Есть старый давно доказанный физический закон: сила действия равна силе противодействия. Но если кто-то до сих пор думает, что это касается только физических воздействий, он ошибается. Это касается всего. Например, ребенок с огромной долей вероятности съест пресловутую манную кашу не если на него давить «ешь, ешь, ешь!», а если оставить его в покое наедине с этой кашей. Статья состоит из 2 на первый взгляд не связанных частей. Но на самом деле они об одном и том же
Тему начала в статье «Борьба с абортами и борьба за повышение рождаемости это 2 разные борьбы: мухи отдельно, котлеты отдельно»
Подростки - будущие взрослые
Недавно у меня обнаружился талант (без ложной скромности), а может это наработанный годами работы в вузе навык - со мной говорят подростки. Вернее, они любят мне рассказывать. Обо всем: о школе, о ЕГЭ, о девочках-мальчиках, о мамах-папах. А я с огромным интересом слушаю.
Я обожаю слушать подростков. Вернее, я обожаю подростков как таковых, считаю их самыми интересными людьми на свете. И самыми честными. Почему? Да потому что это люди, для которых всё очень остро. Они не умеют скрывать эмоции. Конструкция у них такая - остро всё воспринимать. С годами проходит, но не у всех.
А ещё у меня есть подростковый класс по йоге и несколько индивидуальных учеников, потрясающих, кстати. Так вот со всеми сложились прямо хорошие наставнические отношения. На занятиях в том числе они любят рассказывать о самом разном:
- о том, как с трудом учили «Бородино», и им так и не объяснили, для чего (я - за учить, но ещё я - за объяснять)
- о младшем брате, которому «нельзя» убрать кружку со стола, потому что он будущий мужчина, а вот его сестра «должна» убрать за ним, потому что она будущая женщина
- об учителе истории, которому в лоб прилетел чей-то носок
- о том, как вызывать духов в заброшках (заброшенных домах)
- о том, как ведут себя киты, когда рожают (я, например, узнала, что самка, когда рожает, поднимается на поверхность, а остальная стая несколько часов плавает вокруг неё по кругу, чтобы обеспечить ей безопасность) и так далее
И вот однажды, это произошло как-то резко, они все заговорили о запретах. Они говорили громко, возмущенно, категорично. Чувствуя, что запрещают именно им. И это срывало их в дикое чувство несправедливости.
Это миф, что подростки бездушные лентяи, которым ничего не нужно. Тот, кто так считает, просто не умеет их слушать. Они мечтают и планируют, фантазируют и проживают настоящие боли, тащат на себе родительские установки и боятся. В том числе боятся взрослеть, ответственности и всего, что с этим связано. А ещё они боятся взрослых.
Да, подростки склонны воспринимать этот мир как сочетание черного и белого, без полутонов. Но эти подростки - это те взрослые, которые через 7-10 лет будут принимать решения. Остаться в этой стране или нет. Заводить детей ли в ней или нет. Заводить ли отношения, если страшно нечаянно забеременеть (ведь сексуального воспитания/образования у нас до сих пор нет), и, возможно, тебе не дадут самому принять решение, что делать дальше.
Я глубоко убеждена, что чем больше человеку запрещать делать что-либо, тем сильнее он будет желать сделать это. Дело не в «назло маме отморожу уши», дело в восприятии запрета как несвободы. Мои нынешние подростки - 14-15 летние девушки, которые через 5-7 лет окажутся перед выбором. И если все эти годы им говорить «ешь, ешь, ешь» (читай - запрещено, запрещено, запрещено) - с большой долей вероятности они размажут эту манную кашу по голове кормящего. Или предпочтут сбежать.
Личная история
Однажды я чуть не усыновила ребенка. Я лежала со вторым сыном на так называемом «втором этапе дохаживания» в 4 роддоме города Уфы. Мой родился слабым и нас не выписали сразу, оставили еще на 21 день на этом втором этапе.
Здесь находились недоношенные детки, детки перенесшие тяжёлые роды, с высоким уровнем билирубина, с внутриутробной инфекцией. И брошенные. Отказники.
Там лежала одна прелестная девочка, которую я чуть было не принесла домой вместе со своим вторым сыном. Я очень хорошо помню её глазки, золотистые ресницы. У девочки была пневмония. А ещё от неё отказалась 18-летняя мама.
Глава «второго этапа», неонатолог Светлана Юрьевна сказала этой матери только одно (жёсткая была женщина, она одна из первых в России начала спасать родившихся 900-граммовых детей): «Меня не волнуют твои мотивы и то, что ты отказалась от ребёнка. Но у твоей дочери пневмония. Пока ты лежишь в роддоме, ей нужно грудное молоко, иначе она не выживет». И молодая женщина эти несколько дней кормила девочку.
Потом она забрала заявление об отказе. Второй вопрос, какой мамой она стала, об этом история умалчивает.
Я глубоко убеждена, что почти каждая женщина рано или поздно хочет ребёнка. Все люди разные, и, конечно, есть женщины, которые не хотят и, наверно, не захотят. Их право. Ведь есть те, кто так и не справился с какой-то личной болью, например из детства. Всё в этой жизни должно быть по любви. И ребёнок, наверное, в первую очередь.
Должен быть по любви, а не потому что запрещено не иметь.
Тема начата в статье «Борьба с абортами и борьба за повышение рождаемости это 2 разные борьбы: мухи отдельно, котлеты отдельно»
По-видимому, я ещё продолжу.
______________________________
В статье приведено лишь мое мнение, основанное на моем восприятии мира (как женщины, рационального логика, Проектора и т. д.). А значит, основанное на моих стереотипах и жизненном опыте. Пожалуйста, помните, что я не психолог. Сейчас мне некогда читать комментарии, но я обязательно сделаю это чуть позже. Мне интересно, особенно, если вы думаете иначе. Это только подтверждает главную идею блога: все люди разные.