Найти тему

Тыл? Фронт? Победа!

Аллегория единства подвига фронтовиков и рабочих тыла в деле защиты Родины. Посреди городской эспланады, в самом центре Перми находится памятник «Героям фронта и тыла».

ПОБЕДА КОВАЛАСЬ В ТЫЛУ

За годы войны 9700 уральцев были призваны в Красную Армию и Военно - Морской Флот. Многие из призывников были добровольцами. «Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг стал главным для рабочих тыла. Война пришла на уральскую землю не с взрывами бомб и снарядов, не с воем воздушных сирен и налетами вражеских бомбардировщиков...


Война явилась к южноуральцам вместе с бессонными трудовыми сменами в холодных цехах, с эшелонами раненых и эвакуированных, голодным детством и с долгожданными и такими родными письмами-треугольничками с фронта. Так в культурном центре Урала, в городе Пермь стоит памятник, напоминая о том как люди боролись за победу на фронте и в тылу. Три фигуры возвышаются над городом, демонстрируя жителям величие и важность сплочённости. Вячеслав Михайлович Клыков, скульптор, объединяет их в одной композиции с целью показать роль Перми как тылового города: победа была одержана не только благодаря храбрости сражавшихся на фронте, но и благодаря тем людям, которые работали в городах, снабжая Красную армию военной, пищевой и другой продукцией. Поэтому все три фигуры одинаковой высоты, но на разных уровнях. В сюжете видна явная отсылка к монументальной трилогии Евгения Викторовича Вучетича: "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде (1959). Женский образ с щитом в руке в центре символизирует Родину мать, государство, которое держит щит, обороняясь от напавшего врага. Щит женщины поддерживает мужчина, обращенный лицом на восток, где во время Великой Отечественной войны находился тыл, и положение его правой руки можно трактовать скорее как приветствие соратникам, чем как призыв записаться в добровольцы. В пользу мирного характера жеста свидетельствует и передаваемый матери щит, который является средством защиты, а не нападения, что означает поддержку тылом Родины в годы войны. Ступени на которых стоят герои памятника, находятся на разных уровнях. Выше всех - Родина мать, и ближе к ней образ мужчины - рабочего, который одной ногой поднимается на ступень выше, словно подходя ближе к Родине. “Я сознательно не выделял Родину-мать по высоте для того, чтобы подчеркнуть, что Родина для каждого советского человека, особенно в годину испытаний, конкретна и личностно приближена к каждому. Беды Родины – это беды каждого из нас, как и несчастье каждого из нас – несчастье для Родины”, – сказал скульптор в интервью во время церемонии открытия памятника. Поза Родины-матери не "боевая", но и не скорбная. В отличие от рабочего, она обращена лицом на запад, поскольку уверена в крепком тыле и готова поддержать солдата, поднявшего меч над головой. Его лицо также обращено на запад, «смотря врагу прямо в глаза». Фронт стоит на ступень ниже остальных, что символизирует солдат, ушедших на войну, которые были вдалеке от своих близких и своей Родины. В его позе читается предупреждение, напоминание о гибели от меча всякого, пришедшего на Русскую землю с враждебными намерениями. Все три персонажа изображены молодыми, у солдата и рабочего нет ни наград, ни шрамов, ни увечий. Этим образом художник хотел показать, что “молодая советская страна, наученная опытом войны, хорошо знает, кто ее враг, и готова за себя постоять”.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ТРОИЦЫ

Идея монумента – создать аллегорию единства подвига фронтовиков и рабочих тыла в деле защиты Родины. Персонажи и атрибуты выглядят достаточно традиционными для советского мемориального искусства, но есть ряд неочевидных особенностей, влияющих на прочтение этого образа. Образы Родины-матери, рабочего и солдата в других памятниках Великой Отечественной войне вместе не встречаются. «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине (1949), «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке, а также к памятнику «Тыл – фронту» в Магнитогорске (1979), созданному Яковом Борисовичем Белопольским – архитектором, работавшим вместе с Вучетичем. И впервые в едином монументе Вячеслав Клыков объединил три великих символа войны. Вячеслав Михайлович Клыков , автор многих ярких работ, которые в совокупности составляют своеобразную каменную летопись России. Любовь к родине, патриотизм - отличительные черты творчества Клыкова. Своими произведениями он пробуждает интерес к истории, отечества, к его тысячелетнимдуховным традициям. Одна из главных идей художника в его творчестве - это идея монархии. И эту идею можно увидеть и в этоммонументе. Годы войны уже не сопровождались мечом и щитом, но Вячеслав воссоздал именно такой образ войны. Меч, как универсальныйсимвол воинской доблести и силы, в послевоенную мемориальную культуру также "принес" Вучетич, позаимствовав его из фильма СергеяЭйзентштейна "Александр Невский" (1938). Александр произносит «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» это выражение, в свою очередь, является парафразом евангельской цитаты: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Продолжение в лонгриде Александры Ивановой https://project8325245.tilda.ws/page42231867.html