Продолжаю делиться своим личным опытом по эксплуатации квартиры и лайфхаками по бытовым вопросам.
Сегодня - счетчики для воды. Рано или поздно каждому жителю страны надо звать сомнительного человека домой с профессией метролог (на самом деле нет) и платить деньги, чтобы он выдал бумажку, по которой можно и дальше платить за кубометры воды, а не по нормативу.
Автор искренне считает, что поверка счетчиков в Москве в частности - полное дно в плане клиентского опыта, абсолютно непрозрачное, никому не нужное, вредное и чудовищно непродуманное властями действие, независимо от конторы, которая его проводит. Далее я опишу, почему так думаю.
Поверка - не все так просто
Поверка счетчиков горячей воды делается раз в 4 года, холодной - раз в 6 лет. У меня подходил интервал в ноябре на горячую воду (два счетчика горячек), но еще с сентября в почтовый ящик и в кабинете мос.ру начали приходить уведомления (официальные и не очень), что нужна поверка.
Я делал поверку в прошлой квартире один раз - пришле мастер, пролил через ведро 5 литров, выписал бумажку и ушел. Сейчас все изменилось.
Я специально не пишу название контор, но их буквально сотни. И все официальные, выбирайте любую. Точнее в конце статьи я скажу как выбрать лучше.
Мастер 1. Это вообще что за фокусы?
Стоимость услуги вроде как была 560 рублей за счетчик. Пришел мастер гоповатого вида с чемоданчиком. Снял душевую лейку, прикрутил к ней чемоданчик, стал поверять счетчик...
Точнее как стал - включил воду по замкнутому контуру - горячая вода пошла в трубу горячей. После чего немедленно заявил, что счетчик не прошел поверку, потому что так быть не должно и должен стоять обратный клапан.
На мой вопрос - почему есть поверка уже текущая и 4 года было все нормально, сказал, что ненормально. Дальше попытался сфоткать (!) мой счетчик, чтобы потом занести в реестр "Аршин", что счетчик не прошел поверку (!). После чего я сказал ему, что он может собираться и уходить. Мастер предложил заменить счетчик в ванной, а заодно заявил, что поверять на кухне даже не будет и просто напишет бумагу (и, правда, зачем даже смотреть счетчик?). Запросил то ли 8, то ли 11 тысяч за замену счетчика и обратный клапан. За 600 рублей согласился уйти, выписать бумагу "о диагностике" счетчика. Разумеется, ни в какие реестры мой "неповеренный" счетчик не попал.
Мастер 2. Почти удалось
Оправившись от шока, я нашел прошлую поверку, заказал мастера оттуда. Уже за 800 рублей (почувствуйте разницу!). Мастер пришел уже без дурацкого чемоданчика, померил, сказал, что в норматив не уложился и попросил 6000 за замену счетчика. Или снова в реестре "Аршин" сразу будет, что счетчик не прошел поверку. Я уже думал было соглашаться, но... я вспомнил, что 600 рублей в прошлый раз уладили ситуацию. Мастер нехотя согласился и ушел с фразой "если будут звонить, я у вас не был, вы не открыли и так далее, с нас спрашивают".
Мастер 3. Это успех!
Отчаявшись, я через месяц снова позвонил в эту же контору, заказал поверку, приготовил 6000 рублей. На этот раз пришел мастер с дурацким чемоданчиком, но через 5 минут вышел и сказал, что счетчик врет "на 3.5% не в вашу пользу, но поверку прошел, норматив до пяти". Второй счетчик на кухне по традиции смотреть не стал "а зачем, он точно не хуже, воды же меньше льется через него". Два счетчика, 1600 рублей. Бинго!
Все три мастера смотрели один и тот же счетчик в одной и той же квартире.
Только с третьего раза счетчик прошел поверку и за 1600 рублей (+1200) автор может еще 4 года (ну или сколько там до холодной воды) не вспоминать это мерзкое слово и не менять счетчик.
Почему все так плохо?
Кажется, в век умных домов, электронных голосований, госуслуг и доставок еды через час такой архаики и такого опыта быть не должно, но он есть. Я читал десятки отзывов в интернете, и почти везде мастер как-то пытался заменить счетчик или назязать доп. услуги.
Но неужели это НЕ зависит от компании, НЕ зависит от счетчика, и всегда вот так через одно место делать эту поверку? Мне кажется, что да. Сейчас объясню, почему беспроблемная поверка исправного счетчика - случайное везение, а не нормальный ход событий.
- Рынок пересыщен. Да, частных контор много и у всех небольшие цены, но это - и большой минус. Мастер должен приехать, потратить время (хотя бы полчаса на квартиру) и... получить за это... 600 рублей? 600 рублей за полчаса - это очень мало. И это "грязный доход". А еще контора, налоги, оборудование за 200 тысяч, лицензирование... Например, мастер на час, который мне приклеил ОДНУ (!) плитку в ванной за 15 минут взял 2500 с выездом. Это без оборудования и лицензий. А тут целая поверка и за такие маленькие деньги? Разумеется, бизнес по поверке будет убыточен, если не...
- Конторы зарабатывают на установке счетчика. А вот взять 6-8 тыс. за 40 минут работы (сам счетчик стоит условно 800 рублей), это уже интереснее. Поэтому КАЖДЫЙ раз вам будут пытаться всучить установку нового счетчика, даже если ваш счетчик исправен.
- Исправность вашего счетчика не имеет значения. Результат поверки зависит от настроения и прибыльности дня конкретного мастера. Утро? Нужно побольше заработать денег. Вечер? Можно и поверку за условные 600 рублей сделать, особенно если рядом.
- Вы ничего не сделаете. Оборудование для замера, лицензии и сертификаты - на стороне мастера. У вас только аргумент "ну он же крутится, вот я на бутылке проверю - ровно 2 литра". А мастер может ваш еще исправный счетчик внести в реестр как неисправный, и вы СРАЗУ начнете платить больше.
- Поверка вам не нужна, она нужна властям. Каким бы неисправным не был счетчик, ситуация "не в вашу пользу" очень редка. Чаще счетчик считает меньший расход воды, чем на самом деле. Моя ситуация редкость. Именно поэтому за поверкой следят, так бы на больший расход воды было бы всем плевать.
В итоге мы имеем такую же ситуацию, как и на рынке техосмотра автомобилей. Услуга недорогая, обязательная, за ней пристально следят и пытаются следить, делается мутными конторами. Абсолютно бесполезная для обычных людей. Но самое интересное, что за деньги все покупается, и к безопасности не имеет отношения.
Что же делать?
Я поговорил с последним мастером и попросил для моего блога (Михаил, привет!), поделиться отношением к такой ситуации и советами что делать читателям:
- Счетчики сейчас действительно плохие. Они были лучше, когда их все покупали для установки и был устойчивый спрос. Сейчас (если делать поверку) они не нужны - ты поставил один на 8-12 лет и все! Производителям никакой прибыли.
- Первый раз поверку проходят около половины счетчиков. На это есть норматив у мастеров, и есть план по замене. Не хочет мастер, чтобы счетчик прошел поверку - можете сделать как я - дать ему денег, чтобы ушел и вызывать следующего. Еще раз: от самого счетчика это не зависит.
- Второй раз поверку не проходят счетчики почти никогда. Чтобы сэкономить - нужно СРАЗУ вызывать мастера на замену, иначе заплатите 600-800 (за неудачную поверку), и 6-8 тысяч за замену.
- Если нет документов на счетчик (ну а к то хранит их 4-6 лет), сразу вызываете замену. Нужен паспорт счетчика, а не поверка.
- У большинства людей один стояк, а значит план мастера - один счетчик на квартиру. Один поменяли - второй даже не будут смотреть - нужно ехать на следующий вызов. Смотреть второй, менее нагруженный счетчик в квартире - экономически невыгодно никому. На него просто выписывают документы. Так можно менять 1 счетчик, а второй только поверять много лет и без проблем.
Хотите еще советов и лайфхаков из личного опыта автора?
☝️ Дно Мещанства в Телеграме
Я завел канал в телеграме, где публикуются только лучшие статьи. Краткие выжимки, факты и много интересных штук запланировано (конкурсы, розыгрыши, стримы и войсы). Подписывайтесь, будет интересно!
Индивидуальные консультации по подбору района, квартиры и планировок от создателя блога Дно Мещанства ⬇️⬇️⬇️
>>> Цены, скидки и что вы получите <<<<
Подписывайтесь на канал "Дно Мещанства", расскажите про свой дом и давайте его разберем.