Найти тему
Ехать можно!

Со времён Ивана Грозного. О чём молчит Казанский собор. Тайны, загадки, легенды и домыслы

Оглавление

Это один из главных символов Санкт-Петербурга, история его начинается задолго до основания города, его уникальная архитектура никого не оставляет равнодушным, а вживую это величественное здание впечатляет намного больше, чем на любой фотографии. Вокруг этого места ходит столько самых разных легенд и мифов, что я просто обязан был рассказать вам его историю.

Начнём с самого начала.

Предыстория: обретение иконы

Сам собор для хранения списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери был построен в 1801-1811 году. Но тайны и загадки с ним связанные начинаются задолго до этого, и отправляют нас в далёкие времена Ивана Грозного. Считается, что именно тогда, в 1579 году эта чудотворная икона впервые явилась русскому народу.

Впрочем, точно ли тогда и точно ли впервые, сказать наверняка нельзя. История её обретения такова.

После жуткого пожара в Казани одной тамошней девочке во сне явилась Богоматерь и указала место, где сокрыта её икона. То ли девочка была ленива и не сразу послушалась Богородицу, то ли взрослые ей поначалу просто не поверили, но, так или иначе, лишь с третьей попытки они с мамой пошли и действительно нашли эту икону. Причем её буквально откопали на пепелище, именно там, где и было указано свыше. Вероятно, она была спрятана ранее кем-то из местных во время гонений на христиан и на веру.

Казанская икона Пресвятой Богородицы
Казанская икона Пресвятой Богородицы

Найденная икона была совсем небольшая, не более 10 сантиметров. Но это как раз тот случай, когда дело совсем не в размерах. После обретения иконы начались чудеса, связанные с исцелениями больных, икона буквально вытаскивала людей с того света! С чудесной иконы было сделаны несколько списков, то есть её копий. Два списка были отправлены в Москву. Одна из них была выставлена на Красной площади и позже была похищена, а вторая оказалась в Кремле. Именно с этой иконой, кстати, в 1612 году Минин и Пожарский шли освобождать Москву от поляков.

Как икона попала в Питер

А с 1613 года в России появляется новая царская династия Романовых, и со времён Михаила Фёдоровича эта икона становится их фамильной иконой. Поэтому Пётр I, когда основал Санкт-Петербург, то перевёз образ в новую столицу.

Несколько позже, при Анне Иоанновне, под икону была построена небольшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Но к началу XIX века эта наполовину деревянная церквушка уже сильно обветшала и необходимо было её перестроить.

Копия собора святого Петра?

Собственно с этого момента и начинается история самого Казанского собора.

Собор святого Петра
Собор святого Петра

Павел I во время своего посещения Ватикана был очарован творениями итальянских архитекторов. Особенно впечатлил его собор святого Петра в Риме, и когда встал вопрос о возведении нового собора в Санкт-Петербурге, император приказал взять за образец именно его. Что вполне логично, ведь Россия после падения Византии стала центром православия, поэтому именно Россию и стали считать новой Византией, а ее столицу — третьим Римом, после самого Рима и Константинополя.

И, кстати, Казанский собор действительно очень похож на собор святого Петра, правда, там колоннада почти замыкает площадь в круг, а у нас она как бы раскрыта к Невскому проспекту, и украшает собой именно Невский проспект.

Загадка архитектора

Создавался собор по проекту Андрея Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова. Это был очень талантливый юноша, который с детства любил рисовать, рисовал он везде, где была возможность, буквально на каждом клочке бумаги. Художества эти каким-то образом дошли до Строганова, и чем-то очень понравились графу. А может просто шустрый мальчишка пришёлся графу по душе.

Андрей Воронихин
Андрей Воронихин

Бытует мнение, что Воронихин был внебрачным сыном графа Строганова. Кто-то даже высказывался о не совсем платонической любви графа к смазливому молодому человеку. Не знаю и не буду ничего утверждать наверняка. Достоверных доказательств ни той, ни другой версии я не нашёл. Более правдоподобной выглядит версия, согласно которой Строганов просто хотел остаться в истории благодаря талантам своего воспитанника.

Как бы там ни было, Строганов стал ему покровительствовать и даже отправил его учиться сначала в иконописную мастерскую Гаврилы Юшкова на Урале, потом в Москву, а затем и вовсе за границу, во Францию и Швейцарию. После учёбы, набравшийся передовых идей архитектор, много и плодотворно работал в Санкт-Петербурге. И именно ему было поручено строительство собора.

Почему собор стоит боком

Глядя на величественную колоннаду, многие даже и не замечают, что на самом деле собор стоит к Невскому проспекту боком, а вовсе не парадным входом.

Величественный фасад собора должен был стать одним из главных украшений Невского проспекта, но тут перед архитектором возникла проблема. Невский идёт с запада на восток. Если главный вход собора будет выходить на него, то сам храм будет располагаться с севера на юг, что по церковным канонам неправильно, так как алтарь должен быть на востоке. Получалось, что нужно нарушить либо одно из правил, либо другое.

Вид на Казанский собор со стороны Невского проспекта. Не совсем удачное фото, мы смотрим на собор с севера на юг, словно географическую карту перевернули вверх ногами, восток получается справа, а запад слева. Тем не менее, хорошо видно, что собор расположен боком к главной магистрали города. Алтарь (восточная сторона) находится за колоннадой слева, со стороны канала Грибоедова, а главный вход в храм (западная сторона) - справа, со стороны Казанской улицы.
Вид на Казанский собор со стороны Невского проспекта. Не совсем удачное фото, мы смотрим на собор с севера на юг, словно географическую карту перевернули вверх ногами, восток получается справа, а запад слева. Тем не менее, хорошо видно, что собор расположен боком к главной магистрали города. Алтарь (восточная сторона) находится за колоннадой слева, со стороны канала Грибоедова, а главный вход в храм (западная сторона) - справа, со стороны Казанской улицы.

Воронихин нашёл очень простое и элегантное решение. Собор стоит боком к Невскому проспекту, но нам с вами кажется обратное.

Такую иллюзию создаёт колоннада, пристроенная не к главному, а к боковому, правому входу. Если зайти внутрь через него, как обычно и входят все туристы, то алтарь будет слева, на востоке, как ему и положено. Главный вход в собор расположен со стороны Казанской улицы, то есть с запада, но обычные туристы входят с севера, с Невского. И, если посмотреть на крест, венчающий купол собора, то он тоже согласно церковным канонам повёрнут на восток.

Масштабы поражают, хищения тоже

Собор, безусловно, получился на славу, монументальным и величественным. Внешне он действительно напоминает знаменитый собор Святого Петра в Риме. Казанский собор на то время был одним из самых крупных храмов во всей России. Впрочем, назвать его маленьким и сейчас ни у кого язык не повернётся, это действительно настоящий колосс и украшение города:

  • Высота собора от фундамента до вершины 71,5 метра. Это высота 25-ти этажного дома.
  • Диаметр купола 17 метров.
  • Внутренние поверхности собора расписаны в стиле мастеров эпохи Ренессанса. Над ними трудились многие известные художники, говорят, что тут отметился даже Карл Брюллов.
Казанский собор внутри
Казанский собор внутри

За десять лет на строительство храма была потрачена просто фантастическая по тем временам сумма, почти 4,7 миллиона рублей. Хотя изначально на возведение Казанского собора было запланировано почти в два раза меньше денег. 2 843 434 рубля - именно такая сумма значилась в одобренной императором смете.

Загадка тут вполне обычная для России – то ли считали так плохо, то ли воровали так хорошо. А если ещё вспомнить, что многое из того, что по проекту должно было быть , но так и не было построено, то становится вообще грустно. Ничего не меняется, как точно сказал М .Е. Салтыков-Щедрин: «Разбудите меня через 100 лет..», ну, дальше вы всё знаете сами.

Удивительный материал

Построен собор из пудостского камня. Это особый камень, добываемый под Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Пудость.

Казанский собор с нетуристического ракурса
Казанский собор с нетуристического ракурса

Изначально камень достаточно мягкий, при обработке его можно, буквально как масло резать ножом, но со временем на воздухе он затвердевает. А ещё он меняет свой цвет в зависимости от освещения. В пасмурный день он такой же серенький, как питерское небо, а когда выглядывает солнце, камень становится золотистым.

Колоннада, которой нет

Строительство храма велось 10 лет, и по задумке архитектора собор должен был быть ещё роскошней и ещё больше. Но, как это часто бывает, далеко не всё из задуманного удалось осуществить.

Таким должен быть Казанский собор по плану
Таким должен быть Казанский собор по плану

С севера Казанский собор украшает величественная колоннада, состоящая из 96 колонн, каждая из них весит по 30 тонн. Но по проекту, собор планировалось украсить такой колоннадой с двух сторон – не только северной, но и южной. Храм должен был стать центральной частью своеобразных «песочных часов», полностью занимавших всё пространство между каналом Грибоедова и нынешней Казанской улицей.

Некоторые исследователи считают, что «песочные часы» появились не просто так: они являются важным масонским символом, а сам Воронихин, равно как и его покровитель граф Александр Строганов, были довольно известными масонами. К этой теме я ещё вернусь чуть ниже.
Колоннада Казанского собора
Колоннада Казанского собора

Кстати, о колоннах. Мало кто знает, но для внутреннего убранства собора была изготовлена ещё одна дополнительная колонна. Сделали её на всякий случай, «про запас», вдруг что-то повредится при транспортировке или установке. К счастью, колонна не пригодилась. В 1847 году эту запасную колонну, немного изменив, установили в саду Академии художеств на Васильевском Острове, где она благополучно стоит и по сей день.

Когда прилетят архангелы

Если внимательно посмотреть, то можно заметить ещё одну деталь. По бокам колоннады расположены два пустых пьедестала. Определённо здесь что-то должно быть, чего-то явно не хватает. И да, раньше здесь действительно стояли гипсовые скульптуры архангелов Михаила и Гавриила, которые со временем должны были быть заменены на бронзовые. В 1824 году гипсовые фигуры демонтировали, но бронзовые изваяния на их месте так и не появились, с тех самых пор тумбы стоят пустые.

Пустой постамент
Пустой постамент

В городе есть легенда, что архангелы прилетят на свои места, когда в городе появится толковый градоначальник. Но пока они так и стоят пустые.

Сорок пудов трофейного серебра

Центральный иконостас, спроектированный Воронихиным для Казанского собора, так и не был создан. Поначалу обходились времянками (напомню, что речь идёт о ГЛАВНОМ иконостасе!). Постоянный иконостас появился в храме лишь в 1836 году, спустя четверть века после завершения строительства. Он был отлит из чистейшего листового серебра, был действительно роскошен и имел весьма интересную историю.

Серебряный иконостас. Красивый, но это новодел.
Серебряный иконостас. Красивый, но это новодел.

Серебро это было отбито у французов донскими казаками атамана Платова. Именно благодаря им 40 пудов (или 655 килограмм) чистейшего серебра вернулись на родину. Всё это было похищено солдатами Наполеона из русских церквей во время Отечественной войны 1812 года. Возможно, в том числе и благодаря этому, Казанский собор впоследствии был объявлен храмом русской воинской славы.

В советское время оригинальный серебряный иконостас был утерян.

С кем осталось сердце Кутузова

А во время самой войны с Наполеоном собор стал местом, куда свозились все военные трофеи, ключи от взятых городов и флаги побеждённого противника. И именно здесь в 1813 году был захоронен полководец Михаил Кутузов.

Тут тоже не обошлось без загадок. Сразу после погребения поползли упорные слухи, что там покоится только тело великого военачальника, а сердце, согласно его последней воле, захоронено на кладбище Тиллендорф в Пруссии, где генерал-фельдмаршал неожиданно скончался. Якобы, умирая, обращаясь к своим солдатам, он сказал, что сердце его остается с ними.

Памятник Михаилу Кутузову
Памятник Михаилу Кутузову

В 1933 году, чтобы положить конец всем этим слухам, специальная комиссия вскрыла могилу Кутузова. Вот выписка из официального акта: «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов... слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце». То есть, сердце действительно было изъято из тела, и не просто изъято, а с ним проводились какие-то манипуляции.

Получается, что слухи эти не лишены оснований. Есть мнение, что церковники просто отказались хоронить в храме тело без сердца, поэтому пришлось извлечь уже погребенное сердце полководца и доставить в Петербург вместе с телом.

Масонские символы

Ходит легенда, что Казанский собор являлся настоящим оплотом масонов. Ведь даже прямо на фронтоне находится, казалось бы, самое что ни на есть прямое тому доказательство – масонский символ в виде сияющего в золотых лучах треугольника. А внутри собора над некоторыми иконами также можно увидеть всевидящее око, вписанное в масонский треугольник, такое же, как на долларе.

Если вспомнить, что граф Строганов, покровитель архитектора Воронихина, действительно был главой российских масонов, то, наверняка, без его влияния на проект собора здесь точно не обошлось. А так как граф по совместительству являлся ещё и президентом Академии художеств, то неудивительно, что подобные архитектурные решения в те времена были весьма распространены.

На самом деле, все эти изображения в данном случае никак не связаны ни с каббалой, ни с масонством. Вот что они символизируют: равносторонний треугольник – совершенное триединое Божество, глаз – всевидящее Провидение, а сияние – неприступная слава. После войны 1812 года эти знаки довольно часто использовались на орденах и медалях.

Перемещения во времени Патерсена

В Пушкинском музее хранится рисунок шведа Бенжамина Патерсена, с изображением Казанского собора. Он датируется 1800 годом, но собор-то, как мы знаем, строили с 1801 по 1811 год. Просто невероятно!

Рисунок Патерсона, датируемый 1800 годом
Рисунок Патерсона, датируемый 1800 годом

Официальные историки утверждают, что рисунок был сделан ещё до строительства собора на основе его проекта. Но, даже если допустить, что художник каким-то образом видел проект собора и сделал свой рисунок по нему, то как объяснить все остальное, что есть на этом рисунке? На мой взгляд, ну никак не мог Патерсен сделать свой рисунок и так точно передать и образ самого собора, и окружающую атмосферу в 1800 году. Как бы там ни было, но что-то тут не так. Возможно ошибка в дате, а, может быть, художник действительно совершил путешествие во времени и пространстве?

Как икона спасла город

И, возвращаясь к той самой казанской иконе, для которой и был построен храм. Тот самый список, который считается чудотворным, до сих пор находится здесь. И это единственная святыня в городе, которая официально признана синодом чудотворной.

Купол Казанского собора
Купол Казанского собора

Говорят, что именно эту икону в советское время в тяжёлые годы блокады выносили из храма и облетали с ней вокруг Ленинграда. Можно по разному относиться к этому факту, но, как бы там ни было, после этого в январе 1944 года блокада была снята.

Замыкая круг истории

В советское время Казанский собор как культовое сооружение был закрыт. То ли по иронии судьбы, то ли в силу особо цинизма большевиков, в 1932 году в здании обосновался музей истории религии и атеизма. А чудотворная икона, поскитавшись по нескольким храмам тогдашнего Ленинграда, переехала на новое место жительства в Князь-Владимирский собор.

Крест Казанского собора
Крест Казанского собора

Вернулся Казанский собор в лоно церкви лишь с концом советской власти. Первая служба состоялась 4 ноября 1990 года, как раз на праздник Казанской иконы Божией Матери. 30 апреля 1994 года на купол храма вернулся православный крест, но только в 2000 году собор был окончательно возвращён церкви и получил статус кафедрального. А саму чудотворную икону, с которой и началась наша сегодняшняя история, вернули в храм лишь в 2001 году.

Такие вот круги истории.

Хотите знать ещё больше интересного? Самый лучший способ полностью погрузиться в атмосферу города - это авторские экскурсии с гидом-инсайдером, который проведёт вас по самым интересным и самым неожиданным местам, и покажет все секретные локации города.

Если вам есть, что добавить (а я точно знаю, что есть) - милости прошу в комментарии. Будет очень интересно почитать ваши истории.

Нашим читателям также понравилось:

#казанскийсобор #санктпетербург #питерчтопосмотреть #питерскиеистории #тайныизагадки

Изображения: фотосток Яндекс.Картинки