Фильм 1990г. «Царская охота» по одноимённой пьесе Леонида Зорина вызывает интерес и сегодня. Конечно, своей исторической составляющей, прежде всего. Личности самозванной княжны Таракановой и графа Алексея Орлова всегда привлекали внимание. А в исполнении Анны Самохиной и Николая Еременко они и вовсе ярки и харизматичны.
Особой похвалы в этом фильме достойны костюмы. Они очень достоверно передают «век золотой Екатерины». Недаром художник по костюмам Лариса Конникова получила за свою работу в этом фильме приз киноакадемии «Ника».
Однако «Царская охота» – это вовсе не хроника исторических событий. Это красивая и волнующая фантазия на вечную тему любви и предательства. Вообще, ситуация нравственного выбора определяет этот сюжет.
Как вы помните, граф Алексей Орлов получает задание от самой императрицы Екатерины Великой – обезвредить дерзкую самозванку, возомнившую себя наследницей русского престола. Выбрать способ выполнения этого задания предстоит самому Орлову. И он, признанный ловелас, выбирает беспроигрышный путь соблазнения. В пути этом ему очень приятно. Ведь объект – весьма соблазнителен, да что там – неимоверно прекрасен!
Между будущим фаворитом (а Алексея Орлова после успешного выполнения задания ждут особые милости императрицы, которую бесподобно играет Светлана Крючкова) и нынешней самозванкой разгорается нешуточная страсть. Кстати, показанная на экране с обезоруживающей откровенностью, но без пошлой детализации.
Во многих отзывах, рецензиях на «Царскую охоту» приходилось читать, что, мол, сама виновата эта самозванка. Нечего было в опасную игру ввязываться, тем более нечего было влюбляться в не менее опасного Орлова. Поделом ей, в общем…
Я же придерживаюсь иного мнения. Когда смотрю этот фильм, мне до слез жаль эту самую незадачливую княжну Тараканову. Наверное, потому что в фильме она показана не политической авантюристкой, а просто одинокой, жаждущей любви женщиной. Несмотря на рой поклонников, она, скорее всего, ждала того самого, настоящего. И вот когда он, наконец, появился, совершенно потеряла голову. И, наверное, совсем не задумывалась о возможных последствиях. А они слишком печальны, чтоб насмехаться и упрекать в чем-либо несчастную самозванку….
Что же касается коварного соблазнителя и бессовестного обманщика, графа Алексея Орлова, то он вышел и вовсе фигурой неоднозначной. Как и всякий предатель, он вызывает, конечно, праведное презрение. Но как не учитывать мотивацию его поступка? Ведь он присягал Ее Величеству и не может пренебречь своей секретной миссией. И вместе с тем нравственный выбор Орлова угнетает. А более того мучает совесть после свершившегося более чем некрасивого поступка по отношению к Елизавете Таракановой. А еще усугубляет ситуацию тот факт, что сам Орлов оказывается всего лишь вещью, красивой игрушкой для услад любвеобильной императрицы.
Непростое моральное состояние Алексея Орлова после всех случившихся с ним событий очень точно передается символической сценой в конюшне. Помните, когда граф говорит, что конь в отличие от человека благороден и приказывает устроить банкет для лошадей?
Очень грустный фильм. Но и очень красивый. Пересматривать его и сегодня – вовсе не пустое занятие.
А что вы думаете об этом, дорогие читатели?
Пишите в комментариях.
*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки