Найти тему
Вечерняя Москва

Украина без людей: как страна с 50-миллионным населением превращается в пустынную территорию

Оглавление
   Жители Украины с вещами толпятся на контрольно-пропускном пункте Медыка — Шегини на польско-украинской границе / Фото: Алексей Витвицкий / РИА Новости
Жители Украины с вещами толпятся на контрольно-пропускном пункте Медыка — Шегини на польско-украинской границе / Фото: Алексей Витвицкий / РИА Новости

Возможность женской мобилизации, которую обсуждают на Украине, заставляет беженцев искать возможности остаться в Европе. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан заявил, что не будет возвращать на Украину военнообязанных граждан. В Дании и после окончания боевых действий хотят остаться 49,5 процента беженцев. Замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев отметил, что население подконтрольных Киеву регионов — 19,7 миллиона человек. Что будет со страной? Ответ на вопрос искала «Вечерняя Москва».

Украина обезлюдела. Провал мобилизации в «незалежной» связан не только с коррупцией. Главная, по мнению экспертов, причина — призывать физически некого. Население Украинской ССР накануне распада Союза составляло около 50 миллионов человек — вторая по численности граждан республика. А сколько сейчас?

Задачка на вычитание

Замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев в своем телеграм-канале опубликовал пост, в котором пытается оценить численность населения Украины.

«Вспомним, что в 2001 году, как показала перепись населения, на «Украине» проживало около 48,5 млн человек (многие, правда, при этом постоянно трудились за границей и дома имели только регистрацию), — пишет Дмитрий Анатольевич. — В 2014-м отделились Крым и Донбасс — шагреневая кожа стала сжиматься. Аналитическая богадельня с красивым названием «Украинский институт будущего» считает, что в начале февраля 2022 года численность постоянного населения Украины составляла 37,6 млн человек.

По сведениям Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, после 24.02.2022 на территории государств Европы живут 8,6 млн человек из «незалежной». По информации военно-гражданских администраций Запорожской и Херсонской областей, а также статистических служб ДНР и ЛНР, после 24 февраля 2022 года там живут 5,1 млн человек. Эти территории Киеву неподконтрольны, в его статистике не учитываются. Таким образом, к 2022 году на «Украине» остались уже упомянутые 37 млн с небольшим, и половина лишь на бумаге. В реальности, когда мы вычитаем сегодняшнее население неподконтрольных Киеву регионов, эмигрантов и пр., получаем совсем грустные цифры. А именно — численность населения на подконтрольной Киеву территории составляет 19,7 млн человек. За пределами страны — уже 17,9 млн. По сути половина от 37 млн в 2022 году и около 40 процентов численности населения в начале XXI века».

Просто некому рожать. И не от кого

Проблему близкого исчезновения Украины — поскольку исчезает сам народ — признают и местные эксперты. Руководитель Института демографии и социальных исследований Украины Элла Либанова считает, что потери населения страны катастрофические. И дело не только в СВО и миграции.

— Чтобы население не вымирало, нужно, чтобы на одну женщину условно приходилось 2,13– 2,15 ребенка. В 2021 году мы имели показатель 1,1. В 2022 году — еще меньше. Что касается 2023 года, то нам повезет, если в 2023 году показатель рождаемости останется на уровне 0,8 ребенка на одну женщину, — пояснила эксперт.

Кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев уточнил:

— Чтобы рождаемость сохранялась, необходимы как минимум два фактора. Первый — наличие достаточного количества женщин фертильного возраста, чтобы было кому рожать. С этим на Украине плохо — многие украинки уехали из страны в поисках лучшей доли.

Второй фактор — уверенность женщины в том, что она сможет ребенка содержать и жить при этом более-менее комфортно. Для этого необходимы либо хорошо зарабатывающий мужчина, готовый к тому же помогать, либо большие государственные пособия матерям-одиночкам.

Мужчин, да еще хорошо зарабатывающих, на Украине тоже не хватает — они либо уехали из страны, либо на фронте. Пособия на ребенка на Украине — мизерные. Это в США масса матерей-одиночек, особенно среди черного населения, потому что пособия очень высокие: на них можно жить и не работать. Украина, живущая в долг, не может себе таких выплат позволить. Поэтому ее демографические перспективы я бы оценил как негативные.

Евроинтеграция в личном порядке

Украинский эксперт Элла Либанова сетует:

— С каждым днем страну покидают все больше юношей и девушек до 18 лет. Родители школьников, во избежание возможного призыва в армию по достижении совершеннолетия, вывозят парней за границу, где они поступают в местные учебные заведения. А это свидетельствует о том, что они, скорее всего, не вернутся на родину.

Демограф уверена, что чем дольше украинцы будут находиться за границей, тем лучше они смогут адаптироваться, а потому, разумеется, будут пытаться остаться там навсегда. К этому украинцев подталкивает и нежелание, вернувшись, сразу отправиться на фронт, и разрушенная инфраструктура — производственная, социальная и жилищная.

— Если у людей разрушено жилье и у них нет работы, им некуда возвращаться. 2023-й будет годом катастрофического падения показателя рождаемости и высоким показателем смертности не только из-за военных действий, но и вследствие стрессов, перегрузок, некачественного питания, недостаточности медицинской помощи, — убеждена Элла Либанова.

Политолог Григорий Савельев уверен: война — важный фактор невозвращения. Но большинство уехавших украинцев не вернутся в страну по другой причине.

— Люди, рассуждающие об украинцах, не понимают главного. Большинство граждан этой страны не воспринимают Украину как свою Родину. Абсолютно. Сначала они жили по принципу «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз». Иными словами, как и большинство из нас, чувствовали себя прежде всего гражданами СССР. Когда Союз рухнул, они потянулись к другому — Европейскому, потому что Украину как отдельную, независимую, самостоятельную страну просто не рассматривали. Украина была, есть и остается для большинства как транзитное, промежуточное, государство, плывущее от Советского Союза к Европейскому. Отсюда майданы, тотальная коррупция, распродажа земли и промышленности, экономическая разруха, потому что Украина для украинцев — это не свое, не родное, ее не жалко. Это просто территория, которую нужно присоединить к «правильному» соседу и потом, желательно, жить за его счет.

За что сейчас воюют украинцы? Фактически — за вступление в ЕС и НАТО. Это и только это декларирует Зеленский как будущее своей страны. И большинство населения с ним согласно! И вот, представьте, украинец уехал в Польшу, Германию, Францию. А зачем ему возвращаться? Ведь он уже и в НАТО, и в ЕС! Да еще и живет за их счет, получая пособия. Все, как мечтал! Зачем ему на Украину с ее вечными проблемами? Он уже осуществил евроинтеграцию в личном порядке! Человек думает не о том, как вернуться, а как перевести в Европу родственников, как крепче зацепиться, как осесть.

Назад сбежавшие не приедут

Нехватка людей уже стала для Украины проблемой. Украинский экономический аналитик Юлия Самаева опубликовала цифры. За три квартала текущего года в сравнении с прошлогодними показателями экспорт польских товаров на украинском направлении вырос в физических объемах на 39 процентов, а в деньгах — на 43 процента, или на 1 млрд долларов. При этом ввоз китайских товаров только через Польшу увеличился на 78 процентов, американских — на 135, японских — на 177 процентов.

— Если население Украины сокращается, а импорт тем не менее растет, это значит, что местных товаров производится все меньше и нужно завозить необходимое из других стран, — пояснил финансовый аналитик Артем Извольский. — В прошлом году ВВП Украины упал на 32 процента. В этом МВФ прогнозирует рост на 5–5,5 процента — но этот рост относительно прошлогоднего снижения. В целом можно говорить о том, что с начала СВО производство в стране существенно снизилось. В том числе и из-за недостатка рабочих рук — кто уехал, кто воюет. Страна живет в долг. Впрочем, деньги ей пока дают. В 2024 году обещают 40 миллиардов долларов — это только на покрытие дыры в бюджете.

Часть уехавших украинцев Киев пытаются вернуть. Кабинет министров Украины начал рассылать официальные письма-уведомления европейским государствам с просьбой о принудительном возвращении на родину из Европы покинувших Украину мужчин призывного возраста. Но их не возвращают.

— Причин как минимум три. Первая: согласно нормам международного права и национальным законодательствам по каждому гражданину Украины генпрокуратура этой страны должна индивидуальный отправить запрос. И в нем подробно объяснить, в чем человека обвиняют.

А потом местный суд или генпрокуратура — скажем, Франции или Германии — решат, насколько обоснованы обвинения и возможна ли депортация. А беженцы, на минуточку, даже, как правило, никакого преступления на Украине не совершили, — пояснил Григорий Савельев. — Вторая причина: если практику выдачи ввести, резко возбудятся мигранты из других стран. Сирийцы, например, испугаются, что их выдадут Асаду, если он попросит, а турки — что выдадут Эрдогану. Будут акции протеста, инициированные украинцами. А зачем это Европе? Третья и главная причина — европейцы не против украинцев оставить. Это же не арабы, не негры. Если лишить украинцев пособий, они начнут работать, тем более что они в отличие от большинства мусульман не хотят жить отдельно, уммой в своих кварталах, а желают интегрироваться в европейское общество.

Старший научный сотрудник украинского Института демографии и социальных исследований Александр Гладун согласен:

— Страны Европы будут стимулировать наших беженцев оставаться у них и после завершения конфликта. Украинцы — это квалифицированные рабочие, знакомые с европейским менталитетом и культурой. Интегрировать их в это общество гораздо легче, чем граждан африканских или азиатских стран. Существует большая вероятность того, что значительная часть украинских беженцев не вернется на родину после конфликта, — заявил эксперт.

А нам что с того?

Эксперты считают, что в сложившейся ситуации есть плюсы и минусы.

— Плюс в том, что мобилизационный ресурс Украины — не 5 миллионов человек, как обещал главком ВСУ Залужный в начале СВО, а существенно меньше, — пояснил военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев. — Если бы на Украине было больше мужчин, нам бы пришлось дольше воевать.

Ведь если тебя забрали на фронт, пусть и насильно, угрожая тюрьмой, сражаться ты все равно будешь. Сдаться удается немногим — это технически крайне сложно: скорее убьют свои же. Меньше мобилизованных — меньше проблем.

Виталий Караев, в свою очередь, считает, что в долгосрочной перспективе демографическая ситуация на Украине нам не на руку.

— Большая часть уехавших — это женщины, дети и боеспособные мужчин, то есть люди достаточно молодые, которые либо могут работать, любо смогут в будущем. На территориях, которые мы освобождаем, остаются по большей части пенсионеры — кому просто некуда идти, у них нет возможности уехать от военных действий, — пояснил эксперт. — Большинство этих людей нетрудоспособно, но мы, конечно, обязаны платить им пенсии и компенсации за разрушенные дома или просто строить новое жилье. Проще говоря, расходы у нас есть, а доходов нет. Для России это плохо.

Андрей Земцев согласен, но уточняет:

— Это все-таки лучше, чем если бы мы освобождали территории, полные молодых, в цвете лет мужчин. Как показала практика, большая часть из тех, кто на Украине остался — не уехав в Евросоюз или Россию, — нас, мягко говоря, не любит. И лучше иметь на освобожденных территориях больше стариков, но относительно лояльных, чем толпы реальных или потенциальных здоровых бандеровцев. На Западной Украине эти «освобожденные», я напомню, воевали после Победы еще 15 лет: последние сдались в 1960-м.

Виталий Караев резюмирует:

— За годы Великой Отечественной население Украины сократилось примерно на четверть — с 40,5 до 31,5 миллиона человек. И потом эту республику заселяли люди из других республик СССР и областей России. Как заселяли вышедший из блокады Ленинград, потерявший 900 тысяч населения. То же самое будет происходить с Украиной в ближайшем будущем.

Главное — воссоздать там промышленность и инфраструктуру. Эта работа на десятилетия.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Что будет с ценами на гаджеты в 2024 году: прогноз эксперта

Пять самых частых и актуальных вопросов о программе реновации в Москве

СВО
1,21 млн интересуются