Автор благодарит за консультации, идеи, интересные истории из жизни педагогический коллектив Воронежского Центра образования №1 и участников литературного объединения "Юный спасатель", с которым довелось работать в 2009-2010 гг.
- Привет большой? – поинтересовалась учительница музыки деловитым тоном.
- Конечно.
- Угу... А потом она такой же большой передаст! А потом – снова ты... А потом – опять она. И так до бесконечности... Надрывайся из-за вас... в моем-то возрасте! – Тамара Александровна сказала это так, словно ей предстояло таскать туда-сюда какие-то неподъемные мешки.
Артем с обидой взглянул на учительницу и увидел, что она ищет в мобильнике какой-то номер. Встретившись глазами с учеником, Тамара Александровна вздохнула.
- Убьют меня ваши родители, когда узнают. И учителя анафеме предадут. Но коллегам моим легче: они знают тебя, но не знают Вику, поэтому искренне верят, что твои родители просто хотят уберечь тебя от какой-то легкомысленной девчонки. А я знаю вас обоих – и знаю как людей серьезных. И не могу смотреть, как вы мучаетесь, - она нажала кнопку вызова и поднесла телефон к уху. – Вика! Здравствуй, это Тамара Александровна. Ты сейчас где?.. Не в школе?.. Ну, что ж ты делаешь! Неприятностей хочешь?.. Ладно, некогда нотации… Даже хорошо, что ты не в школе. Рядом есть кто-нибудь?.. Отлично!.. Да тут у меня сидит один наш общий знакомый. Некто Печорин... Это мой новый ученик... А у меня же основная работа – в Центре образования. Подожди, не перебивай! Вика, я ему дам телефон, поговорите немножко. Но одно условие: никаких встреч! Не обостряйте ситуацию, без того Бог знает что творится! Пусть все само по себе утихнет. Хорошо?.. И школу не пропускай, хватит… Ну, умница, – она протянула телефон Артему. – Денег, правда, на счете маловато... На все, как купцы в старину говорили!
Тамара Александровна взяла чашки и вышла из учительской, а когда через несколько минут вернулась, Артем с горящими глазами в нетерпении топтался у двери.
- Спасибо, Тамара Александровна! – он вернул учительнице мобильник. – Вы представляете – она сейчас возле нашей школы стоит!!! И не сказала, как она меня нашла.
- Радуйся потише, - предупредила Тамара Александровна. – И дневник дай.
- Зачем? – не понял Артем.
- Ты же вроде пришел что-то отвечать? – напомнила она. – Значит, и в дневнике оценка должна остаться.
Артем, вздохнув, полез в сумку с учебниками. Видно было, что небольшая заминка раздражает его, но учительница была права.
- Отработаешь, - лаконично произнесла она, вернув ему дневник.
- Конечно! Спасибо! – Артем, на ходу запихивая дневник обратно в сумку, вылетел из учительской.
- Нормально ответил? – поинтересовался Витя, когда Артем бросил сумку рядом с ним на скамейку и побежал в раздевалку за курткой.
- Да, наверное, хорошо – смотрю, он доволен, - вместо Артема сказал дядя Миша.
- Что это с тобой? – удивленно спросил Витя, догнав мальчишку только возле машины. – Чего так спешишь?
- Есть хочу. Да и уроки надо нормально сделать, а то тут все по очереди напомнили, что полугодие заканчивается и у меня куча всего несданного.
- А радуешься чего? Что куча несданного?
Артем улыбнулся.
- Да не из-за этого. Ну, «пять» получил – уже что-то. А по русскому на завтра задание веселое – я уже знаю, что напишу… потому и смеюсь.
- Никогда не видел веселых заданий по русскому! – покрутил головой Витя, осторожно выруливая задним ходом со двора школы.
- Пример использования бранных слов в литературном произведении.
- А, понятно!
Оба засмеялись.
На девчонку, стоявшую на тротуаре, Витя особого внимания не обратил – ну, стоит, по телефону разговаривает, тоже улыбается чему-то, даже кивнула разок, словно собеседник мог увидеть, что с ним соглашаются. Вот хозяйский сын чего-то рукой по стеклу провел, будто что-то стирая… что там? Он же, Витя, за машиной следит!
- Что там не так? – с беспокойством поинтересовался он. – Салфетку тогда уж возьми – чего руками?
- Да все уже… так, мелочь.
***
Убили! Вот просто убили, без ножа зарезали!
Маргарита Владимировна была разочарована. Вот тебе и «сильный в целом класс», вот тебе и «начитанные»! Она-то хотела внести небольшое оживление в рутину подготовки к экзаменам, дала задание, предполагавшее работу с художественным текстом – ну, и поработали! Прямо на славу поработали! Первым повеселил класс Гусаров, с чувством прочитавший знаменитое «Письмо запорожцев». Олег Ермаков с причитаниями Ивана, обнаружившего пропажу златогривых коней, выглядел скромнее. Тут же в разных концах класса послышалось сердитое прицокивание языками, и у учительницы русского языка появилось нехорошее предчувствие.
- И что же – у вас у всех только отрывок из «Конька-горбунка»? – растерянно спросила она. – Мы с вами сколько всего перечитали – и везде есть кто-то кем-то недовольный, и пожелания такие, что…
- Я хотел что-нибудь у Пушкина найти, - уныло сказал Максим. – Помню, в «Сказке о царе Салтане» переполох без конца, открыл – а там никаких ругательств, только «распроклятая мошка» и «лови-дави».
- А я запомнила сцену из какой-то книги… у бабушки во времянке валялась, - проговорила Даша. – Там бабы ругались. И одна другой пожелала ежа родить супротив шерсти…
Грянул обвальный хохот, который стих не сразу.
- Ну, я же не знаю, что за книга… кто автор, как называется, она без обложки была. Что-то там про деревню – то ли до революции, то ли сразу после гражданской войны.
- Хоть «троечку» человеку поставьте, – ехидно произнес Валерка. – Что-то нестандартное запомнила – не из «Конька-горбунка».
- Какую еще «троечку»? – всполошилась Даша. – Еще чего! Тогда совсем ничего!
- Не буду, не буду! – успокоила ее Маргарита Владимировна и посмотрела на новичка.
Тот выглядел в целом обычно, но внимание учительницы привлекло то, что Зоя, заглянув в тетрадь Артема, тут же беззвучно засмеялась.
- Судя по тому, что Зоя веселится в одиночку, у Артема в тетради что-то оригинальное. Артем, ты готов? Я пока даже тест не спрашиваю…
- Я все сделал, - Артем, не дослушав учительницу, с готовностью поднялся из-за стола и раскрыл тетрадь. – Пример использования бранных слов я взял у Алексея Толстого. Сказка про богатыря Потока. События таковы: он был на пиру у князя Владимира, начал плясать, плясал несколько дней, потом упал и заснул, и проспал пятьсот лет. Проснулся уже не в княжеском саду, а в царском. И первый раз увидел розы, - Артем подавил улыбку и начал читать:
- «Полюбился Потоку душистый цветок,
И понюхать его норовится Поток,
Как в окне показалась царевна,
На Потока накинулась гневно:
- Шаромыжник! Болван! Неученый холоп!
Чтоб тебя в турий рог искривило!
Поросенок! Теленок! Свинья! Э ф и о п!..»
Класс захохотал, представив высунувшуюся в окно царевну в дорогом, украшенном жемчугом и самоцветами кокошнике, которая на чем свет стоит ругает неизвестно откуда взявшегося в саду богатыря, и как выглядел бы несчастный богатырь, если бы его, в соответствии с пожеланием царевны, искривило «в турий рог».
- «…Чертов сын! Неумытое рыло!..»
Артем, не выдержав, прыснул, но взял себя в руки и продолжал:
- «...Кабы только не этот мой девичий стыд,
Что иного словца мне сказать не велит…»
Класс буквально взвыл от восторга, подставив в речь царевны возможное «иное словцо».
- «…Я тебя, прощелыгу, нахала,
И не так бы еще обругала!»
Валерка несколько раз звучно хлопнул в ладоши.
- Молодец твоя царевна, Печорин: всех моих запорожцев задвинула! Они всей толпой каждое выражение обсуждали, а она одна… навскидку. Да еще и не полностью свои возможности реализовала… Турий рог, хм… да, это тебе даже не бараний!.. И где же ты такие стихи нашел?
- Я же говорю: Алексей Толстой...
- А их два в литературе.
- Константинович. Который «Князя Серебряного» написал. Возьми, прочитай, если интересно, - слегка улыбнулся Артем.
- И тест?.. – спросила Маргарита Владимировна, тоже смеясь вместе с учениками.
- Вот, - Артем подал ей тетрадь.
Учительница внимательно просмотрела тест.
- Умница!.. О-о-о!.. Даже в седьмом задании все верно! Кстати, сегодня я вижу первую такую работу... И у Олега недочеты были в этом седьмом задании, и у Валерия… Сейчас разбирать будем... А у Артема все абсолютно правильно! Если так же и на ЕГЭ выполнишь, то баллов девяносто точно уж наберешь… Ну, слава Богу, начал оттаивать! А то прямо… - она не договорила и коротко черкнула в журнале. – «Пять», Печорин. Садись.
- Просто он со своей девушкой встретился, несмотря на круглосуточное бдение папиного горилла! – уверенно произнес Валерка.
- Гусаров!
- А что сразу – «Гусаров»? Разве я что-то неприличное сказал? Или обидное? – Валерка повернулся к Артему. – Честно скажи, Печорин, вы встретились? За тебя можно порадоваться?.. Ну?.. Да ладно, не скрывай! – ободряюще сказал он. – Настоящая любовь рано или поздно просто обязана восторжествовать!.. Надеюсь, в твоем случае тоже восторжествовала?
Артем ответил не сразу.
- Нет, к сожалению… Мы не встретились.
- Значит, по минимуму: по телефону поговорили.
- У меня и телефона нет, все знают… - Артем смотрел в парту.
Валерка, однако, стоял на своем:
- Нет, Печорин, меня не обманешь… Вот сам подумай, как все это со стороны выглядит: не далее как вчера тебе было на все наплевать, на уроках сидел, как зомби, дневник и тетрадки паутиной затянуло (настолько давно ты их не открывал!), слова тебе не скажи – обижаешься из-за любого пустяка, даже Тамаре Александровне нагрубил...
- Я извинился, - перебил Артем.
- А сегодня вдруг домашняя работа выполнена, - не слушая его, продолжал Валерка. – Настроение совсем другое… Сам ведь давился, когда про свою царевну читал!.. А вчера… ну, сам себя ты со стороны, конечно, не видел – но можешь поверить на слово: небо и земля! Не может хандра вот так, по мановению, пройти – это должно случиться что-то в высшей степени позитивное. А для тебя на первом месте – твоя девчонка. Значит, как-то пообщались… Конспиративно, так сказать… Я логично рассуждаю?.. – обратился Валерка ко всему классу и, услышав со всех сторон короткое утвердительное мычание, продолжал: – Вот видишь: пипл согласен, что логично… Да ладно, тут все свои, от нас-то можешь не скрывать! Папин горилл ничего не узнает, не волнуйся: во все времена бедным разлученным влюбленным сочувствовали, так что и тебя никто не спалит… Так как у тебя это получилось, Темчик? – с веселым любопытством спросил Валерка. – Поделись опытом, конспиратор! Вдруг кому-то пригодится!
- Гусаров, хватит! – сердито сказала Маргарита Владимировна. – У тебя прямо хобби какое-то – срывать уроки!.. А в душу к человеку лезть – бестактно! И... даже если они и поговорили... нечего кричать об этом на всю школу! Тоже мне – сочувствующий...
- Ладно, он на свадьбе расскажет! – решил Валерка. – А Манускрипту я не завидую, когда Артемов отец узнает!.. Вот достанется дармоеду! Рядом сидел – и все прошляпил.
- Гусаров!!!
- Все, молчу!
- А если говорить о свадьбах, Гусаров, то у меня вот такое предчувствие, что твоя будет первой в этом классе. Хоть бы экзамены успел сдать!.. Вот только не знаю, кто жертвой окажется.
- Над этим стоит подумать, - глубокомысленно изрек Валерка. – Выбор, конечно, небогатый, но... варианты есть.
- Вот думай и не мешай...
Запрещается без разрешения автора цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного произведения.
Совпадения имен персонажей с именами реальных людей случайны.
Дорогие друзья!
Пишите отзывы в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь!
От вас зависит развитие канала.