И вновь Егорьевский историко-художественный музей! Никак не покинуть его пределов! Его залов - и зальчика, отдельного зала, где прячутся великолепный камин и экспозиция сверкающих шедевров замечательного художника по стеклу А. Зеля. Сверкающих - потому что кварцевое стекло действительно сверкает, создавая ощущение...мало того, что красоты нереальной, так ещё и сказки, и праздника, и чуда!
Народный художник России Алексей Зеля (1944-2017) работал с нетрадиционным для русского (да и мирового) стеклоделия кварцевым стеклом более сорока лет. Художник - начав работать на московском электроламповом заводе по специальности кварцедува, а впоследствии - в кооперативе и собственной мастерской - создал множество удивительных, ни на что не похожих работ. И экспериментатор - его мастерская стала лабораторией, где были разработаны составы цветного кварцевого стекла - красного, синего, розового, голубого, а также варианты переливающихся покрытий для прозрачного стекла.
А вообще-то он собирался стать биологом. Даже поступил на биофак МГУ. И если бы не ранний брак и рождение дочери...кто знает? Но вышло так, что любовь к живому, наблюдения за миром растений, зверей, насекомых, рыб и прочей живности, и магия стекла - особенно кварцевого, работа с которым требует особой сосредоточенности и особого искусства - дали особый сплав.
Ну не волшебно ли?
Такой сувенир часто заказывался высшим руководством СССР в качестве подарка. А. Зеля вспоминает: «
...Принцип у них был простой: «мальчикам» — корабли, «девочкам» — корзинки. Ничего другого не требовалось....
Но представьте, каково это - сделать такие ости на колосках? Припаять тончайшие нити быстро остывающего расплава, одну за другой....Колдовство, не иначе. Жилки в невесомом крыле бабочки. Прожилки в лепестке цветка. Усики кузнечика.
Эта работа - "Поганки" - одна из ранних, 1982 год:
Похожие работы есть и в калужском музее - сюжеты, бывает, повторяются. И в работе у художника нередко бывало сразу несколько проектов. Две-три неоконченные композиции, находившиеся в работе, ещё десятки в голове.....
Поганки! - скажет иной зритель, особенно грибник. - Тоже мне, сюжет!
А вот и сюжет. И в поганках можно разглядеть изящество и утончённость. и в мухе.
Жизнь вообще - чудо. Природа - гениальный конструктор и художник. Только взгляни внимательным взглядом.
Алексей Зеля это умел. С детства мог часами просиживать в поле, наблюдая за выверенной работой какого-нибудь паучка. Отсюда и точность деталей.
Жизнь - мимолётна, как игра света в тончайших стеклянных нитях и невесомых стеклянных плоскостях.
Жизнь хрупка и в то же время непобедима. Даже старый пень - нет-нет, да и зацветёт.
Кстати, кварцевое стекло. Что это и чем отличается от стекла обычного, пусть даже и хрустального? Кварцевое стекло - это однокомпонентное стекло, получаемое плавлением природных разновидностей кремнезёма - горного хрусталя, жильного кварца и кварцевого песка, а также синтетической ( т.е. чистой) двуокиси кремния. В обычном же стекле, кроме оксида кремния, есть примесные оксиды - натрия, кальция, алюминия.... Потому оно и однокомпонентное. А непрозрачность ему придают мелкие газовые пузырьки (0,03 - 0,3 мкм), рассеивающие свет. Зато оптическое прозрачное кварцевое стекло, получаемое плавлением горного хрусталя, совершенно однородно, без газовых включений.
То есть, вот это сверкающее сплетение - расплавленный горный хрусталь?
Известную композицию "Аллея Анны Керн" можно видеть также и в калужском музее - а ещё она снималась в фильме "Барышня-крестьянка".
Осень, маленькая аллея - застыли в причудливом изломе голые ветви деревьев, редкие жёлтые листья трепещут на ветру. А в конце сужающегося коридора белеет маленькая скамья....
В основании - перо в прозрачном овале. Пушкинское перо, которым сколько было написано-нарисовано...С другой стороны, сама пушкинская тема в творчестве Алексея Зеля возникла с композиции, представляющей собой перо и сидящего на нём сверчка. Как известно, "Сверчок" - прозвище поэта в литературном обществе «Арзамас».
А что до просто сверчков, бабочек, стрекозок и прочей мелкой живности, вот ещё: "Плетень", 1983 г.
"Животных" произведений в Егорьевском музее мало, в отличие от Музея стекла Алексея Зеля в Калуге. Зато есть сказочные сюжеты, например, "Принцесса на горошине", 1989 год:
Или композиция "Танцующий эльф", 1990 г., изготовленная для победительницы международного балетного конкурса:
И ещё о кварцевом стекле: если температура размягчения обычного стекла составляет 530 градусов, медицинского - 630, то самые "легкоплавкие" сорта кварцевого стекла нагревать нужно хотя бы до 1100 градусов....Стеклодувы работают с расплавом с температурой 700 градусов; работа с кварцевым стеклом предполагает температуру в 2500 градусов - но это, если стекло прозрачное. Цветное же вообще непластично - из него можно делать только небольшие фрагменты.
И нет права на ошибку: переплавить расплавленный горный хрусталь нельзя.
Как известно, грядущий год по лунному календарю - год дракона. Вот драконом и закончим.
Это "Игрун" - фигурка была создана в 1988 году из прозрачного и жёлтого стекла. Юный дракончик, с цветочным венком на шее, в изумлении смотрит на бабочку, присевшую на кисточку хвоста: если усматривать аналогию с наступившим 2024-м, так он тоже пока молод - нет и месяца от роду. Пусть бы играл себе с бабочками, удивляясь красоте мира....
Этот дракон, кажется, ещё не осознаёт тот факт, что он могучий хищник.
А что зубы-зубищи...ну что зубы. Тоже нужно: отбиваться от всякой нечисти.
В Калуге есть музей волшебного стекла Алексея Зеля. Вот несколько экспонатов оттуда:
Примечание. Чтобы увидеть экспозицию стекла А. Зеля в Егорьевском музее, нужно купить отдельный билет.