Найти тему

Зачем евреи навязали народам Центральной Азии мусульманство, и что послужило основой для начала Гражданских войн в империи Чингисхана.

В 7-м веке мусульмане установили свой контроль над Великим Шёлковым путём. (Для понимания роли евреев в мусульманском мире см. статьи «История ВРАГА. Часть 1».) Поэтому не удивительно, что с 7-го века именно еврейские купцы раданиты и стали монополистами в торговле между европейским Западом и азиатским Востоком, получая от этого сверхприбыли. Однако в результате монгольских завоеваний 13-го века, мусульмане потеряли контроль над этой главной торговой артерией материка.

Мало того, когда наступление монгол в Сирии остановили египетские мамлюки, то там началась затяжная война (с середины 13-го до середины 14-го веков), затруднявшая, а порой и блокировавшая всю торговлю через порты Леванта (современные Сирия, Ливан, Израиль). К тому же, из-за этой войны пошлины на транзит товаров в Египте выросли до 35%. Плюс к этому, в соседнем Делийском султанате, который к началу 14-го века контролировал почти весь Индостан и его порты, транзитные пошлины составляли 25%. Т.е. только на пошлины у купцов уходило 60% от стоимости товара.

Поэтому древний морской путь из Индийского океана и Красного моря, через Египет в Средиземноморье, с точки зрения еврейских купцов раданитов, значительно проигрывал по удобству трансконтинентальным караванным тропам Золотой Орды (более правильно - Улуса Джучи). И это не смотря на то, что отдельные маршруты достигали 10 000 км, а караван проходил в день обычно 25 км.

Почему именно Золотая Орда стала объектом особого интереса евреев, вполне понятно - завоевав Восточную Европу, подчинив Крым и сделав своим данником Новгород. Монголы Батыя (хана Улуса Джучи) стали хозяевами важнейших торговых путей, игравших в ту эпоху стратегическую роль для экономики. Речь идёт о древнем пути «из варяг в греки», волжском пути «из немцев в арабы», сухопутном пути «из хазар в немцы», и особенно о «северном рукаве Великого шелкового пути».

Грубо говоря, в 13 -14 веках, идя по пустыням и вдоль гор Тибета, караваны (избегая южных маршрутов где бушевала война) упирались в Каспийское море. А затем огибали его, или слева - по территории Хулагуидов, или справа – по территории Джучидов. Евреям было важно заполучить контроль над обоими этими направлениями.

Поэтому прежде чем перейти к вопросу озвученному в названии статьи, нужно понять, что творилось у Хулагуидов, и откуда они вообще взялись.

Территории Хулагуидов.
Территории Хулагуидов.

Пока я не берусь судить, в какой именно момент внук Чингисхана, Хулагу оказался под влиянием евреев – до начала своего «ближневосточного похода», или уже во время него. Но события развивались следующим образом: в 1256 г. Хулагу осадил низаритские крепости, среди защитников которых уже существовала промонгольская партия, в которую входили известный персидский (т.е. проеврейский) учёный Насир ад-Дин и врач (еврей) Муваффик ад-Доулэ (дед Рашид ад-Дина). Они не только сдались сами, но и уговорили многих других покорится монголам.

После чего Насир тут же стал советником Хулагу, в т.ч. и по финансовым вопросам. В ходе дальнейшего завоевательного похода, войска монголов захватили на Ближнем Востоке обширные территории, на которых Хулагу самовольно (!) создал государство Хулагуидов. Но из-за смерти в 1259 году великого кагана Монгольской империи Мункэ (а по монгольским законам того времени,все чингисиды должны были всё бросить и собраться на курултае), Хулагу ушёл, оставил в Сирии относительно небольшой отряд, от которого мамлюки и смогли отбиться. Таким образом, главная цель евреев – захват наиболее удобного «египетского» маршрута Великого Шелкового пути, достигнута не была. Вместо этого, в данном регионе началась затяжная война.

К тому же, с 1259 г. начался затяжной распад Монгольской империи, т.к. авторитет центральной власти пошатнулся. В результате этого, стала возможна и вражда между Хулагу и джучидами из-за принадлежности Закавказья. В ходе решающей битвы на берегу Терека в 1263 г., хулагуидская армия потерпела поражение, и раздасадованный Хулагу сделал смертельную ошибку – он приказал казнить всех ордынских купцов-уртаков, занимавшихся в Тебризе торговыми операциями, а их имущество конфисковать. В ответ Джучиды ответили зеркальной казнью персидских (т.е. проеврейских) купцов, торговавших в их владениях.

Стоит пояснить, что еврейские общины, проживавшие на территории Центральной Азии, сильно пострадали при вторжении монгол в 13 веке, но сумели выжить и приспособиться к новым реалиям. Ещё при Чингисхане, занятые в международной торговле купцы (или сами евреи, или их марионетки) становились коммерческими партнерами монголов. В монгольском языке для таких купцов даже был отдельный термин – «уртак» (компаньон).

Вот этих «компаньонов» и казнили по вине Хулагу. Как результат – в январе 1265 года Хулагу «случайно» заболел, лекари «случайно» не смогли ему помочь, и вскоре виновный в казни «уртаков» умер.

Тем временем жизнь шла своим чередом, и к концу 13-го века евреи заняли весьма неплохие позиции в государстве Хулагуидов. Среди прочего, там была отменена мусульманская концепция «зимми», и все религии (в т.ч. и иудейская) получили равные права. После чего, евреи (как обычно) полезли во власть. К примеру, визирями стали такие деятели, как Са‘д ад-Давла и Рашид ад-Дин, а их еврейские родственники стали массово занимать ключевые посты в этом государстве.

Не секрет, что в Каракоруме (столице Монгольской империи) существовала значительная еврейская община. Поэтому не удивительно, что постепенно «уртаки» добились того, что таможенные взносы в монгольской империи начали составлять всего около 5% от стоимости товара (иногда — меньше). При этом, за счёт собранной дани обеспечивалась безопасность купцов и товаров, строились перевалочные пункты, содержалась почтовая служба («ямы» с лошадьми, продовольствием, гостиницами и курьерами). Что позволяло торговцам удобно и безопасно перемещаться по торговому пути. Даже существовала своеобразная система страхования: если на путников нападали, или по чужой вине страдал их товар, они могли обратиться за помощью к ханскому двору для разрешения конфликта.

Но евреям этого было мало, да и взять монгольскую знать под свой полный контроль у них не получилось. Поэтому их следующим шагом стало переустройство Улуса Джучи.

Задача была не простая – т.к. нужно было как-то заставить множество, относительно малочисленных племён, подчиненных монголам, объединиться и выступить против своих хозяев. И при этом, они должны были быть едины и фанатично настроены. Этого можно было добиться только с помощью мусульманской религии, что и предопределило дальнейший ход истории для народов, населяющих Центральную Азию.

-3

Первые серьёзные попытки евреев повлиять на Золотую Орду просматриваются в событиях произошедших при ханах Бату (1227-1255) и Берке (1257-1266). Именно в это время мусульманские купцы получили множество торговых привилегий (в т.ч. привлекались на службу в качестве «откупщиков» налогов), а оба правителя уделяли много сил и внимания поддержке торговых путей.

Интересно и то, что Сартак, ставший ханом Золотой Орды после Бату, был отравлен, а занявший его место хан Улагчи, тоже прожил не долго. Именно при Берке-хане ислам и был принят в Золотой Орде, хотя тогда он еще не стал государственной религией.

Но всё это стало своеобразной «пробой пера» - главная атака была произведена в начале 14-го века. Для неё, проеврейскими мусульманами, была специально подобрана и правильно воспитанная, очень удачная марионетка, известная нам как Узбек-хан. Он отличался физической красотой, храбростью и набожность, а самое главное – у него был мягкий характер, и он во всём слушался своих «учителей».

Не является секретом, что царевича Узбека возвел на ханство старший эмир (беклярбек) Кутлук-Тимур со своими сторонниками мусульманами. По факту, они совершили госпереворот, сначала убив в 1313 г. Иксара (сына умершего хана Тохты), а затем не провели курултай, для законного избрания очередного хана.

Да и сама смерть хана Тохты вызывает вопросы. Известно, что он поставил во главе своей армии племянника Узбека, а затем умер… И произошло это в тот момент, когда Узбек был в расцвете сил (30 лет). А стоящие за Кутлуг-Тимуром заговорщики, явно были готовы действовать, т.к. в их поведении не видно, какой либо поспешности и импровизации.

В ходе своего правления Узбек–хан редко принимал личное участие в управлении государством, и не особо глубоко вникал в смысл предлагаемых ему решений, зато вершил на дню все пять молитв… Не является секретом, что именно Кутлуг-Тимур играл главную роль в государственной жизни страны, и именно он распоряжался управлением, сбором податей, и т.д. При этом, в ежедневных заботах ему помогал т.н. «диван», что соответствует, по нынешним понятиям, Кабинету Министров.

Для того, что бы понять, кем были эти «серые кардиналы» стоит осознать, что при Узбек-хане степной мир Золотой Орды был превращён в своеобразное «купеческое государство». Не зря хан много внимания уделял развитию торговли и добился того, что караванные пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Всё это прямо указывает на «уртаков» и стоящих за ними еврейских купцов «раданитов».

Весьма показательно и то, что уже в 1314 году (на Святом Престоле, в это время был проеврейский Климент 5-й) Узбек-хан выдал ярлык… католическому ордену Францисканцев, пожаловав им льготы и позволив основать миссию в Сарай-Бату. (Для того, что бы понять, что это за орден и как он связан с евреями см. подборку «История ВРАГА. Часть 1»). К 1336 году францисканцы имели уже не менее 10 представительств в Улусе Джучи, и всячески способствовали торговым связям Орды с Западом.

Поэтому совсем не удивительно, что механизм административной реформы хана Узбека прослеживается во многих обществах как Азии, так и Европы. Не удивительно и то, что проеврейский папа Климент 6-й, в ответ на призыв христиан проживавших в Крыму, организовать Крестовый поход против Узбек-хана, всего лишь изобразил некоторую активность, закончившуюся ничем.

Не является секретом и то, что при Узбек-хане евреи иногда были и сборщиками налогов. Во всяком случае, в 1321 году в Кашине был такой еврей-откупщик: «Прииде из Орды в Кашин Таянчар татарин с жидовином с должником (откупщиком) и многу тягот учинишу Кашину».

Так же, достаточно часто, различные исследователи отмечают, что во многих городах Золотой Орды существовали крупные торгово-ремесленные общины евреев.

Весьма интересно и то, что на ранних монетах Джучидов, на лицевой стороне была изображена арабская вязь или монгольское письмо (имя хана). А на обратной стороне, среди различных рисунков, достаточно часто изображались… «звёзды Давида» и т.п. Кстати, на более поздних монетах - только арабская вязь.

-4

Вскоре после убийства Иксара, к боевикам Кутлуг-Тимура присоединилась большая делегация мусульманских проповедников и имамов. А земли Золотой Орды наводнили неисчислимые суфии, «рыцари веры в лохмотьях» из различных «бродячих Орденов».

После чего началась восьмилетняя подготовка к кардинальным изменениям в Улусе Джучи. В ходе которой, среди прочего, Узбек-хан быстро освободился от ряда соперников, попросту убив от 20 до 120 глав улусов (являющихся в т.ч. и царевичами Джучидов). А изъятые у Джучидов улусы были переданы под управление «надёжным людям». Таким образом, умники стоящие за Узбек-ханом, решили использовать родоплеменную знать условных «татар», как противовес власти Джучидов, являющихся одной из ветвей монгольской династии Чингизидов.

Одновременно с этим, Золотую Орду начали накачивать значительными деньгами, в результате чего финансовое положение населения значительно улучшилось и произошло резкое экономическое развитие улуса. А через Северное ответвление Великого шелкового пути, купцы стали обеспечивать столицу государства (Сарай) всевозможными товарами привезенными из далеких стран.

Естественно, что в Сарай начали охотно съезжаться крупные ученые, представители духовенства, известные люди, поэты и множество ремесленников. Как результат - расцвела «классическая золотоордынская культура». В целом, в это время в стране царит безопасность и достаток.

После того как всё было готово, силы стоящие за Узбек-ханом приступили к реализации следующего этапа своего плана. В 1321 г. Узбек-хан объявил ислам государственной религией. Тем самым была нарушена яса (уложение) Чингисхана о равноудаленности всех культов, которая гласила примерно следующее: «Бог один, но его знают под разными именами». Началось жестокое преследование всех вариаций тенгрианства и тотетимизма с шаманизмом, которые были широко распространены среди племён Улуса Джучи.

С исключением из общественной жизни святая святых кочевого мира — курултая (собрания родичей правящего рода), власть в Золотой Орде перешла из размытого понятия «чингизиды», в единоличное распоряжение одного человека. И теперь мусульманин-владыка сам стал выбирать механизм престолонаследия, потому как «Право на государственную власть - Воля и поручение самого Всевышнего!».

Раньше каждый член «Семьи Чингизидов» получал свой небольшой Улус (племена или сколько-то кочевий), «юрт» (территориальный удел), «иджу» (доход, нужный на содержание войска и двора), и делал что хотел. Теперь же появляется нетипичный для Степи «контроль» - наместники Великого Хана. А курултаи мелких чингизидов, заменяются административными совещательными органами, где «правит бал» назначенный сверху визирь. Только Великому Хану теперь подчиняются (даже в мелких улусах) таможенники, весовщики, дорожники, букаулы, перевозчики, базарные надзиратели, и т.д.

Особо интересно то, что именно в этот время в Золотой Орде и появляются традиции бюрократического аппарата мусульманских стран.

Попутно начались унифицирование и централизация страны. К примеру, меняется нумизматика и календари. Отдельным вопросом стала проблема языка делопроизводства – в короткие сроки нужно было убирать уйгурское письмо, и обучить сотни чиновников знанию арабского алфавита, и это при этом, что любой документ начинался и заканчивался «богословской формулой»…

Была проведена и административно-территориальная реформа. В ходе которой территорию империи разделили на 70 туменов, которые были объединены в десять крупных областей-улусов во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками).

Кстати, именно при Узбек-хане и сложилась классическая схема управления русскими княжествами - один из русских князей получал ярлык на правление. И он был обязан собирать «выход», налоги с русских княжеств, которые рассчитывались исходя из (любимой евреями во все времена) переписи населения.

Естественно, что столь кардинальные меры вызвали множество восстаний. К примеру, Баба-огул (один из улусных правителей) напал на Хорезм, где убил много мусульманских священнослужителей. А посланная против него армия просто перешла на сторону Баба-огула. И это были только «цветочки». Т.к. все выше описанные события заложили основы для начала великого раскола в Орде в недалёком будущем.