Благодаря реформе календаря, проведенной Петром I, в России начали отмечать Новый год 1 января. Эта реформа стала первой из ряда важных изменений, которые были внедрены Петром I. Он также ввел множество новых праздников, которые должны были отражать новую политическую реальность и ценности, в том числе духовные.
До эпохи Петра I в России отмечались только религиозные праздники. Однако после проведения реформы начали отмечаться и светские праздники, такие как подписание мирных договоров, победы в военных сражениях. Новый год стал первым общенациональным гражданским праздником.
В декабре 1699 года был издан царский указ, который информировал подданных о том, что начиная с этого момента года будут считаться не от сотворения мира, как было принято на Руси до этого, а от Рождества Христова. Также было объявлено, что празднование Новолетия будет перенесено с 1 сентября на 1 января.
Традиция считать начало года с 1 сентября установилась на Руси примерно за 200 лет до петровских реформ, по указу Ивана III в 1492 году. Вероятнее всего, это было связано с удобством объединения начала года и началом сбора податей и налогов. До этого, начиная с крещения Руси около пятисот лет начало года считалось с 1 марта.
Новый год 1 января был воспринят населением России спокойно. Этот день соответствует народному пониманию начала года, которое уходит корнями в языческие времена. В языческой Руси началом года считался день зимнего солнцестояния.
В своем указе Петр детально разъяснил, как теперь надлежит отмечать новолетие. Для обозначения наступления нового столетия, после церковной службы, на больших и главных улицах знатным особам предписывалось установить украшения из древ и веток сосны, ели или можжевельника. Людям более низкого сословия следовало поставить по дереву или ветке над своими воротами или около жилища.
В XVIII веке после Петра традиция украшать елки на Новый год постепенно угасала. Церковь не одобряла такого обычая, считая его языческим, и это было справедливо, ведь это было заимствовано из немецкой языческой традиции.
Однако, с течением времени, ель утвердилась в России как рождественское дерево. Эта традиция была введена великой княгиней Александрой Федоровной, супругой Николая Павловича. Впервые она устроила елку в московском Кремле на новый 1818 год. Через год елка появилась в Петербурге, в Аничковом дворце, где проживала великокняжеская семья. Дерево украшали накануне Рождества.
Для Николая и Александры семейные отношения и родственные связи имели огромное значение. Разумеется, молодая принцесса не могла забыть новогоднюю традицию, которая была связана у нее с детством и семейным теплом. Она перенесла эту традицию с собой в Россию. Впоследствии приближенные к царской семье последовали этому обычаю наряжать елку и преподносить детям подарки. Обычно елку наряжали взрослые, а дети с нетерпением ожидали, когда же они увидят украшенную ель.
При Николае I император не принимал подарки от детей, сделанные не своими руками. Во времена его правления при дворе также устраивались веселые новогодние маскарады. Однажды на одном из таких маскарадов сам император оделся в костюм китайского мандарина, привязав себе на живот объемную подушку и надев розовую шапку с длинной косой, как было принято в Китае в то время. Дети были в восторге от такого зрелища.
После календарных реформ Петра Великого на Новый год начали устраивать фейерверки. Первое новогоднее салютование в Петербурге произошло в 1712 году. Фейерверк был устроен по приказу Меншикова на ледяной поверхности Невы, прямо напротив его дворца.
При императорском дворе существовала интересная новогодняя традиция, начатая при Елизавете Петровне и просуществовавшая до середины царствования Николая I. Эта традиция включала в себя проведение 1 или 2 января новогоднего праздника для простых людей. Официально они назывались “Новогодние маскарады”, но аристократы называли их “Балы с мужиками”. На них могли присутствовать все желающие, хотя общее число гостей было ограничено в пределах от 30 до 40 тысяч человек.
Также на зимние праздники организовывались “ледяные горы”. В XVIII веке горки для катания устраивались на реке Неве перед дворцом, чтобы монархи могли наблюдать за своим народом. В XIX веке гуляния проходили на Адмиралтейской площади, а в конце столетия они переместились на Марсово поле.
Горы достигали высоты 10–12 метров. Сани, съезжая с ледяной горки, пролетали до 100 метров по ледяной трассе. Горка и дорожка были украшены елками, флагами и цветными фонариками. Рядом с горками создавались целые развлекательные комплексы. Вокруг устанавливались сараи с театральными представлениями, фокусниками, лотереями, боями на кулаках, цыганами-гадалками, кукольным театром “Петрушка”, дрессированными животными. В палатках продавали разнообразные угощения. Главным персонажем праздника был балаганный дед, шутки которого слышал каждый.
До середины XIX века елка была “развлечением царской семьи и их приближенных”. Однако позднее в газетах появились статьи об этом событии, содержавшие советы по украшению елки и предложения о том, какие подарки можно преподнести детям. И вот к концу того же столетия это торжество стало более распространенным, оно стало доступным для всех.
Говоря о праздничном столе, в 1880-х годах мандарины получили широкое распространение в качестве новогоднего лакомства. И в 1894 году было зафиксировано первое письменное упоминание о салате “Оливье”. На столах обязательно были фрукты, икра, шампанское и коньяк.
Перед праздником горожане сновали по магазинам и торговым рядам - если условно назвать так крупные универмаги, такие как Пассаж на Невском проспекте и Гостиный двор в Петербурге - то они были переполнены.
В Петербурге главная елочная ярмарка располагалась на Александрийской площади (сейчас - площадь Островского). Здесь можно было найти елки на любой вкус, однако покупатели сетовали: три рубля за самое простое деревце казались значительной суммой. Впрочем, существовал один способ сэкономить: следовало прийти в самый канун праздника - продавцы с радостью продавали залежавшийся товар за десять копеек.
Рождественскую елку, разумеется, необходимо было нарядить. Стеклянные елочные игрушки стоили очень дорого, поэтому чаще всего новогоднее дерево украшалось сластями, конфетами, яблоками, орехами и бумажными гирляндами и игрушками из картона.
Разумеется, никаких электрических лампочек на этих елках не было - к тому времени уже было изобретено электричество, однако стоимость гирлянды была слишком высока. Вместо этого на елку крепили свечи, однако это создавало пожароопасную ситуацию.
В 50-е годы XIX века елки продавались в нескольких известных кондитерских Санкт-Петербурга. Они стояли в кадках, покрытых золотом, и были украшены белоснежными фигурками из сахара и шоколадными конфетами, изготовленными лучшими кондитерами. Орехи и печенья в форме птиц и ангелов были завернуты в бумагу золотого и серебряного цветов, на ветках крепились изящные свечи, а на верхушке - сахарная “Вифлеемская” звезда. Такая красота стоила безумных денег - до 200 рублей! - но спрос на нее от этого никак не менялся.
В середине XIX века, когда традиция наряжать новогоднюю елку получила широкое распространение, на заводе князя Меншикова стали производить елочные бусы. С 80-х годов этим ремеслом стали заниматься местные крестьяне. Они приобретали стеклянные трубки на заводе и плавили стекло на самодельных горелках - кружках, наполненных паклей и пропитанных керосином.
Из-за низкой температуры стеклянные изделия получались толстыми, и гирлянды выходили довольно тяжелыми. Несмотря на этот недостаток, яркие и грохочущие, как камни, украшения пользовались большим успехом, поскольку были недорогими и весьма прочными.
К концу XIX века из Германии в Россию стали ввозить промышленные заготовки для украшений на елку. Очень популярными были игрушки, склеивавшиеся из выпуклых половин тонированного картона и затем раскрашивавшиеся вручную. Особым спросом пользовались маленькие набитые ватой мешочки из атласа в форме птиц, к которым пришивались кружевные «крылья» и «глазки» из бусинок, или фигурки людей, одежда которых делалась из бумаги или шелка и украшалась стеклянными бусинами.
Знаменитые шары для елки, напоминавшие о «райских яблоках» грехопадения, также пришли к нам из Германии. Первые подобные игрушки отечественного производства начали изготавливать только в начале ХХ века.
В конце XIX и начале ХХ веков среди жителей Санкт-Петербурга появилась традиция отмечать Рождество и Сочельник в кругу семьи, а Новый год праздновать в ресторанах. Представители высшего общества Санкт-Петербурга предпочитали праздновать в таких заведениях, как “Кюба”, располагавшийся на Большой Морской, и “Медведь”, находившийся на Большой Конюшенной. Люди со скромными доходами предпочитали отмечать праздник в “Дононе”.
Однако наиболее популярным и модным местом был ресторан “Контан”, располагавшийся на набережной реки Мойка. В то время шампанское на Новый год еще не подавали в том виде, в каком оно известно сегодня. Вместо этого, большой популярностью пользовался так называемый “жженый” напиток, напоминающий пунш.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: