Так в 30-е годы называли последовательниц «стахановского движения» в текстильной промышленности, инициаторами которого выступили ткачихи фабрики имени Ногина из г. Вичуги Ивановской области, однофамилицы Виноградовы: Евдокия Викторовна и Мария Ивановна. «Дуся» и «Маруся» в 1935 году установили сначала всесоюзный, а затем и мировой рекорд производительности труда – они стали обслуживать одновременно 70 станков. Спустя 3 года Виноградовы освоили участок в 284 станка.
У ткачих-рекордсменов зарплаты доходили до 1200 руб. в месяц. Желающих работать по «виноградовскому методу» было хоть отбавляй, но на некоторых фабриках был настоящий саботаж инициатив со стороны руководства, которое не хотело создавать условия для более производительной работы.
В современной коммерческой генеалогии тоже есть свои «многостаночники» - они могут заказывать на просмотр за сутки по 10, а то и более дел. Благо возможности позволяют. Во-первых, архив разрешает, а во-вторых – клиент по ту сторону телефона оплатит всё! Поэтому многие имеют возможность лицезреть такие «чудо-горы», стопки книг внушительных, на столах. Такие дела – не тонюсенькие тетрадки толщиной в 20-30 листов, а просто огромные фолианты: ревизские сказки и метрические книги по 500 и более листов.
Разрешили «платную выдачу дел» и сразу же на столе у исследователей появились груды дел! Бери сколько влезет!
Что стоит за подобной массовостью, и куда в итоге может привести «вал по плану и план по валу» (выражение Юлия Цезаревича Камнеедова из знаменитого советского фильма 1980 года «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких)?
Какие проблемы порождает этот «вал»?
****
Собственно, ничего плохого в том, что кто-то выполняет или даже перевыполняет план, нет. Как говорится – на здоровье (точнее, было бы само здоровье)!
Дело в другом.
Безусловно, мы живём в быстро меняющемся современном мире, где мерилом являются деньги – быстрее, скорее, ещё быстрее и деньги-деньги-деньги (как бы побольше заработать при меньшей нагрузке). Вот что, собственно, двигает современным человеком.
Генеалогия для этого подходит как нельзя лучше. Методика поиска информации (т.е. работа с основными источниками) – донельзя простая. Уже даже просто самый ленивый школьник и тот сейчас знает, где надо искать метрики и ревизии. Этого вполне достаточно, чтобы заявить «я готов(-а) найти ваших предков».
Это – хорошо. Население занято по обе стороны процесса. Архивы «забиты под завязку»
А как с качеством?
Уверен, что многие наблюдали интересную картину. Сидит человек, перед ним гора метрик или ревизий, а время, которое он затратил на пролистывание – совсем ничтожно. Т.е., не понятно, смотрел ли он дела или так, просто бегло пролистал для проформы. Ну, нельзя, просто нереально за такой короткий срок что-то найти! Если внимательно что-либо искать, то методичное пролистывание одной метрики занимает у подготовленного человека минут 20 (если очень поверхностно, то 10 - 15). В итоге, гора дел исчезает за полчаса! Реально ли подобное?
Конечно, механизм просмотра у всех различен, но в принципе похож – глаза скользят по тексту сверху вниз и выхватывают нужное имя или фамилию. «Хорошие» ориентиры – малоупотребительные буквы (Ц, Ч, Х). «Плохие» – распространённые имена и фамилии. При сноровке, безусловно, можно и по-быстрому управиться.
А можно поступить и так: набрать с десяток дел, ничего не смотреть, просто отснять обложку и отослать клиенту с сообщением, мол, ничего не найдено. Проверять-то всё равно никто не станет.
На «нет» и суда нет! А заработок остался.