Найти тему
MILITAN

Просчитанные риски и стратегические авантюры адмирала Честера Нимица на Тихом океане.

Оглавление

В декабре 1943 года главнокомандующий Тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц столкнулся с дилеммой. Месяцем ранее он начал операцию "Гальваник" захватив Тараву и Макин. Атоллы были захвачены, но очень высокой ценой. Японцы чуть отбросили морпехов обратно в море. Амирал не мог позволить себе еще одну Тараву. Но думать нужно было быстро. Вскоре ему предстояло нанести следующий удар. На январь 1944 года была запланирована операция "Флинтлок" в ходе которой его войска должны были захватить Маршалловы острова.

Честер Уильям Нимиц изучает карту Японского моря в своем кабинете на Гуаме, 1945 год.
Честер Уильям Нимиц изучает карту Японского моря в своем кабинете на Гуаме, 1945 год.

Японцы ждали американцев. Предвидя следующий шаг Нимица, позиции на Маршалловых островах были значительно укреплены. Особенно на его наиболее вероятных целях - восточных атоллах Вотье и Малеолап. Японцы надеялись разгромить десант Нимица вчистую. Но даже если они проиграют, Япония все равно сможет достичь своих стратегических целей: убедить американцев, что долгая и дорогостоящая война не стоит затраченных усилий. Они знали, что высокие потери, понесенные американскими войсками на Тараве, показали, что их стратегия может сработать. Пресса критиковала Нимица, а обезумевшие родственники писали письма, обвиняя его в смерти своих сыновей.

Для Нимица было важно каким-то образом сорвать этот план. Лучший способ сделать это - действовать быстро. Еще летом он пообещал командующему ВМС адмиралу Эрнесту Дж. Кингу, что в сентябре возьмет Маршалловы острова "одним ударом". На дворе декабрь, а штаб Нимица все еще ломал голову, как это сделать. Было не ясно, смогут ли они сделать это. Нимиц попросил Кинга дать ему больше времени. Отсрочка была предоставлена. Операция "Флинтлок" должна была начаться в январе.

Флот Нимица неустанно рос, но был сильно ограничен в десанте. Поэтому приходилось тщательно выбирать цели. Пока штаб решал свои проблемы, авианосцы нанесли удар по атоллу Кваджалейн в сердце Маршалловых островов. И тут произошло событие, ставшее решающим в дальнейшем развитии событий. Во время атаки были сделаны фотографии, и оказалось, что на главных островах атолла, Руа—Намюр на севере и Кваджалейн на юге, находились две авиабазы и передовая стоянка японского флота.

У Нимица появилась цель, которая позволит ему захватить контроль над островами. Он понимал, что прямое и дерзкое наступление на Кваджалейн могло бы решить его дилемму. Нимиц проконсультировался с контр-адмиралом Форрестом Шерманом и начальником штаба контр-адмиралом Чарльзом Макморрисом, и они согласились с ним, что это осуществимо.

Нимиц действовал быстро.

14 декабря он составил новый план операции "Флинтлок" и провел совещание со своими командирами (адмиралы Шерман, Макморрис, Рэймонд Спрюэнс, Ричмонд Тернер и генерал-майор морской пехоты Холланд М. Смит). Трое из них (Спрюэнс, Тернер и Смит) выступили против. Они утверждали, что безопаснее сначала захватить атоллы Вотье и Малеолап. Нимиц выслушал их, но не согласился. Он заявил, что "Маршалловы острова нужно захватить одним ударом! Единственный способ сделать это - захватить Кваджалейн.". Нимиц ценил возможность обсудить ситуацию и внести ясность, но навязал свою идею и отклонил все возражения.

Битва за Кваджалейн.
Битва за Кваджалейн.

Атака на Руа-Намюр и Кваджалейн началась 31 января 1944 года, в последний день января. Японскую защиту довольно быстро "смяли". После допросов пленных стало понятно, что следующей целью Нимица будет слабо защищенный атолл Эниветок. Спрюэнсу было приказано собрать свои незадействованные резервы и захватить его немедленно, на три месяца раньше запланированного срока. Атака на Эниветок началась 17 февраля. Одновременно с этим начался массированный налет на базу японского флота Трук на Каролинских островах. В результате серии сокрушительных ударов японская оборона Маршалловых островов рухнула. Эти успехи позволили атаковать Марианские острова уже в июне, почти на пол года раньше, чем ожидалось. Считается, что смелое решение Нимица значительно сократило продолжительность войны на Тихом океане.

Это был не единичный случай, когда Нимиц действовал агрессивно и шел на так называемый "просчитанный риск". Он искал возможность использовать потенциал своих сил и применял смелые маневры, пытаясь вывести противника из равновесия. Битва при Мидуэе стала одним из таких примеров. Неуверенный, что поврежденный в битве при Коралловом море месяцем ранее авианосец Йорктаун" будет вовремя отремонтирован, Нимиц решил идти в бой только с "Энтерпрайзом" и "Хорнетом". Однако "Йорктаун" успел к началу сражения, и можно считать, что авантюра адмирала окупилась.

Другие примеры менее известны, но имели решающее значение. Например, в 1943 году он приказал ликвидировать адмирала Исороку Ямамото. Позже он решил обойти алеутский остров Киска и атаковать срезу атолл Атту. Рекомендации Нимица отказаться от ряда промежуточных целей и наступать непосредственно на Филиппины были одобрены Объединенным командованием. Это решение позволило избежать больших потерь и дойти до Филиппин раньше запланированного срока.

Особый подход.

Адмирал Нимиц использовал свой собственный подход, который он описал в диссертации Военно-морского колледжа в 1923 году. Он утверждал, что "больших результатов нельзя достичь без соответствующей степени риска". Он признавал, что победа в войне является величиной случайной, а поэтому нужно использовать появляющиеся возможности, даже если силы не были полностью к этому готовы. И он неоднократно демонстрировал это во время Второй мировой войны.

Нимиц (слева) с вице-адмиралом Макморрисом (справа) и контр-адмиралом Шерманом (в центре).
Нимиц (слева) с вице-адмиралом Макморрисом (справа) и контр-адмиралом Шерманом (в центре).

Кроме этого, у Нимица был уникальный подход к командованию. Уважая и ценя своих командиров, он превратил их в сплоченную команду. Адмирал всегда консультировался с ними, чтобы выслушать их идеи и разъяснить свои собственные. Хотя предложения адмиралов по захвату Кваджалейна и были отклонены, но он выслушал возражения и оценил их точку зрения. Нимиц считал, что такой подход облегчает выявление недостатков его собственного плана. Для реализации целей он разрабатывал хорошо структурированные план и приказы. Они давали подчиненным возможность использовать свои таланты и действовать по собственной инициативе.

Решение о наступлении на Кваджалейн могло стать фатальным, если бы Спрюэнс, Тернер и Смит не помогли усовершенствовать план, а затем сами его и реализовали.

Читать еще:

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Спасибо за внимание и до новых встреч!