"Давай посмотрим правде в глаза: ты Элвис Пресли. Женщины бросаются на тебя. Почему моя дочь?" (с)
“Присцилла: Элвис и я” – биографическая драма режиссёра и сценариста Софии Копполы (Sofia Coppola), рассказывающая об одной из возлюбленных певца Элвиса Пресли. Вернее, о том, какие радикальные перемены произошли в жизни Присциллы по воле Элвиса, как она себя чувствовала и какое место занимала в жизни короля рок-н-ролла. Сценарий частично основан на книге Присциллы Болье-Пресли “Элвис и я” (Elvis and Me), выпущенной в 1985 году. И эта драма, по моему мнению, является хорошим дополнением к бурлековому байопику “Элвис” (2022, Elvis) База Лурмана.
Присцилла Болье была в подростковом возрасте, когда встретилась с Элвисом, а ему на тот момент было 24 года, он проходил военную службу. Она училась в девятом классе, и как подавляющее большинство девочек конца 50х и начала 60х годов сходила с ума по Бобби Дарину, Фабиану Форте и, конечно же, Элвису Пресли. Свою первую пластинку с записями Пресли она получила в подарок от отца, когда ей было одиннадцать лет.
Друг Элвиса позвал Присциллу на вечеринку – одну из многочисленных, устраиваемых певцом, обожающим внимание и огромное количество публики вокруг себя – где она произвела огромное впечатление на него своими невинностью и ощущением спокойствия, подчёркнутые нежно-голубого цвета платьем с бантом. Она не бросилась ему на шею, хотя и своё восхищение скрывать не стала.
Этот фильм охватывает весь период их романа и последующего брака – со знакомства в 1959 году на военной базе ВВС в Западной Германии по 24 февраля 1972 года, когда Присцилла поставила Элвиса перед фактом, что уходит от него, их браку конец. И едет в автомобиле под музыкальное сопровождение I will always love you в исполнении Долли Партон.
И, несмотря на масштаб фигуры певца во внутреннем и внешнем сообществах, в этом фильме его фигуру уменьшили до такого размера, чтобы можно было рассмотреть Присциллу Болье, о которой никто бы не узнал, если бы Элвис Пресли не остановил на ней свой взгляд.
Эта драма – очень хороший пример одного из вариантов жестокой женской судьбы, которая может достаться.
Присцилле Болье повезло, но только, если рассуждает её ровесница, в картине мира её ровесницы удача в том, что сам идол протянул ей руку с билетом на самолёт до своего поместья, где он живёт. Грейсленд воспринимается именно как “земля обетованная”, если переводить название побуквенно – Graceland. Но с точки зрения взрослой женщины Присцилле Болье очень не повезло, потому что вся перспектива отношений с Элвисом была видна в первый этап их общения, возможно, сам того не ведая, он показал пресловутые “красные флаги”. Он сразу поставил себя главным в их отношениях, тем, кто будет приходить тогда, когда считает нужным именно ему. У него есть ряд прав, и точно наоборот у Присциллы нет ничего. Он очертил свою душевную травму – ему тяжело на чужбине, а домой возвращаться страшно, потому что там его не ждёт мать, она умерла, а они были очень близки. Неискушённая девочка не расслышала предупреждения, что она не будет для него женщиной, как любая ровесница могла бы, она останется “малышкой из девятого класса”, которая будет неплохой заменой близкого человека, преданной ему, потому что у него больше нет самой близкой женщины.
Такова участь женщины, очарованной нарциссом, которому важно, чтобы его слушали и внимали его планам, как он хочет быть актёром того же масштаба, что сами Марлон Брандо и Джеймс Дин.
Пространство этого фильма выстроено так, что оно передаёт одиночество Присциллы, её “тюремный” образ жизни. Здесь даже нет ощущения “золотой клетки” – хотя можно было бы эту метафору назвать, исходя хотя бы из того, что она оказалась не в нужде, а в элитном кругу, – но от неё, кажется, намеренно ушли.
Здесь важнее то, как стильно передали визуалом моральное насилие над Присциллой. Она оказалась в замкнутом пространстве, в изоляции от внешнего мира потому, что ей запретили приводить кого-либо в Грейсленд (незнакомцы не имеют право приходить на территорию), ей самой нельзя было свободно прогуливаться по двору, потому что не нужны заметки в газетах о ней, а папарацци не упускают возможности написать любой факт об Элвисе. Другое дело, его служебные романы, которые положительно влияют на продвижение текущих проектов. Также её одиночество выражалось и в том, что она не чувствовала себя желанной – Элвис воспитывал в ней ощущение ненужности, непривлекательности и тем, что постоянно критиковал выбор одежды, и тем, что держал дистанцию, не вступая с ней в половую связь до свадьбы, опять же оставив за собой право решать, когда это должно произойти. Он подчинил её себе, в том числе и с помощью сильнодействующих препаратов, которые употреблял сам, а также давал и ей. Это был декседрин, стимулятор для лечения СДВГ, а позже она начала принимать амфетамины, чтобы не отставать от темпов его вечеринок, не избежала она и употребления ЛСД, чтобы познать свой разум как можно лучше.
Даже в названии книги, которую она выпустила через тринадцать лет после расставания, имя Элвиса стоит первым, а не её, хотя автором является она. Она всегда была одна в тишине, пока он был в туре и с любовницами, и в эпицентре хаоса, когда Элвис возвращался.
Её взросление пришлось на пребывание в клетке, роль которой исполнило поместье Грейсленд, куда Присцилла переехала по распоряжению (решению) Элвиса Пресли. Он ясно дал понять ей, кто она для него, и ему повезло, что отсутствие опыта не дало ей считать этот элемент предупреждением. Когда она приехала в дом, Элвис был на съёмках фильма, а, чтобы она не скучала по нему, он оставил ей подарок во дворе. Это была симпатичная белая собачка с ярко-красным бантом на шее. Практически этой собачкой для Элвиса и стала Присцилла. Этот момент с собачкой изменён ради усиления художественного эффекта, и это выглядит здесь уместно. На самом деле, эту собачку он подарил ей много раньше на Рождество, ещё до переезда в Грейсленд.
На её идею устроиться работать в бутик, чтобы дни шли веселее и интереснее, он ответил лишь, что ему такое не подходит: “Либо я, либо карьера. Когда я звоню, ты должна быть дома”. Он с лёгкостью сходился с коллегами по съёмочной площадке, для развлечения и рекламы ему это подходило, он понимал, что типичные старлетки не променяют карьеру на мужчину, а ему нужна дома женщина, что-то вроде замены матери, которая будет “хранить домашний очаг”. Он диктовал ей свои условия, он постепенно трансформировал её на свой вкус – гипертрофированная причёска в виде сильного начёса служит штрихом, подчёркивающим этот факт, эта копна волос словно давит на неё сверху.
Этот фильм хорош не только тем, как бережно рассказана история Присциллы Болье, юной неопытной девочки, чей путь пересёкся с легендой музыки, королём рок-н-ролла, кого, кстати, тоже показали человеком вне олимпа. Его поведение часто шокирует, вызывает недоумение и одновременно помогает проникнуться к Присцилле, встать на её сторону, чтобы прочувствовать, каково ей. Это не умаляет величия Элвиса, это показывает, как много места он стал занимать в её жизни – начиная с мыслей, заканчивая советами по поведению и внешнему виду.
Этот фильм хорош и тем, как он даёт возможность со стороны взглянуть на мир фанаток и их кумира. Как они отсекают в силу того же отсутствия опыта его недостатки (их нет, откуда бы им появиться), как произносят его имя на выдохе, как им хочется оказаться в одном с ним помещении лишь потому только, что он пресловутое “всё”, они готовы на всё ради этого момента, который вряд ли им что-то даст (пример с тем, как Присцилла подкупила свою одноклассницу на итоговом экзамене, попросив списать ответы в обмен на возможность прийти на вечеринку Элвиса, показателен). Имя звезды здесь как разменная монета, общение с ним как дополнительные баллы к образу того, кто вращается в этом круге, и полное отсутствие восприятия этого образа как человека, который, на самом деле, кем-то является вне тени знаменитости. Это состояние фанатизма и атмосферы вокруг него передано Софией Копполой крайне точно, стильно и достоверно.
Интересные факты
В фильме есть несколько впечатляющих моментов, которые могут показаться шокирующими и созданными ради усиления эффекта. Но, на самом деле, большинство из низ взяты из мемуаров Присциллы.
Присцилла проспала два дня после того, как Элвис дал ей снотворное
Она впала в бессознательное состояние после того, как Элвис дал ей две таблетки Плацидила. В реальности она приняла их прямо перед тем, как принять ванну, но успела лечь в постель до того, как они начали действовать. В фильме она принимает их сразу в постели.
Также в фильме показано, что у Элвиса имеется запас средств – одни помогают проснуться, другие наоборот. Сама Присцилла вскоре начала принимать Плацидил, таблетки для похудения и декседрин, которые Элвис открыл для себя во время службы в армии. После драки подушками, в результате которой, не желая уступать, Элвис её поранил, она отучила себя от всех таблеток и в конце концов вообще перестала их принимать.
Несмотря на решение Присциллы отказаться от этой привычки, Элвис “категорически возражал” против того, чтобы когда-либо бросать употребление. На прикроватной тумбочке у него нередко задерживался медицинский словарь, чтобы узнавать последние новости о таблетках, одобренных Минздравом. Присцилла написала в книге: “Он всегда уверял меня, что ему не нужны таблетки, что он никогда не сможет стать зависимым от них. Эта разница во мнениях приводила к серьёзным спорам между нами. И я всегда поступалась своей честностью и в конечном итоге принимала его точку зрения”.
Элвис запретил Присцилле носить одежду определённого фасона
В книге сказано: “Я нравилась ему в красном, синем, бирюзовом, чёрно-белом – тех же цветах, которые носил он сам”. Элвис также испытывал отвращение к коричневому, поскольку он напоминал ему о его службе в армии. Ему понравилась Присцилла с густым макияжем глаз и перекрашенными в чёрный цвет волосами.
Также Элвис был не менее “фанатичен” в отношении осанки. Присцилла должна была сидеть прямо, либо её тут же корректировали. Кроме того, всякий раз, когда она поднимала глаза, он похлопывал её по лбу и разглаживал морщинки, говоря, что она должна вытягивать шею, чтобы избежать образования складок.
Элвис швырнул в Присциллу стулом
У Элвиса был вспыльчивый характер. Его команда и Присцилла часто становились жертвами вспышек его гнева, он метал свои вспышки в них, когда спрашивал мнение, а ответ его не устраивал. Как и в фильме, Элвис однажды запустил стулом в свою девушку после того, как спросил её мнение о записи. Присцилла сетовала на то, что их любовная связь зависела от того, как продвигалась его карьера. Элвис часто угрожал или требовал, чтобы она собрала свои вещи и уехала, в том числе во время её беременности.
“Никто не мог оспорить его язвительные слова; нам оставалось только ждать, пока пройдёт буря. Когда он успокаивался, то находил оправдания – то он не выспался, то он слишком много спал, то он ещё не выпил свой утренний кофе”.
Когда у Присциллы начались роды, она сначала наклеила ресницы, только после этого отправилась в больницу
Это правда. В книге написано, что она уговорила врачей позволить ей оставить полный макияж – её фирменный образ – во время родов.