильма «Кубанские казаки» (1949). Скриншот.

То счастье - из цитаты Максима Горького. Прекрасное жилище человечества! Этот фильм помогал жить и строить, а вот «сугубый реализм» с его обшарпанностью кому-то в чём-то помог?

Да, я ничего не рассказала о самом фильме и его фабуле, но так об этом в следующий раз. Это же рассказ о любви красивых людей. Но! Сегодня - лишь слово в защиту.

Zina KorZina (c)