Наверняка, многие из вас знают это замечательное стихотворение Геннадия Шпаликова, прозвучавшее в фильме Николая Губенко «Подранки».
Не найти того, что ищем,
Ни тебе ни мне…
- Почему не найти? – спросит кто-то.
Потому, что мы не знаем, что ищем. Потому, что то, что мы ищем, уже давным-давно кануло в лету и его не вернуть.
Тогда что же мы ищем? И для чего?
Продолжаю ворошить улей…
«Скользких» моментов в генеалогии – хоть отбавляй. Куда ни плюнь, за что ни возьмись. Главное – не шлёпнуться. А всё потому, что это – работа с людьми по большей части. Характер, капризы… Ну и т.п. Психология, короче.
По мне, выражение «заказать генеалогию» звучит нелепо – как будто животное, собаку или кошку, покупаешь с родословной. В переводе на «рабочее-крестьянский язык» это означает, что чужой дядя или тётя за ТВОИ деньги будет ТЕБЕ ЗА ТЕБЯ искать ТВОИХ предков. Да 100 лет они им не нужны, твои-то – свои, как говориться, у многих в заброшенном состоянии. А ещё и не факт, что тебе в этом случае именно твоих найдут. Или не приукрасят где-нибудь, «белые пятна» замажут.
Нет, конечно, я изначально хорошо и с доверием отношусь к тем, кто за деньги выполняет свою работу. Безусловно, принцип презумпции невиновности присутствует. Речь пойдёт не об этом.
Само слово «заказать» - будто из 90-х, когда заказывали конкурентов или бандюгана какого-нибудь. Конечно, я всё понимаю – люди занятые, времени нет, да и далеко порой мотаться приходится. Отсюда и спрос. Я сам иногда, когда не могу или не хочу куда-то идти, прошу знакомых что-то где-то посмотреть. Естественно, за деньги. А что? Ничего тут криминального нет. Спрос – предложение. Услуга – деньги.
НОРМАЛЬНО!
Но тут встаёт проблема контингента. Так называемых «заказчиков» - тех, кто «музыку заказывает», деньги то есть платит. И они, естественно, разные. Одному не хватает 2 - 3 человек или вообще «ниточки». Какого-то звена в своей цепочке, чтоб это имеющееся у него соединить воедино. И он ищет, ищет… Он почти всё знает, многое прошёл и изведал, знает даже путь и не один, но не хватает совсем малости. И хочется ему решить прямо здесь и сейчас. Свербит. Такой считает каждую копейку. Порой жалуется на мизерную пенсию или небольшие доходы, но найти хочет, а платить кому-то на сторону – не очень. Торгуется за гроши и весь мозг вынесет. Это – так называемый «очкастый частный собственник». Вон он – бьётся за свою родословную.
Его «козырь», основа – интерес! Вот он – настоящий двигатель процесса.
А вот другому - подавай целую готовую книжку про род, уже в переплёте, красивой обёртке, в цвете, с картинками. Да ещё и с видеозаписью и разговорами бабушек из той местности. И главное - пусть это всё сделает кто-то другой. А я – оплачу расходы. «Синий воротничок» эдакий.
Вот где собака Сигизмунда Альтенштейга зарыта!
Помните, двое из ларца в мультике «Вовка в тридевятом царстве»:
- Вы, чего, и конфеты за меня есть будете?
ТОЧНО! Будут!
Так оно и есть. Конфеты-то, сладость вся, в данном случае и достанется чужому – тому, кто в архивной пыли копается, бумажки листает! Т. е. все самые «сладкие моменты» поиска, то, собственно, ради чего и стоит затевать этот процесс, достанется другому. А сам заказчик ничего не переживёт – обёртку только раскроет. Попыхтит от важности, полистает, деньги заплатит и на полку выбросит. Может, когда-нибудь и пригодиться! Нетерпение, горы пролистанных документов, разочарование, радость от неожиданной находки – всё-всё-всё получит другой человек.
ЗА ДЕНЬГИ!
В данном случае клиент «за свои кровные» отказывается от самого интересного.
ЗА СВОИ!
Помните, как у Ильфа и Петрова?
- Заметьте - свои сокровища! Свои!
- Мне неизвестно - чьи, а только ищут.
Ну да Бог с ними – чудаков, как известно, везде хватает и оправдание, как нам продемонстрировал в своё время доктор Геббельс, можно найти любому поступку. Ну, не хочет человек сам искать, НЕ ХОЧЕТ!
Конечно, нюансов здесь много – не может, не хочет и тому подобное. Чего, как говориться, обсуждать!
А тогда мы и подошли плавно к самому главному.
ЗАЧЕМ? Зачем человеку нужна родословная? ДЛЯ ЧЕГО? Вообще.
****
Безусловно, генеалогия не предмет первой необходимости. Это не квартира, не машина и не еда. Без неё можно обойтись прекрасно.
Человек, который «не в процессе» (т.е. сам не изведал и не понял), получает простой набор имен и дат. Людей, которых он в жизни никогда не видел и не увидит, и о которых ничего никогда не будет известно. Хорошо, если человек был на военной службе и сохранился послужной список или иной документ.
Я родился в семье, где память сохранялась от дедушки к внуку: моё третье поколение (бабушки и дедушки с обеих сторон) помнили своих дедушек и бабушек. Но, минуточку! А что, я собственно, оттуда помню.
«Дедушка был строгий, приезжал на телеге и кричал моей матери: - Настька! Отворяй ворота!» (это из рассказа моей бабушки). И фотография одна. И это – ВСЁ?
Да. Одно предложение. От силы два! И ничего более!
А другой дед, которого я просил рассказать о своих дедушках и бабушках, лишь в ответ махал рукой:
- Что ты, что ты! Никого не помню!
Ничего удивительного. Разве вы не находите?
Так что в итоге мы получаем?
Мы хотим сложить целый пазл жизни предков, но картину мы может представить, лишь читая художественную литературу или просматривая фильмы. Т.е. пользуемся чужим замыслом.
Если честно, то я думаю, что львиная масса (процентов 80) вообще не понимает, для чего им нужна родословная. Не въехали ещё и вряд ли въедут вообще. То есть они видят, что это – какой-то тренд, вокруг об этом говорят, пишут, тусуются. Короче, слышали гром. Поэтому «надо быть в тренде», как все. ОК. Мы тоже с Вами!
Если люди хотят завести животного-друга, то они возьмут собаку с улицы – спасут чью-либо жизнь, нет надобности платить за то, что и так «кишмя кишит под ногами». Купить «с родословной» означают лишь понты, не более того! Выкинуть 50, а то и 100 тысяч просто какому-то заводчику, чтобы взять животное с бумажкой? В моём мозгу такой расклад не укладывается. Сразу скажу, что у меня собака из приюта и два кота с улицы. Поэтому, я снова задаюсь вопросом: а какова цель таких действий, если весь интерес достанется другому человеку?
В чём смысл?
В коммерции самый ценный клиент – который платит и молчит. Он заплатит почти без разговоров, сколько скажешь! На него такая реклама и рассчитана. Эти люди, как правило, ни на каких форумах не сидят и умных книг не читают. Да и некогда им. Такие пассажиры – это в большинстве своём чиновники высокого ранга или топ-менеджеры крупных компаний. Вот за ними и идёт охота. У этих людей мерило – деньги и имущество. У тебя, моего сослуживца есть, а я тоже хочу. «Шоб було». Раньше были машины, квартиры, дачи, а вот сейчас – вот «генеалогия» в ходу. «Все выпускникам Сколково – по родословному древу». В общем длиной члена меряются – у кого насколько больше. Тут так: получили – и забыли на долгие годы.
Ещё один тип, отдельный, но не менее ценный – это заграничный клиент. Тот, который уехал давно или недавно, и тоскует по Родине. Ностальгия по родным берёзкам его взяла, что больше не увидит, или могилу предков не посетит. И вообще, в чужой стране всё чужое – поэтому и хочется хоть чуточку того самого, прежнего мира. Вот тут исследователи под руку и попадаются. И хорош такой клиент во всём – потому, как за границей такая работа дорого оценивается, а у нас можно и подешевле. Зачастую специфику работы забугорный товарищ не понимает, а посему навешать ему разную «лапшу на уши» и чуточку задрать цену, сам Бог велел.
Прочитав сие, некоторые сразу же подумают: ну, рехнулся совсем человек. Завидно ему, вот и клевещет почём зря…
Нисколько. Я не против бизнеса. Что за вздор! Да продавайте, что хотите! Если есть спрос. Хоть без трусов ходите, хоть ведро на голову одевайте!
Главное, я – человек независимый. Т. е. не завишу ни от каких денег, ни от клиентов. Я нигде ничего не рекламирую, не предлагаю, а посему и потерять ничего не боюсь. Поэтому говорю и пишу, что хочу. Прямо, как чукча из анекдота – что вижу, о том пою. Мне важно «обсосать» проблему, докопаться до её начала, понять, что лежит в основе…
****
То, что на модной волне собственно генеалогия «зарастает лебедой», мусором, нынче видно уже не вооружённым взглядом. «Принцев много и на всех их не хватает». Т.е. богатая клиентура рано или поздно закончится. И что дальше?
А дальше вот что. Сняли сливки и трансформация. Перерождение. Подобное на самом деле происходит уже сейчас.
И придумают ведь что-то типа гештальт-генеалогии (прости Господи!). Мол, личностный родовой рост, общение с предками и т.п. В общем, дичь средневековая. Ну, а чем эта херня в таком случае отличается от спиритических сеансов, столь популярных в XVIII – XIX в.в. ?
Хотите поговорить с пра-пра-дедушкой? На здоровье. Сейчас устроим. Приезжайте в деревню, подходите к тому месту, где был дом, закрывайте глаза… Чувствуете? Вот уже образ рисуется, борода появилась… О! Ваш прадедушка тут… Можете общаться…
Не находите - чем-то это напоминает фильм голливудский «Привидение» 1990 года с Патриком Суэйзи и Деми Мур, где шарлатанка Ода Мэй Браун поначалу разводила доверчивых клиентов.
То, что психология получила большое распространение на Западе – не удивительно. В России что? Взял друга, бутылку, или в гости пришёл – и сиди за столом, горюйся. Вот тебе и психология. Вылил душу, как на исповеди, 500 грамм выпил и сразу полегчало. А почему в Америке не так? Да там протестанты потому что. Исповедь отменили, каяться некому стало. И мучаются потому люди, а пройдохи всякие момент уловили. Дураков-то везде хватает. Вот докторов-то и развелось.
Меня лично не надо «личностно выращивать». Я и без посторонней помощи прекрасно знаю свои сильные и слабые стороны. А вот многие почему-то думают, что какой-то дядя или тётя (в очках, конечно, с «профессорским видом») знают о тебе больше, чем ты сам. А от тебя, дурака-неуча, требуется совсем немного – заплатить им денег и они ото всего тебя вылечат. И тебя вылечат, и меня вылечат. Покажут тебе, неразумному, «путь к спасению» за весьма незначительное вознаграждение.
Ну, да Бог и с теми и с другими! Хотят компанию просто или тусовку – да на здоровье! У нас здесь и сейчас психология существует в виде различных онлайн сообществ, где 90% участников – женщины. Посмотрите и оцените сами.
Ничего я плохого не хочу сказать: нравится – ради всего святого!
Хоть дух Наполеона вызывайте.