Посмотрел вчера "Мальчик и птица" от Хаяо Миядзаки
После просмотра у меня были смешанные чувства, я сразу понял, что нужно подумать и вспомнить биографию автора и его произведения.
Мои мысли о картине:
Являясь фанатом работ Хаяо Миядзаки и после подробного анализа и пару статей, мне стало грустно, возможно, если бы я чуть лучше понял картину в моменте, то смог прочувствовать все тонкости произведения, на мой взгляд, произведение сложное и довольно многогранное.
Немного из биографии:
Хаяо Миядзаки ненавидит всей душой и всем сердцем войну и является лютым пацифистом.
Мальчик и птица нам показывает военное время.
Буквально с первых кадров - пламя и пепел, который распространяется по всему Токио, в следствии чего, происходит пожар в больнице, где находится мать главного героя и там же погибает.
Что показывает автор - война - это жестокость и невинные смерти, потеря близких.
Следующий кадр - Новая мать главного героя и в целом новая жизнь.
Тут нужно понимать с чем сталкивается главный герой и что его терзает.
Ребёнок теряет свою мать, что является потерей целого мира для ребёнка, важный момент, он не видит тело мёртвой матери и до сих пор надеется, что она может быть жива, так как до конца не воспринимает её смерть, банально не хочет в это верить и принимать.
Главный герой не хочет воспринимать новую жену Отца, как новую маму, при этом он уважительно к ней относится, хоть и игнорирует её просьбы. В школу также не хочет ходить и что-либо делать, так как находиться в длительной депрессии после потери матери. Поэтому бьёт себя камнем по голове.
Дальше все фентези события являются воображением главного героя - путь борьбы к принятию реальности.
Цапля!
Цапля - олицетворяет борьбу мальчика в непринятии смерти мамы и непринятия новой матери.
А как мы слышали в мульте - цапля является вестником лжи, ещё один момент, что у мальчика (лживая надежда на спасение и принятие), по сути он всё понимает, но не может не рискнуть пойти в ловушку, чтобы точно удостовериться.
Дальше главный герой попадает в загробный мир, тут у меня два объяснения - естественно его погибшая мать будет в загробном мире, но также, может отражать уровень депрессии главного героя.
Попугаи - Фашистская Германия. Почему попугаи ели людей?
Банальный ответ - голод в войну и следовательно каннибализм.
Главный попугай - олицетворение любого безумного диктатора, который умеет уничтожать. (Отличный пример от автора - когда попугай пытается построить мир, но это оказывается куда сложнее и он просто решает всё разрушить).
Всё что связанно с пеликанами которые ели души, является отсылкой к каннибализму, так как полумёртвый пеликан говорит - ранее у нас было много рыбы, но после, нам пришлось есть души.
Родильная комната и огненная девочка:
Новая мать была сестрой матери главного героя, а значит, она сама потеряла сестру и ей тяжело это принять + попытки выстроить тёплые взаимоотношения с главным героем оказались провальными. Ну и тяжёлая беременность. Так как в последствии она не встала с кровати.
Почему же она накричала на Махито?
Так как это всё восприятие мальчика - он боится и воспринимает новую мать так, что он ей не нужен, так как она беременна и скоро у неё будет новый ребёнок (родной). Но не смотря на свои страхи и негативные мысли, он делает шаг к тому, чтобы принять её как родную. В этот момент, он готов строить с ней тёплые взаимоотношения.
Огненная девочка - олицетворение юной матери главного героя. Так почему именно она? Когда главный герой находится в засаде и понимает безвыходность ситуации, воображение выстраивает главного защитника ребёнка - Мать. Поэтому она появляется в самый критичный момент. А самая главная отсылка (является очень милой) - хлеб с маслом и джемом. И почему они идут вместе идут в родильную комнату? Так как являются сёстрами. + Когда главный герой теряет сознание, огненная девочка говорит - Он тебя принял, поэтому вставай. Тяжёлая двойная отсылка для двоих героев - сестры и мальчика. Для одной одобрение сестры, для другого одобрение родной матери.
Дальше включается сам Хаяо Миядзаки в виде старика и что-то затирает нам про мир, тоже очень сложный момент для понимания.
Тут автор нам говорит, моё время на исходе, я больше не смогу создать новые истории, да и передать не могу.
Сам Махито отказывается от наследства, говоря, что очернён миром и не сможет создать что-то столь потрясающее - Миядзаки понимает, что таких работ больше не будет, он не может создать точную свою копию, поэтому и нет приемника.
В самом конце нам показывают как все идут в свои двери, тут у меня тоже два объяснения:
1. Цикличность жизни и принятие смерти матери.
2. Чтобы ты не делал, человеческую природу нельзя изменить. (Отсылка автора)
Мальчик и птица - огромная метафора к принятию жестокой реальной жизни.
А для фанатов, понимание, что время Хаяо Миядзаки уже подошло к концу. (Очень красиво показано с кубиками).