Найти тему
Охотник за Мечтой

Секта изнутри: взгляд на секту глазами её создателя

Оглавление
Люди идут в секты, чтобы обрести дело и идею
Люди идут в секты, чтобы обрести дело и идею

Промозглая осень стучалась в окна кафе порывами октябрьского ветра. Мы сидели за круглым столиком с руководителем местного филиала РСБИ (Российский Союз Боевых Искусств), обсуждая организацию предстоящего фестиваля. Его немного тревожили слухи, ходящие вокруг клуба "Стрелы Перуна".

- Вообще, клановость, закрытость характерна для мира боевых искусств, - рассуждал он, - есть идеологическая доктрина, есть практика... Даже ученики именуются адептами. Налицо - все признаки секты. Но для популяризации это не очень хорошо.

Я понимал, почему он завёл разговор на эту тему: уже год как существовало поселение "Перунова Слобода", которое создали бойцы моего клуба, и которое мы гордо именовали "клановым бойцовским".

Клановое бойцовское

Многие бойцовские клубы в 90-е и нулевые давали начало ОПГ и ЧОПам, которые, по факту, были теми же ОПГ. Объяснялось это просто: есть коллектив сильных ребят, чью бы энергию да в благое дело. "Благое дело" находилось быстро и, как правило, было связано с рэкетом. Не обошли этот вопрос стороной и "Стрелы Перуна".

- Нужен, ребята, нам свой ЧОП "Цыплёнок", - неоднократно повторял нам Тренер.

В его голове всё время бродили идеи по поводу того, как нам монетизировать свой коллектив. И у него это действительно получилось, правда, уже не с нами. Из рукопашки он перешёл в нож, а потом открыл свою ножевую мастерскую, а мы к тому времени уже строили "Перунову Слободу".

"Перунова Слобода" для внешнего наблюдателя обладала всеми признаками секты, поэтому нами и интересовался отдел по борьбе с экстремизмом:

1. Группа молодых людей покидает город и поселяется обособлено в деревенской глуши. Значит, противопоставляют себя остальным и обосабливаются. Значит, секта.

2. Принципиально не пьют и не курят. Значит, запреты. Значит, религиозные запреты. Значит, секта.

3. Имеют собственную символику и отправляют какие-то ритуалы (костры, братина, флаги) - ну точно секта!

Но действительно ли "Перунова Слобода" являлась сектой?

Фрагмент книги о том, как бойцы спортивного клуба строили своё поселение. Заказать книгу можно через мой клуб ВК
Фрагмент книги о том, как бойцы спортивного клуба строили своё поселение. Заказать книгу можно через мой клуб ВК

Секта без сектантства

Термин "секта" может быть наполнен, как минимум, тремя содержаниями:

1. Секта как организация мошенников, где под видом духовных практики вытягивают из людей деньги.

К сожалению, под это наиболее популярное определение попадают при ближайшем рассмотрении многие крупные религиозные институты.

2. Секта, как группа еретиков. Например, все крестятся руками, а вы - ногами. Значит, сектант. Но к "Перуновой Слободе" такое определение не подходило, ибо создавали поселение люди, не имеющие религиозной картины мира.

3. Секта, как школа философии. В дохристианскую эпоху сектами именовались школы, ибо с латыни "секта" - это "следовать" (за кем-то, то есть за учителем). С этой точки зрения Слобода была сектой, но с этой точки зрения - не обидно.

Цель нашей секты менялась от года к году, как это в действительности и происходило со множеством других сект: когда изживала себя одна цель, её важно было заменить другой, чтобы сохранить коллектив. Потому что объединяет людей не идеология, а движение к конкретной цели, то есть дело, к которому можно приложить свои руки и почувствовать себя сопричастным.

-3

Чем жёстче - тем живучей?..

Попадалось мне на глаза социологическое исследование, в котором изучалась жизнеспособность христианских сект в США. Выводы исследователей оказались довольно интересными: чем жёстче устав, тем дольше секта живёт.

  • Тоталитарная секта строится на тоталитарной идеологии. Например, "кругом враги, надо объединяться". И у людей, действительно, включаются мощные объединяющие стадные программы поведения. Антропологи их называют парохиальным альтруизмом.
  • Чем выше степень тоталитарности, тем выше шанс, что в секте останутся самые виктимные, то есть те, кто привык подчиняться, не думая. Люди думающие заподозрят неладное и отвалятся.

Возглавляя "Перунову Слободу", я пришёл к тем же заключениям. Первый год существования команды был очень напряжённым: кипела стройка, надо было решать экономические вопросы - стресс был максимальный. Именно этот стресс дал мобилизацию психических ресурсов людей и позволил команде избежать внутренних противоречий. Мы жили по жёсткому распорядку и культивировали армейскую дисциплину.

Но как только мы реализовали программу-минимум, выдохнули и расслабились, как сразу начались разногласия.

Но учитывая тот факт, что в наших планах никогда не стояло создание тоталитарной секты, это было и неплохо: поменялись ценностные установки, обновился коллектив и Слобода продолжила существование уже в новой идейной парадигме. А прочитать об этом можно в книге "Перунова Слобода: история бойцовской общины".

Читать ещё

Общаюсь с подписчиками здесь: ВК Телеграмм Ютуб