Наш первый рассказ о технологиях и материалах Госфильмофонда мы решили начать с самого главного, без чего не может существовать киноплёнка. Это основной компонент эмульсии - светочувствительное вещество.
Все знают, что плёночную фотографию называют «серебряной», потому что светочувствительными веществами в кино- фотоплёнках являются соли серебра. Их получают из двух несветочувствительных солей, а основным веществом химической реакции является нитрат серебра (AgNO3), который можно изготовить, подвергая серебро воздействию азотной кислоты.
Еще в XVI веке врачи обнаружили, что при контакте с нитратом серебра на коже появляются черные пятна, а при длительном контакте — глубокие ожоги. Нитрат серебра продается в аптеках под названием «ляпис» (ляписный карандаш) и используется для обработки ран. С его помощью иногда прижигают детские бородавки. Обращаться с ним нужно очень осторожно.
Азотнокислое серебро применяется для изготовления несмываемых чернил и входит в состав некоторых красок для волос. Раньше нитрат серебра называли «адским камнем», потому что вещество темнело под воздействием света. Если к раствору нитрата серебра добавить обычную пищевую соль (NaCl, хлористый натрий), то в результате обмена получится хлористое серебро, которое выпадет в осадок, а полученный раствор будет ярко-белого цвета.
Короткое видео, как получается хлористое серебро:
При смешивании раствора бромистого калия (KBr) и нитрата серебра в осадок выпадает бромистое серебро желтовато-молочного цвета. Если рядом с раствором положить лист черно-белой фотобумаги, то эмульсия будет такого же желтоватого цвета, поскольку светочувствительным веществом на фотобумаге является бромистое серебро.
Также с нитратом серебра можно получить ещё одну светочувствительную соль. Например, в результате взаимодействия нитрата серебра с йодистым калием (KI) образуется йодистое серебро жёлтого цвета.
Эти три соли — хлорид, бромид и йодид серебра — используются в фотоэмульсиях.
Независимо от используемого материала: черно-белая фотобумага, черно-белая негативная фотопленка, цветная бумага или цветная обращаемая 8-миллиметровая кинопленка — светочувствительным веществом будет соль.
Чтобы соль серебра держалась на поверхности материала, ее «приклеивают» при помощи желатина к плёночной основе или бумажной подложке. Чаще всего при производстве материалов используется бромид серебра, а хлорид серебра менее чувствителен и находит применение в цветных позитивных пленках.
Желтый цвет йодистого серебра указывает на то, что оно наиболее чувствительно в синей зоне (поглощает синие лучи), а вот хлорид серебра совершенно белый, следовательно, он отражает все видимые лучи спектра и практически нечувствителен к видимым лучам спектра. Чувствительность хлорида серебра находится в невидимой для глаза ультрафиолетовой зоне.
Существование ультрафиолетовых лучей было открыто благодаря хлориду серебра. В 1801-1802 годах Иоганн Риттер проводил эксперименты, чтобы определить, какие лучи спектра вызывают наиболее быстрое потемнение соли серебра, и обнаружил, что в том месте, где заканчивается фиолетовый цвет, потемнение происходит быстрее всего.
Таким образом было выяснено, что за границами спектра есть невидимые глазом лучи.
Под воздействием света соли серебра постепенно темнеют — происходит реакция фотолиза — процесс превращения соли серебра в металлическое серебро. Этот процесс можно ускорить в сотни тысяч раз с помощью раствора, называемого проявитель. Если погрузить полоску засвеченной фотобумаги в проявитель, то через 1-2 минуты край почернеет, потому что в этом месте выделится металлическое серебро.
Когда вы фотографируете на плёночную камеру, в момент нажатия спусковой кнопки открывается затвор и небольшое количество света попадает на светочувствительную эмульсию. Под действием света в эмульсии происходит реакция фотолиза. В эмульсии формируется скрытое изображение, состоящее из крошечных групп атомов серебра. Это изображение невозможно увидеть даже под микроскопом, но его можно усилить в миллион раз с помощью проявителя. Именно поэтому после экспонирования пленку проявляют, погружая ее на 5-8 минут в проявочный раствор.
Для получения негативного изображения расходуется примерно 15-20 % светочувствительного вещества. Если после проявки пленку вынести на свет, то реакция проявления продолжится с остатками неиспользованного светочувствительного материала, и почернеет вся пленка. В связи с этим пленку необходимо зафиксировать, то есть сделать оставшееся вещество нечувствительным и удалить его из эмульсии. Для этого используется фиксаж, который растворяет соли серебра.
Внося поправки в Википедию в статью «Процесс С-41», я указал:
В рабочем фиксаже скапливаются соли серебра. В 1 литре рабочего раствора может находиться от 5 до 7 граммов серебра. Крупными фотолабораториями отработанные фиксажи не выливаются, а направляются на извлечение серебра методом электролиза.
В Госфильмофонде серебро из фиксажей извлекается с помощью электролизных машин. Под действием электрического тока низкого напряжения (5-6 Вольт) серебро осаждается на вращающийся металлический барабан. Когда набирается достаточный слой (2-3 мм), его сбивают киянкой (деревянным молотком) и отвозят на фабрику драгоценных металлов для переработки (на переплавку).
Ведущий технолог ГФФ
Леонид Коновалов
*
Будем ждать от читателей обратной связи.