Найти тему

ИСТИНА ПРОСТА: НИКОГДА НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ В ПРЕЖНИЕ МЕСТА…

Наверняка, многие из вас знают это замечательное стихотворение Геннадия Шпаликова, прозвучавшее в фильме Николая Губенко «Подранки».

Не найти того, что ищем,

Ни тебе ни мне…

- Почему не найти? – спросит кто-то.

Потому, что мы не знаем, что ищем. Потому, что то, что мы ищем, уже давным-давно кануло в лету и его не вернуть.

Тогда что же мы ищем? И для чего?

Продолжаю ворошить улей…

«Скользких» моментов в генеалогии – хоть отбавляй. Куда ни плюнь, за что ни возьмись. Главное – не шлёпнуться. А всё потому, что это – работа с людьми по большей части. Характер, капризы… Ну и т.п. Психология, короче.

По мне, выражение «заказать генеалогию» звучит нелепо – как будто животное, собаку или кошку, покупаешь с родословной. В переводе на «рабочее-крестьянский язык» это означает, что чужой дядя или тётя за ТВОИ деньги будет ТЕБЕ ЗА ТЕБЯ искать ТВОИХ предков. Да 100 лет они им не нужны, твои-то – свои, как говориться, у многих в заброшенном состоянии. А ещё и не факт, что тебе в этом случае именно твоих найдут. Или не приукрасят где-нибудь, «белые пятна» замажут.

Нет, конечно, я изначально хорошо и с доверием отношусь к тем, кто за деньги выполняет свою работу. Безусловно, принцип презумпции невиновности присутствует. Речь пойдёт не об этом.

Само слово «заказать» - будто из 90-х, когда заказывали конкурентов или бандюгана какого-нибудь. Конечно, я всё понимаю – люди занятые, времени нет, да и далеко порой мотаться приходится. Отсюда и спрос. Я сам иногда, когда не могу или не хочу куда-то идти, прошу знакомых что-то где-то посмотреть. Естественно, за деньги. А что? Ничего тут криминального нет. Спрос – предложение. Услуга – деньги.

НОРМАЛЬНО!

Но тут встаёт проблема контингента. Так называемых «заказчиков» - тех, кто «музыку заказывает», деньги то есть платит. И они, естественно, разные. Одному не хватает 2 - 3 человек или вообще «ниточки». Какого-то звена в своей цепочке, чтоб это имеющееся у него соединить воедино. И он ищет, ищет… Он почти всё знает, многое прошёл и изведал, знает даже путь и не один, но не хватает совсем малости. И хочется ему решить прямо здесь и сейчас. Свербит. Такой считает каждую копейку. Порой жалуется на мизерную пенсию или небольшие доходы, но найти хочет, а платить кому-то на сторону – не очень. Торгуется за гроши и весь мозг вынесет. Это – так называемый «очкастый частный собственник». Вон он – бьётся за свою родословную.

Его «козырь», основа – интерес! Вот он – настоящий двигатель процесса.

А вот другому - подавай целую готовую книжку про род, уже в переплёте, красивой обёртке, в цвете, с картинками. Да ещё и с видеозаписью и разговорами бабушек из той местности. И главное - пусть это всё сделает кто-то другой. А я – оплачу расходы. «Синий воротничок» эдакий.

Вот где собака Сигизмунда Альтенштейга зарыта!

Надгробие пса Штуцеля, который во время Тридцатилетней войны носил депеши от своего хозяина, господина Вангенхайма
Надгробие пса Штуцеля, который во время Тридцатилетней войны носил депеши от своего хозяина, господина Вангенхайма

Помните, двое из ларца в мультике «Вовка в тридевятом царстве»:

- Вы, чего, и конфеты за меня есть будете?

ТОЧНО! Будут!

Так оно и есть. Конфеты-то, сладость вся, в данном случае и достанется чужому – тому, кто в архивной пыли копается, бумажки листает! Т. е. все самые «сладкие моменты» поиска, то, собственно, ради чего и стоит затевать этот процесс, достанется другому. А сам заказчик ничего не переживёт – обёртку только раскроет. Попыхтит от важности, полистает, деньги заплатит и на полку выбросит. Может, когда-нибудь и пригодиться! Нетерпение, горы пролистанных документов, разочарование, радость от неожиданной находки – всё-всё-всё получит другой человек.

ЗА ДЕНЬГИ!

В данном случае клиент «за свои кровные» отказывается от самого интересного.

ЗА СВОИ!

Помните, как у Ильфа и Петрова?

- Заметьте - свои сокровища! Свои!

- Мне неизвестно - чьи, а только ищут.

Кадр из фильма "Двенадцать стульев"
Кадр из фильма "Двенадцать стульев"

Ну да Бог с ними – чудаков, как известно, везде хватает и оправдание, как нам продемонстрировал в своё время доктор Геббельс, можно найти любому поступку. Ну, не хочет человек сам искать, НЕ ХОЧЕТ!

Конечно, нюансов здесь много – не может, не хочет и тому подобное. Чего, как говориться, обсуждать!

А тогда мы и подошли плавно к самому главному.

ЗАЧЕМ? Зачем человеку нужна родословная? ДЛЯ ЧЕГО? Вообще.

****

Безусловно, генеалогия не предмет первой необходимости. Это не квартира, не машина и не еда. Без неё можно обойтись прекрасно.

Человек, который «не в процессе» (т.е. сам не изведал и не понял), получает простой набор имен и дат. Людей, которых он в жизни никогда не видел и не увидит, и о которых ничего никогда не будет известно. Хорошо, если человек был на военной службе и сохранился послужной список или иной документ.

Я родился в семье, где память сохранялась от дедушки к внуку: моё третье поколение (бабушки и дедушки с обеих сторон) помнили своих дедушек и бабушек. Но, минуточку! А что, я собственно, оттуда помню.

«Дедушка был строгий, приезжал на телеге и кричал моей матери: - Настька! Отворяй ворота!» (это из рассказа моей бабушки). И фотография одна. И это – ВСЁ?

Да. Одно предложение. От силы два! И ничего более!

А другой дед, которого я просил рассказать о своих дедушках и бабушках, лишь в ответ махал рукой:

- Что ты, что ты! Никого не помню!

Ничего удивительного. Разве вы не находите?

Так что в итоге мы получаем?

Мы хотим сложить целый пазл жизни предков, но картину мы может представить, лишь читая художественную литературу или просматривая фильмы. Т.е. пользуемся чужим замыслом.

Если честно, то я думаю, что львиная масса (процентов 80) вообще не понимает, для чего им нужна родословная. Не въехали ещё и вряд ли въедут вообще. То есть они видят, что это – какой-то тренд, вокруг об этом говорят, пишут, тусуются. Короче, слышали гром. Поэтому «надо быть в тренде», как все. ОК. Мы тоже с Вами!

-4

Если люди хотят завести животного-друга, то они возьмут собаку с улицы – спасут чью-либо жизнь, нет надобности платить за то, что и так «кишмя кишит под ногами». Купить «с родословной» означают лишь понты, не более того! Выкинуть 50, а то и 100 тысяч просто какому-то заводчику, чтобы взять животное с бумажкой? В моём мозгу такой расклад не укладывается. Сразу скажу, что у меня собака из приюта и два кота с улицы. Поэтому, я снова задаюсь вопросом: а какова цель таких действий, если весь интерес достанется другому человеку?

В чём смысл?

В коммерции самый ценный клиент – который платит и молчит. Он заплатит почти без разговоров, сколько скажешь! На него такая реклама и рассчитана. Эти люди, как правило, ни на каких форумах не сидят и умных книг не читают. Да и некогда им. Такие пассажиры – это в большинстве своём чиновники высокого ранга или топ-менеджеры крупных компаний. Вот за ними и идёт охота. У этих людей мерило – деньги и имущество. У тебя, моего сослуживца есть, а я тоже хочу. «Шоб було». Раньше были машины, квартиры, дачи, а вот сейчас – вот «генеалогия» в ходу. «Все выпускникам Сколково – по родословному древу». В общем длиной члена меряются – у кого насколько больше. Тут так: получили – и забыли на долгие годы.

Ещё один тип, отдельный, но не менее ценный – это заграничный клиент. Тот, который уехал давно или недавно, и тоскует по Родине. Ностальгия по родным берёзкам его взяла, что больше не увидит, или могилу предков не посетит. И вообще, в чужой стране всё чужое – поэтому и хочется хоть чуточку того самого, прежнего мира. Вот тут исследователи под руку и попадаются. И хорош такой клиент во всём – потому, как за границей такая работа дорого оценивается, а у нас можно и подешевле. Зачастую специфику работы забугорный товарищ не понимает, а посему навешать ему разную «лапшу на уши» и чуточку задрать цену, сам Бог велел.

Прочитав сие, некоторые сразу же подумают: ну, рехнулся совсем человек. Завидно ему, вот и клевещет почём зря…

Нисколько. Я не против бизнеса. Что за вздор! Да продавайте, что хотите! Если есть спрос. Хоть без трусов ходите, хоть ведро на голову одевайте!

Главное, я – человек независимый. Т. е. не завишу ни от каких денег, ни от клиентов. Я нигде ничего не рекламирую, не предлагаю, а посему и потерять ничего не боюсь. Поэтому говорю и пишу, что хочу. Прямо, как чукча из анекдота – что вижу, о том пою. Мне важно «обсосать» проблему, докопаться до её начала, понять, что лежит в основе…

****

То, что на модной волне собственно генеалогия «зарастает лебедой», мусором, нынче видно уже не вооружённым взглядом. «Принцев много и на всех их не хватает». Т.е. богатая клиентура рано или поздно закончится. И что дальше?

А дальше вот что. Сняли сливки и трансформация. Перерождение. Подобное на самом деле происходит уже сейчас.

И придумают ведь что-то типа гештальт-генеалогии (прости Господи!). Мол, личностный родовой рост, общение с предками и т.п. В общем, дичь средневековая. Ну, а чем эта херня в таком случае отличается от спиритических сеансов, столь популярных в XVIII – XIX в.в. ?

Хотите поговорить с пра-пра-дедушкой? На здоровье. Сейчас устроим. Приезжайте в деревню, подходите к тому месту, где был дом, закрывайте глаза… Чувствуете? Вот уже образ рисуется, борода появилась… О! Ваш прадедушка тут… Можете общаться…

Не находите - чем-то это напоминает фильм голливудский «Привидение» 1990 года с Патриком Суэйзи и Деми Мур, где шарлатанка Ода Мэй Браун поначалу разводила доверчивых клиентов.

Кадр из фильма "Привидение" (1990)
Кадр из фильма "Привидение" (1990)

То, что психология получила большое распространение на Западе – не удивительно. В России что? Взял друга, бутылку, или в гости пришёл – и сиди за столом, горюйся. Вот тебе и психология. Вылил душу, как на исповеди, 500 грамм выпил и сразу полегчало. А почему в Америке не так? Да там протестанты потому что. Исповедь отменили, каяться некому стало. И мучаются потому люди, а пройдохи всякие момент уловили. Дураков-то везде хватает. Вот докторов-то и развелось.

Меня лично не надо «личностно выращивать». Я и без посторонней помощи прекрасно знаю свои сильные и слабые стороны. А вот многие почему-то думают, что какой-то дядя или тётя (в очках, конечно, с «профессорским видом») знают о тебе больше, чем ты сам. А от тебя, дурака-неуча, требуется совсем немного – заплатить им денег и они ото всего тебя вылечат. И тебя вылечат, и меня вылечат. Покажут тебе, неразумному, «путь к спасению» за весьма незначительное вознаграждение.

Ну, да Бог и с теми и с другими! Хотят компанию просто или тусовку – да на здоровье! У нас здесь и сейчас психология существует в виде различных онлайн сообществ, где 90% участников – женщины. Посмотрите и оцените сами.

Ничего я плохого не хочу сказать: нравится – ради всего святого!

Хоть дух Наполеона вызывайте.