Иностранные гости, посещавшие Советский Союз, поражались местным искусством, балетом и спортивными достижениями. Однако куда большее удивление и недоумение они испытывали относительно некоторых ограничений, существовавших в повседневной жизни страны!
Например, советское отношение к западной музыке и культуре, характеризуемое фразой из ленты 1949 года «Чужой голос» — «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст» — отражало глубокое неприятие властей к влиянию капиталистических государств.
Иностранные гости, например, Кристиан Диор, который посетил Москву в 1959 году, описывали свои впечатления о стране как о смеси восхищения ее культурой и историей и одновременного удивления тяжелыми условиями жизни советских граждан. Диор описывал СССР как страну с богатым прошлым и народом, который, несмотря на жесткие условия жизни, сохранял веру в будущее и свою миссию.
Советский человек жил в условиях ограничений свободы слова и действий, и многие из них принимали это как данность, полностью подчиняясь правилам и нормам, установленным властью. О каких правилах, нормах и запретах идет речь?
Запрет на брак с иностранцем
В СССР гражданам запрещалось заключать браки с иностранцами, особенно с жителями западных стран: такие союзы часто рассматривались как признак нелояльности к родине и потенциальной связи с иностранными разведками.
Женщины, которые решались на брак с иностранцами и переезд за границу, фактически теряли возможность вернуться в СССР, связь с иностранцем могла повлечь за собой уголовное преследование или даже принуждение к шпионажу.
Тема запрета на международные браки и сложностей, с которыми сталкивались советские граждане, отражена в сериале «Красная королева», где одна из главных героинь, советская модель, влюбляется в иностранца и мечтает выйти за него замуж.
Запрет на неформальную яркую одежду, необычный макияж
В советское время основной упор в легкой промышленности делался на создание одежды, которая была скорее функциональной и немаркой, чем модной или яркой.
Это соответствовало идеологии равенства и утилитарности, акцентируя внимание на труде и общественных обязанностях, а не на индивидуальности и самовыражении. В школьной среде строго контролировали внешний вид учеников, конечно, и до запрета на ношение макияжа.
Те, кто предпочитали более яркую и модную одежду, получили презрительное название «стиляги», часто сталкивались с осуждением со стороны общества и властей, даже могли подвергаться физическому воздействию от комсомольцев, которые могли портить их одежду или обрезать длинные волосы. Принадлежность к культуре стиляг могла иметь серьезные последствия, включая исключение из учебных заведений, пионерской и комсомольской организации, что ставило крест на перспективе вступления в партию, а, стало быть, и карьере.
Запрет на хранение иностранной валюты
В булгаковском романе «Мастер и Маргарита» ярко описан эпизод, где председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой становится объектом обвинения в хранении иностранной валюты.
Этот момент с Котом Бегемотом и Коровьевым в роли доносчиков символично отражает советскую действительность, где любой мог стать объектом внимания КГБ по доносу, часто от соседей. Владение иностранной валютой в те времена автоматически делало человека подозрительным в глазах властей, и приводило к обвинениям в шпионаже и предательстве родины.
«Запрет» на левшей
Большинство предметов и инструментов, включая станки и бытовые принадлежности, в прошлом были спроектированы исключительно для правшей. В школьных классах, где ученики писали чернилами, это создавало особые трудности для левшей: держа перо в левой руке, они часто размазывали чернила по бумаге собственным рукавом.
Левшам в те времена приходилось приспосабливаться, часто их переучивали на правую руку, иногда применяя довольно жесткие методы. «Преступную» левую руку могли привязывать, чтобы заставить ребенка писать правой рукой, нередко в дело шли угрозы, запугивание и ремень. В результате такого подхода многие люди в СССР стали амбидекстрами, то есть научились одинаково хорошо работать обеими руками.
Запрет на половое воспитание
В Советском Союзе обсуждение сексуальности и физиологических аспектов жизни с детьми считалось неприемлемым. Родители, бабушки и дедушки избегали поднимать эту тему из опасений, что это пробудит чрезмерный интерес к сексу у молодых людей, существовало молчаливое согласие о том, что подобные вопросы не обсуждаются в семейном кругу.
Ситуация с порочным, «кривым» восприятием сексуальности отражалась и в медицинской сфере. Многие женщины вспоминают, что визиты к гинекологу были серьезным испытанием из-за неуместных комментариев врачей касательно их личной жизни. Табу на обсуждение секса в обществе приводило и к определенным негативным последствиям, таким как рост числа незапланированных ранних беременностей и распространение венерических заболеваний среди молодежи.
Отсутствие открытого и понятного просвещения в области сексуального воспитания порождало недопонимание и страхи, связанные с этой частью человеческой жизни. Это привело к тому, что многие молодые люди вступали во взрослую жизнь без должной подготовки и знаний.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Почему самый большой айсберг планеты начал двигаться — впервые за 3 десятилетия
✅Как жители Британии встречают Рождество: ужасный свитер, горький пудинг — и огромное количество подарков!
✅Откроются ли закрытые аэропорты на юге РФ? Как они выживают без работы уже столько времени?
✅Почему из России до сих пор не исчез плацкарт?
✅5 загадочных болезней прошлых лет, которые до сих пор не могут разгадать ученые и врачи