В местечке Эрувиль, неподалеку от Парижа, располагается замок, который по виду мало отличается от бесчисленных французских шато. Его серые каменные стены, поросшие плющом, говорят о неумолимом течении времени, а запертые кованые ворота, за которыми возвышается здание, будто хранят в себе какую-то тайну.
Шато д’Эрувиль было построено еще в 1740 году и первоначально использовалось в качестве пересадочной станции с конюшней. Гораздо позже, когда дом уже стал жилым, здесь кипел роман между композитором Фредериком Шопеном и писательницей Жорж Санд, а на своих полотнах замок изображал сам Винсент Ван Гог, который, к слову, был похоронен поблизости.
Тем не менее, знаменита данная усадьба другим. В 60-х годах прошлого века ее приобрел французский композитор Мишель Мань - тот самый, что являлся автором музыки к фильму "Фантомас".
Первое время Шато д’Эрувиль находилось в его личном пользовании, однако пожар, уничтоживший левое крыло замка в 1969-м, заставил Маня переобустроить часть здания, и в конечном итоге им было принято решение открыть в нем звукозаписывающую студию. Как показывает история, это было лучшее решение из всех, ведь вскоре туда потянулись именитые музыканты со всего света, многие из которых создали в стенах Шато д’Эрувиль свои величайшие творения.
Причин, по которым студия пользовалась такой популярностью, было несколько. Безусловно, многие бежали во Францию из-за более низких, по сравнению с Англией, налогов. Но прежде всего музыкантов наверняка привлекали особые, располагающие к творчеству условия работы в Шато д’Эрувиль, так как, помимо современной, оснащенной всеми новшествами студии, на территории замка располагались прекрасные сады, цветочные клумбы, бассейны и теннисные корты. Что может быть лучше для вдохновения?
Одним из первых Шато д’Эрувиль облюбовал Элтон Джон, записав в нем свой альбом "Honky Château" в январе 1972 года. Кстати, название для пластинки он как раз позаимствовал у нового места пребывания: Honky Château есть не что иное как одно из неофициальных обозначений студии в Эрувиле.
После холодного дождливого Лондона во Франции с ее более мягким и теплым климатом работалось куда проще, и именно здесь родился первый по-настоящему крупный хит певца "Rocket Man", который остается одним из главных в его карьере и сегодня.
Видимо, творить в старинном замке Элтону понравилось настолько, что в нем же был записан и его следующий альбом "Don't Shoot Me I'm Only the Piano Player". И снова хиты и первые места в чартах. Какая-то магия французских стен!
Запись следующей пластинки, правда, планировалось провести уже на Ямайке, но в связи с техническими накладками и неспокойной политической обстановкой на острове сделать это не удалось, и Элтон вновь вернулся во Францию в старое доброе Шато, где всего за две недели записал на 16-дорожечный магнитофон свой шедевральный "Goodbye Yellow Brick Road".
Таким образом, чуть более чем за год на свет появилась череда едва ли не лучших его альбомов. Впрочем, вскоре Элтон все-таки сменил студию и надолго обосновался на ранчо Caribou в Колорадо, где создал не меньшее количество прекрасных работ.
Примерно в это же время гостями усадьбы, хоть и ненадолго, стали Pink Floyd. В конце 1971 - начале 1972 года французский режиссер Барбе Шрёдер, с которым группа уже имела опыт работы по фильму "More", предложил Pink Floyd записать саундтрек для своей новой картины "Долина" ("La Vallée"). Поэтому неудивительно, что в качестве места для записи звуковой дорожки было выбрано Шато д’Эрувиль.
Pink Floyd провели в нем всего неделю, с 23 по 29 февраля 1972-го, за которую записали альбом, позже получивший название "Obscured By Clouds". Судя по всему, помимо работы, музыканты не забывали и об отдыхе, ведь пластинка стала своего рода отражением спокойной и размеренной жизни в загородном имении. По своему звучанию "Obscured By Clouds" получился незатейливым, минималистичным и расслабленным. Зато теплым и душевным. Записывая его, Pink Floyd предстали как простая, но слаженная рок-группа. А, так сказать, размявшись, приступили к созданию своего поистине масштабного творения "The Dark Side Of The Moon", основная работа над которым началась вскоре после их отъезда из Франции.
В 1972-1973 годах Шато д’Эрувиль посетило много других музыкантов. Свои альбомы "The Slider" и "Tanx" записали здесь T. Rex. Попытались записать свой шестой альбом "A Passion Play" Jethro Tull, но, наверное, единственные из всех остались недовольны оборудованием и поспешили покинуть замок (в шутку назвав его "Château d'Isaster", или "Шато катастрофа"). Успешно создали тут альбом "Sweet Freedom" Uriah Heep.
Вскоре в новую французскую студию прибыл Дэвид Боуи, опробовав ее на своем альбоме каверов "Pin Ups". Однако по-настоящему основательно Боуи вернулся в Шато д’Эрувиль только в 1976 году, заодно прихватив с собой друга Игги Попа.
Вместе с Игги он начал вести работу над его пластинкой "The Idiot", а сам совместно с Брайаном Ино и Тони Висконти чуть позже приступил к созданию "Low" - первого альбома своей знаменитой "Берлинской трилогии", которая, как мы видим, начала записываться отнюдь не в Берлине.
Оба диска создавались примерно в одном ключе, причем создавались почти одними и теми же людьми и в одном и том же месте, так что ожидаемо впитали в себя атмосферу Шато д’Эрувиль. Только на этот раз его обратной стороны.
Музыканты заявляли, что усадьба обладала какой-то странной энергией и в ней творились чуть ли не сверхъестественные вещи вплоть до появления призраков - может быть, Шопена, а, может, кого-то другого. Так, Брайан Ино просыпался каждое утро от того, что кто-то тряс его за плечо, хотя в комнате, кроме него, никого не было. А Боуи отказывался оставаться в главной спальне, потому что в ней был темный угол, который, казалось, как черная дыра, затягивал в себя весь солнечный свет.
В результате вторая сторона "Low" и весь "The Idiot" получились мрачными, гнетущими и в самом деле какими-то "потусторонними" с их холодными синтезаторными переливами, механическими ударными и прочими электронными наворотами.
Шато д’Эрувиль действительно меняло музыкантов. Больше, чем кто-либо, это знали Bee Gees. Именно здесь в 1977 году были записаны их два величайших хита - "How Deep Is Your Love" и "Stayin' Alive", которая окончательно превратила Bee Gees в диско-группу, коей она ранее не являлась.
Как и Pink Floyd, Bee Gees прибыли в усадьбу записывать саундтрек для фильма. Речь тогда шла о будущей мега-успешной "Лихорадке субботнего вечера" с Джоном Траволтой, хотя на тот момент группа имела смутное представление о содержании кинокартины. Bee Gees просто получили задание от режиссера написать песню о дискомании, что и сделали всего за несколько дней, тем самым раз и навсегда изменив свою карьеру.
В конце 70-х - начале 80-х студию в Эрувиле посещали такие крупные музыканты как Rainbow, Sweet и Fleetwood Mac, и, казалось, это место будет процветать и рождать в своих стенах хиты вечно. Однако вскоре для студии настали трудные времена.
Несчастье постигло ее основателя Мишеля Маня, который был обвинен в налоговом мошенничестве и в связи с этим покончил жизнь самоубийством в 1984 году. К тому времени управлением студией уже как 10 лет фактически занимался музыкант и звукорежиссер Лоран Тибо, но судьба Шато д’Эрувиль по-прежнему напрямую зависела от его владельца. Вскоре после смерти Маня, в июле 1985-го, студия была закрыта.
Ее дальнейшая участь оказалась печальной: оборудование было вынесено (при этом пришлось разрушить часть внутренних стен замка), работники выгнаны, а прилегающая территория постепенно пришла в запустение. А жаль, ведь сколько еще шедевров могло появиться в этом некогда фонтанирующем идеями и энергией месте...
Хотя надежда по поводу возрождения былого величия Шато д’Эрувиль пока не угасла. В 2013 году поместье было выкуплено, отремонтировано и приведено в порядок новыми владельцами, и 5 лет назад знаменитая французская студия вновь открыла двери для всех желающих записать в ней свою музыку.
Читайте также:
Лорел Каньон - музыкальный оазис 60-х, который стал центром американской контркультуры
Налоговое изгнание: как британское государство вынуждало музыкантов творить на чужбине
Где зародился рок-н-ролл? Главные столицы рок-музыки мира