Сегодня мы разбираем фильм французского режиссера Габриэля Ноэ «Вихрь» 2021 г.
Картина затрагивает тему старения и деменции, поднимающая глобальные вопросы судеб стареющих людей с когнитивными расстройствами.
Первая сцена показывает счастливую супружескую пару в возрасте, пьющую вино вечером в маленьком придомовом садике. Но уже следующие сцены погружают зрителя в быт главных героев, который не столь идилличен.
Эль и Луи живут в очень захламленной квартире, причем не мусором, а бесчисленными книгами, журналами, рукописями. По мере продвижения сюжета становится ясно, что главные герои – пара интеллектуалов, женщина – доктор психиатрии, а ее муж – киновед и писатель. Эти издания и бумаги связаны с их работой, и, по словам мужчины, имеют для них определенную ценность и якобы навевают воспоминания. Однако вместе с этим, супругам приходится передвигаться узкими коридорами в небольшой квартире, что небезопасно для людей в пожилом возрасте. Кроме того, большое количество предметов рассеивает внимание и мешает сосредоточению, что усугубляет и без того тяжелое состояние главной героини.
«Идеальная обстановка для пожилого человека – это минимализм. Убедить расстаться с привычными вещами, которые составляет для них стабильную повседневную картину мира, очень сложно, но можно найти компромисс, – отмечает старший преподаватель симцентра Екатерина Хрущева. – Например, уговорить рассортировать эти вещи, разложить их в каком-либо порядке, чтобы хоть немного освободить пространство».
В картине показано, что когнитивное расстройство есть только у Эль, но Луи в силу привычек и свойственной пожилым людям низкой толерантности к переменам, противится малейшему привнесению изменений в свою жизнь, несмотря на недуг жены. Наступившую беду он старается игнорировать, затягивает по возможности даже с визитами к врачу, хотя и не отрицает проблемы.
В начале режиссер знакомит зрителей с проявлением расстройств у героини. Буквально после пробуждения и утренней гигиены она тихонько выходит на улицу и блуждает по знакомым местам, бесцельно заходя в лавочки, но при этом видно, что это не простая утренняя прогулка – она дезориентирована и растеряна. Блуждание – это частый симптом деменции, сопряженный с опасностью для пожилого человека, так как он может пытаться перейти дорогу в неположенном месте, потеряться или стать жертвой преступления. К счастью, Эль заходит в бакалею, куда Луи звонит и узнав, что она там, прибегает за ней, даже трогательно покупает ей букет цветов.
Луи выговаривает жене за незапланированный выход, напоминает, что это опасный район, однако разговор сильно расстраивает Эль. Здесь важно помнить, что при общении с людьми с деменцией, в том числе с болезнью Альцгеймера, бесполезно пытаться взвывать к здравомыслию, повышать голос, жестко критиковать их. Кроме стресса результата не будет.
«Важно совершать ежедневные прогулки в сопровождении родственника или помощника по уходу», – отмечает врач-методист Научно-практического геронтопсихиатрического центра Алиса Готина.
Эль принимает лекарственные препараты, причем не исключено, что она сама, будучи психиатром, позаботилась о себе заранее, при первых признаках расстройства. Однако хранятся лекарства супругов в квартире вперемешку на столе, чего быть не должно, они должны лежать в недоступном для человека с деменцией месте. Женщина регулярно делает микстуры из различных препаратов, не показано пьет она их или нет, но вероятность передозировки и смертельного отравления в такой ситуации чрезвычайно высока. В конце она и вовсе смывает все таблетки в унитаз по известной только ей причине.
Такой же свободный доступ Эль имеет и к деньгам, которые она достает из кошелька и перепрятывает их в «надежное» место. Это также частый симптом болезни Альцгеймера, страх, что их обворуют часто заставляет людей перепрятывать деньги, драгоценности, а затем они забывают о совершенных действиях и могут начать обвинять в краже окружающих.
В целом из картины видно, что большую часть времени женщина предоставлена самой себе. Ее супруг пытается завершить последний труд своей жизни, а она бесцельно блуждает по квартире, делая какие-то записи по привычке в рабочей тетради и перекладывая бумаги. Их сын Стефан также не может заботиться о матери постоянно, причем Луи не настаивает на этом, говоря о том, что у него есть своя жизнь и маленький ребенок, также нуждающийся во внимании. В какой-то момент Стефану удается отыскать место в геронтоцентре для супружеской пары, причем он говорит об этом, как о редкой удаче. Тем не менее, его отец отказывается от предложения, в силу нежелания кардинальных перемен в своей жизни, что по-человечески трудно осуждать, однако очень скоро он сталкивается с последствиями.
Попытки Эль чем-то себя занять приводят к печальному результату – в процессе «уборки» она случайно уничтожает все рукописи Луи, вызвав у того сильнейший стресс.
Когда после этого у Луи случается приступ, Эль смогла позвонить сыну, поскольку стикер с его номером находится на видном месте, что правильно.
После смерти Луи к Эль начинает приходить помощник по уходу, который оказывает ей помощь по дому и сообщает, что скоро она переедет в геронтоцентр. Но этому не суждено произойти – Эль тихо уходит из жизни в собственной постели.
«Вихрь» –драма, которая не тонко намекает, а бьет зрителя лбом в проблему стареющих социумов – есть ли в них возможности для благополучной старости, можно ли рассчитывать на чью-то помощь, кроме своих самых близких, как люди могут позаботиться о себе сами и как получить поддержку от государства. При этом исчерпывающих ответов картина не дает. В фильме Стефан занимается нелегальной деятельностью, но режиссер словно намекает, что если бы он заменил его добропорядочным честным тружеником, то это не поменяет суть проблемы. Можно вспомнить, с каким трудом в предыдущих рассматриваемых картинах («Отец», «Мед в голове», «Время года зима») люди пытались в одиночку или вдвоем совместить работу, заботу о детях и родителях. Тем более, что совсем уж безразличным отношение Стефана к родителям назвать нельзя – он добр с матерью и уговаривает отца ходить по врачам, но финансово он помочь им не может из-за своих пагубных привычек.
Вопрос о переезде пожилых людей здесь показан не только с эмоциональной, но и с социальной стороны – эта возможность есть далеко не у всех, поскольку страны с высокой продолжительностью жизни уже столкнулись с проблемой нехватки таких заведений. В России, как и в Европе увеличивается продолжительность жизни, причем за последние годы значительно выросло число долгожителей. Запрос общества будет на достойный, качественный и профессиональный уход в геронтоцентрах, на комфортное будущее для себя и близких будет только усиливаться. Поэтому важно многосторонне отвечать на этот вызов, в том числе и развивая систему подготовки и повышения квалификации кадров в сфере ухода.