Всем привет!
Киса здесь, конечно, не при чем! Но она такая симпатичная! И лапки такие мягонькие! Сегодня прилетела ко мне в гости, а я решила вам показать чудные лапки.
А теперь к антеннарии или кошачьей лапке.
В моем детстве лапки росли у леса. Надо было выйти за огороды и перейти старый военный аэродром. Его построили для 4-й армии, штаб которой был в соседней деревушке, да, считай, в нашей. Они друг к другу прилепились. В той деревушке в школе был госпиталь, в директорском доме жил командующий армией Мерецков. Деревню сильно бомбили, поэтому и военные, и мирные жили в землянках вдоль лесной дороги. Мы туда тоже бегали за грибами, да и так, погулять.
Так вот, аэродром после освобождения Тихвина стал не нужным, а через 20 лет он потихоньку зарастал. Сначала травой, потом подлеском. Прямо по бетонке выросли маленькие сосенки. Там было много маслят, за которыми мы и охотились.
А еще там росли плауны, колокольчики, маленькие такие, не то что на лугу, брусника и кошачьи лапки. Мы собирали все это богатство для поделок к осеннему празднику "Золотой осени".
И мои соседские ребятишки. За стенкой жил Генка, он был старше меня. Это он собирал малышню из соседских домов, а их было четыре, новых двухэтажных многоквартирных дома, и водил нас в лес. И не боялись ведь! И мы не боялись, и родители! Генкина мама была учительницей, может быть поэтому он умел с нами общий язык находить. Генку вспоминаю всю жизнь, хоть в мои 8 лет мы переехали в другой дом, и возня наша на этом закончилась.
А кошачьи лапки вернулись в мою жизнь уже в моем собственном саду. Я с удивлением обнаружила, что есть еще и садовые лапки.
Короче, давайте с ними знакомиться, и с садовыми, и с дикими.
Антеннария - растение для альпийских горок. Или для сухих цветников. Она будет расти на любой бедной нейтральной или слабокислой почве.
Посажена два года назад вдоль дорожки в утренней тени туй. Днем солнца здесь больше. Сплошную тень лапки не любят, но и на жаре тоже не очень хорошо будут расти.
Здесь видно два сортовые кустика (еще бы найти, какой где, да еще и вообще, что прислали, потому как не было заказанного).
А чуть дальше видны розетки дикорослой. Спасла из-под лавки охранников у шлагбаума.
Первый сезон дикие не цвели, а сортовые порадовали. Одна почти белая, другая Рубра, судя по всему. Нарастали куртины в прошлом году медленно.
Процвели в мае-июне.
После посадки кустики советуют мульчировать, но лучше мелким камнем. У меня, как видите, кора и хвойный опад. Главное, почва должна быть бедной, даже очень бедной.
К августу в прошлом году подушки стали побольше.
Дикие куртины позеленее, культурные имеют серебристую листву. Они низенькие, аккуратные.
На зиму не пропадают, зимнезеленые. Устойчивые к жаре. Переживут скорее сухую погоду, нежели сырость. Она совершенно противопоказана для этого выносливого растения.
Вот таким зеленым ковриком и ушли соседи в зиму.
В этом сезоне меня ждал сюрприз!
Освоившиеся розетки начали стремительно разрастаться. Помню, еще весной кому-то писала, увидев шикарную лужайку лапок, что жду, не дождусь своих зарослей. И вот они тут как тут, выросли! Пришлось делить, отрезать куски, чтобы обменяться или подарить. Они стали просто наступать на соседей и заполонять камни!
Цвели и дикоросы, и культурные. Отличались разве что высотой цветоносов. Все же солнышка стоит им побольше выдать, чем у меня.
Но некоторые сорта до 30 см вырастать. Меня пока устраивает такой формат. В местах, где они посажены, растут низкорослые альпийцы или на них похожие растения. Они прекрасно с моей колокольни друг с другом комбинируются.
Камни им в помощь.
Поливаю я всю эту территорию редко, в самую жару, чтобы туи дождеванием освежить. Соседям попадает заодно.
Здесь много песка в грунте, он бедный. Вредителей тоже не замечала, хотя в некоторых местах пишут, что тля может поселиться. ТЬфу-тьфу, надеюсь, не придется сталкиваться.
А в этом месте видно, что в рост пошли не только антеннарии, но и молодила. В сентябре часть розеток молодил пересадила.
Видите, как тесно стало.
Убрала несколько овсяниц сизых, уж больно разрослись. Зато пересадила сюда папоротник металликум в надежде, что здесь ему понравится, начнет расти, да и сохраннее будет. Дети подземелья в этом месте не пасутся.
Как вам нагромождение? И на камни залезает!
Вообще делить надо раз в 2-3 года, желательно весной, убирая отмершие розетки. Таковых пока не наблюдала, а отрезать уже начала.
Весной лучше всего делить, вот и буду продолжать. Отсажу частично в горшочки для обменов.
Цветут лапки довольно долго, 2-3 недели. Цветоносы, если семена не нужны, лучше по окончании цветения удалять. А семена нужны только оооочень крутым спецам. Из семян вырастают трудно. Самосева пока не замечала. Но я много чего не замечала после весенней уборки.
Кстати! Рыхлить их не надо. Полоть только попервости, пока нарастают. Потом никакая трава не пролезет.
Видите, с арабисами прекрасно соседствует. А еще с альпийской манжеткой и эдельвейсом! Вот! А у меня они есть! И растут не на месте! Так что эдельвейс точно переедет, но не сюда, а к туям. Здесь некуда. И манжетка тоже. Она такая аккуратная!
Пытаюсь показать вам антеннарию в разных композициях и с разных сторон. Это май и июнь, время цветения.
Представьте эту линию без овсяниц, молодил, но с эдельвейсом. Как вам? Впрочем, часть молодил можно ведь и оставить.
Это розетки дикорослой антеннарии. Тоже быстро стали разрастаться и активно цвести.
Крупным планом.
Камни, коряги по соседству будут всегда к месту.
Яркая...
Белая...
Розовая...
Что еще вам про нее рассказать? У кого растет, тот знает, что растение совсем беспроблемное. Кроме деления, другого участия и не требуется.
Лапки скромные, не самые заметные, не розы, конечно, но свою задачу аккуратного не агрессивного почвопокровника выполняют с честью.
Кстати, по ним можно ходить. Не постоянно, конечно, иногда. С ними ничего не случится.
Из них можно делать сухоцветы и использовать для маленьких композиций и букетов.
Каменистые цветники тоже для них.
Между хвойными, особенно карликами, прекрасно будут смотреться.
В подбивке на бедных сухи почвах.
В качестве бордюрного растения.
Кстати, это тоже лекарственное растение! От стенокардии помогает... Попробовать, что ли...
Понятно, что в моем саду антеннарии чувствуют себя, как дома. Они вписываются в ландшафт.
Для садов розовых или южных вряд ли подойдут.
Сегодня вместо города для вас мои зимние гостьи, птички!
Как только появилась кормушка, как моментально прилетели птицы, которых я давненько не видела.
И кого только нынче не налетело!
Дятел ежедневно столуется!
Я его нынче со всех сторон пофотографировала!
Синички попривыкли и норовят рядом пристроиться!
Редкий момент, в одиночестве подкормиться.
Сойки нынче скромничают! Меньше прилетают. Всех гоняют!
А как вам эта птичка? Знакома? Я удивилась, когда увидела. Не поверила своим глазам, а ведь это поползень.
Вот на верхушку взгромоздился, поглядывает вокруг, ждет удобный момент.
Сороку увидела нынче в первый раз на кормежке. Летать то летают, а тут перекусить решила.
Дятел кормится, а снегирь ждееет, когда его очередь наступит. Долго нынче не было снегирей, видимо, на основном месте было чем кормиться.
Во как пристроился!
Снегири и снегирихи на перекусе. Подбирают потихоньку, что упало.
Недавно видела еще какую-то, наверное, хищную. Она, раскрыв крылья, описала круг над лужайкой. Охотилась за мелкими? Не знаю. Я ее даже не разглядела, как быстро промелькнула!
А это добыча с вчерашней прогулки. По дороге обратила внимание на жалюзи сувенирного ларечка. Там подобных много!
Я побывала на выставке Сурикова в Русском музее. Заодно поснимала округу. Там очень интересно. Оставлю на после праздничные дни, сейчас никому нет дела до Сурикова, его судьбы и творчества, до дворцов и храмов!
Уилл Роджерс американский актер театра и кино, водевильный исполнитель, ковбой, юморист, газетный обозреватель и социальный комментатор из Оклахомы рубежа 19-20 веков.
Такой многостаночник! Но хорошо сказал!